ЛЮБОПЫТНЕЙШЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Монаха Францисканского ордена
ЖАНА ДЮ ПЛАН КАРПИНА,
посыланного в 1246 году в достоинстве Легата и Посла
ОТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ IV К ТАТАРАМ;
Им самим писанное,
И заключающее в себе достоверные известия о тогдашнем в Европе и Азии могуществе Татар; об одежде их, пище и питии; о политическом и гражданском правлении; об образе богопочитания их; о поведеньях их на войне, об обрядах, наблюдаемых при свадьбах и погребениях, и о многих достопамятных происшествиях, касающихся до Российских Великих Князей;
С приложением ландкарты.
МОСКВА,
В Университетской Типографии
у Ридигера и Клаудия.
1795.
=================================================================
ОДОБРЕНИЕ.
По приказанию Императорского Московского Университета Господ Кураторов я читал сию книгу, под заглавием. - Любопытнейшее путешествие Жана дю План Карпина, и не нашел в ней ничего противного наставлению, данному мне о рассматривании печатаемых в Университетской Типографии книг; по чему оная и напечатана быть может. - Логики и Метафизики Профессор, и печатаемых в Университетской Типографии книг Ценсор,
Андрей Брянцев.
=================================================================
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Трудившегося в переводе.
Для лучшего понятия о сем путешествии нужно знать, что Папа Иннокентий IV, тронут будучи опустошениями, которые производили Татары набегами своими в Христианских землях, решился отправить к сим варварам духовных людей с прошением, чтоб они удержались от пролития человеческой крови, и с увещанием их к принятию Христианской веры.
Первые, которых Папа туда послал в 1246 году, были отец Жан дю План Карпин и отец Бенедикт, Поляк, оба монахи францисканского ордена. По возвращении своем они сообщили известие о своем путешествии, из которого Винцентий Бове сделал выписку и поместил ее в свое Историческое Зеркало, присовокупив к тому слышанное им изустно от самого Карпина.
Рейнерий Рейнекций внес ту выписку в изданную им 1585 года пространную восточную Историю. В 1729 году [IV] Француз Петр Бержерон, издатель книги, под названием: Recueil de divers voyages curieux en Tartarie & c. Leide 1723, поверял внесенное Рейнекцием с целым манускриптом, в библиотеке Г. Пето находящимся, и нашед сходным с подлинником, напечатал сие между другими любопытными минувших веков путешествиями.
Из сего-то Бержеронова собрания любопытных путешествий извлечен предлагаемый перевод; при чем употреблено старание удержать точность и придать на Российском языке, сколько можно, более ясности без всякой перемены, а особливо в собственных именах; древний памятник должен оставаться в том виде, в каком найден. Карпин довольно обстоятельно описал тогдашние нравы и обычаи Татар. Проезжая чрез Россию вскоре по нашествии Батыевом, он был самовидцем причиненных им опустошений.
Бесполезно б было одобрять сию книгу; всякому Россиянину, любящему Отечество свое, подаст она повод ко многим размышлениям о упадке такой необъятной громады, какова была Татарская Империя, и во всей силе заставит почувствовать, сколь непостижимо промысл [V] Всевышнего возвел Россию, бывшую некогда в порабощении у Татар, на ту степень величества, славы и могущества, на которой целой свет с удивлением теперь ее видит. Каждый из нас с благоговением сказать должен: слава Богу! слава премудрости державствующей в России! Где доселе обитало для нас бедствие и ужас, там водворено ныне благоденствие и устроены способы к обогащению Империи. Народы издавна враждебные России теперь покорены и вверены попечению благодетельной МОНАРХИНИ, дабы озарились они законодательным Ее светом и соделались участниками того блаженства, которым наслаждаются все подданные, под Богохранимою Ее державою живущие.
А. М.
=================================================================
ПОКАЗАНИЕ ГЛАВ И СТАТЕЙ, В СЕЙ КНИГЕ НАХОДЯЩИХСЯ.
Предисловие Жана дю План Карпина.
ГЛАВА I. Монах Жан дю План Карпин с товарищами своими отправляется из Италии, приезжает в Россию, где начинается Татарская земля.
- II. Каким образом они приняты были Татарами.
- III. О принятии их Князем Батыем.
- IV. Оставив Батыя, проезжают чрез земли Команов и Кангитов.
- V. О приезде их в Орду того, которого должно было избрать в Императоры.
- VI. О приезде их ко двору Куине, которой назначен в Императоры.
- VII. О учиненном приеме от Куине.
- VIII. О торжественном избрании Куине в Императоры.
- IX. О торжестве, бывшем при венчании Куине на царство.
- X. О разных именах Хана, о его Князьях и армиях.
- XI. О возрасте и нраве Куине, и о Императорской его печати.
- XII. О доступе духовных Посланников к Императору.
- XIII. Каким образом Император и его мать разъехались в разные места, и о смерти Российского Великого Князя Ярослава.
- XIV. Духовные представляют свои письма Императору, и получают на оные ответ.
- XV. Каким образом отпущены были сии духовные.
- XVI. О возвращении духовных.
СТАТЬЯ I. О Татарской стране, о положении ее и о климате.
- II. О качествах Татар, их браках, одеянии и жилищах.
- III. О их вере, обрядах; о том, что они почитают грехом; о их погребениях и очищениях их.
- IV. О хороших и худых их обыкновениях, и о мясах, которые они едят.
- V. О Империи и владении Татар.
- VI. О поведении Татар на войне.
- VII. О землях и народах, покоренных ими под власть свою.
- VIII. О способе сопротивляться Татарам и с ними воевать.
Свидетельство Карпина для утверждения в истине своего путешествия.
Текст воспроизведен по изданию: Любопытнейшее путешествие монаха францисканского ордена Жана дю План Карпина, посыланного в 1246 году в достоинстве легата и посла от папы Иоанна IV к татарам; им самим писанное, и заключающее в себе достоверные известия о тогдашнем в Европе и Азии могуществе татар: об одежде их, пище и питии; о политическом и гражданском правлении; об образе богопочитания их; о поведениях их на войне, об обрядах, наблюдаемых при свадьбах и погребениях, и о многих достопамятных происшествиях, касающихся до российских великих князей. М. 1795
© текст - ??.
1795
© сетевая версия Thietmar. 2020
© OCR - Иванов А. 2020
© дизайн -
Войтехович А. 2001