Комментарии
45. (стр. 65). Соланги, иначе Екланги, Скланги: вероятно Манджуры, коих и теперь еще называют Соланами. Форстер Geschichte der Entdeck. und Schiffahrten im Norden.
46. (стр. 67). Гуиры: см. ниже примеч. 66.
47. (стр. 67). Кракурим, Каракорум, Каракарум. Монах Рубруквис, ездивший к великому хану Мангу в 1253 г., был в этом городе и описывает оный.
48. (стр. 75). Букерам. «Bukeramo, Bucaranum, Buchiranum, Boquerannus, полотно тонкого разбора, по Французски bougran (клеенка?)». Дюканж. Glossar.
49. (стр. 79). Cambucas, Камбуки. Слово, которого я объяснить не могу и которого нет в Дюканжевом словаре; а по соображению можно догадываться, что это кусок кожи, висящей по обеим сторонам седла и называемый у нас крылом.
50. (стр. 79). Я не понимаю этого места в подлиннике: virgines et non vxoratae, и потому перевел на угад. Не значит ли это: девок и недавно вышедших за муж (молодиц), как выше стр. 77?
51. (стр. 81). Здесь оригинал столь невнятен, что я переводил только по догадке.
52. (стр. 81). Описываемые здесь Монгольские повозки называются у нас кибитками; сравни выше примеч. 35.
53. (стр. 85). Михаил Всеволодич Черниговский. Быв принужден явиться в орду, он предстал пред Батыя со внуком своим Борисом Васильевичем Ростовским и боярином Феодором. Волхвы Батыевы принуждали их идти сквозь огнь и поклониться солнцу и огню (см. выше примеч. 13). Михаил отвечал, что это неприлично Христианам, а царям непристойно давать такие повеления: «Мы поклоняемся Иисусу Христу, а не вашим мерзким идолам; царю же Батыю, хотя и он есть смертный человек, но яко имущему власть, данную ему от Бога, мы честь воздадим и поклонимся». Батый послал уговаривать его стольника своего Елдегу. Но ни сей чиновник, ни внук Борис и другие, бывшие там Русские князья, не могли преклонить его и боярина его Феодора. Батый осудил их на жестокую смерть. «Убийцы тии окаяннии скочиша с конь и яша ВК. Михаила, растегоша за руце и за нозе, и начаша его руками бити по сердцу, и поврьгоша его ниць, и бьяхуть его пятами... и семужь на долзе бывшу, некто быв прежде христианин, после же бысть поган, именем Доман, отреза ножем главу святому мученику и отврьже ю далече от тела... Боярина же Феодора много мучивше, главу ему отрезаша». За сие страдание причтены они к лику святых. Церковь Греко-Российская празднует память их 20 сентября. См. Четью Минею под сим числом; Никон. III. 19-26; Воскр. II. 218-224.
54. (стр. 87). Сравни выше примеч. 13.
55. (стр. 87). Андрей, герцог Сарвогльский, в других рукописях Сцирвогльский, Sciruogle. Г. Карамзин (История IV. 57 и примеч. 62) догадывается, что это должен быть Андрей, сын Мстислава Киевского, умерщвленного Татарами на Калке; ибо, в одной Синодальной летописи (No 52, л. 48) сказано: в лето 6753 (1245) царь Батый уби Кн. Андрея Мстиславича. — Я думаю, что Сарвогль есть испорченное имя Ворголя (ныне село Орловской губернии, Елецкого уезда); ибо, около сего времени в Рыльском княжестве были князья Рыльские-Воргольские и Рыльские-Липецкие.
56. (стр. 89). Бержерон стр. 31, очень смешно перевел это место: et les firent coucher tous deux en un lit, avec un enfant qui pleuroit et crioit, etc.
57. (стр. 89). Признаюсь, что место это для меня непонятно. Вот как оно переведено у Гаклюйта (ч. I. стр. 62): For they think by that means to take away the head or force frome the fire: ибо, они думают, что это отнимает у огня голову или силу. Бержерон (стр. 32): Car ils croyent qu’on doit faire sacrifice au feu de telles gens: ибо, они думают, что таких людей должно приносить в жертву огню (?).
58. (стр. 107). Иперпер. «Hyperperum, Yperperum: монета Византийская, которая делалась из чистейшего золота. Она называлась также «Византинами (а после Султанинами), от того, что делалась в Константинополе, который прежде назывался Византиею. Johan, de Garlandia in Synonimis говорит: Dragma Byzantius est, vel aureus atque Talentum (драхма Византийская равняется или золотому (червонцу) или «таланту). «См. Дюканж. Glossar. под словом Hyperperum и Byzantius. — «Сии Бизантины назывались также Solidus, Aureus, по Русски златница, коих из Греческого фунта били по 72; многие из попадающихся еще солидов сего рода весят по 70 гран; точно же столько весит и Русской золотник. Сие обстоятельство заставило меня думать, что может быть и самое имя золотник взято от сих монет, и первоначально означало тоже, что золотой, aureus, золотница... Те, которые полагают солид в равной цене с Венгерским, Венециянским, либо Голландским червонцем, почти в пятую долю ценят его менее; ибо, сии червонцы весят только около 5 7, наши же золотники 70 гран при одной доброте золота. — О сей монете упоминается в весьма многих книгах и граматах среднего века, и надобно думать, что она ходила по всей Европе... и по ней определялась цена других монет». Круг. Критические разыскания о древних Русских монетах, Спб. 1807, стр. 59-64, 179-186.
59. (стр. 107). Аспер ??????, сребреник, род мелкой монеты; от Греческого слова ??????, белый.
60. (стр. 107). Стерлинг, Стерелинг. «Те Саксонцы, которые жили на восток далее прочих, Остфалы, писателями времен Карла великого, именуются Остерлинги, Естерлинги. Они, как известно, владычествовали в Англии. Норманы, нашедши там монеты королей сего народа, назвали их монетами Естерлингов или Стерлингов. В Англии разделен фунт на 12 унций, а из унции серебра делалось 20 стерлингов. В одном несколько позднейшем узаконении Эдуарда I, сказано, чтобы стерлинг весил 32 зерна из средины колоса (32 grana frumenti in medio spicae)». Круг. вышеприв. м. стр. 270.
61. (стр. 115). Камаус: кумыс, известный Калмыцкий напиток.
62. (стр. 121). Монголы и Татары совершенно отличаются между собою как происхождением, так образованием тела, цветом лица, способностями и нравом. Татары одного рода с Турками. Первоначальное и главное жилище их в средней Азии было по В. стороне Каспийского моря, на С. от Персии, Индии и Тибета; с В. и СВ. отделялись они высоким кряжем гор от Калмыков, одного главного Монгольского племя. Эта полоса земли, обитаемая Татарами, называется Азиатскою Татариею или Джагатаем (см. ниже примеч. 78), и разделяется на 1) северный Джагатай, лежащий у Каспийского моря, Аральского озера и вдоль западной Сибири; а) южный Джагатай или великую Бухарию, вдоль по границам Персии и Индии; и 3) восточный Джагатай или малую Бухарию, также Кара-Китай (см. выше примеч. 27), между Тибета с Ю., Хошотов с В. и Зюнгарии с С. Все живущие здесь Татары ныне Магометане, и не смешаны ни с каким другим народом, выключая малой Бухарии, где кочуют некоторые отдельные Монгольские племена с своими стадами.
К Татарии с В. стороны прилегает Монголия, в которой живут одни только Монголы, разделяющиеся на два главные племя. Одно из них называется общим именем Дюрбюн-Уйрят, т. е., четыре союзные; второе состоит из собственно называемых Монголов. Из Дюрбюнь-Уйрятов замечательнее и многочисленнее всех Оелюты (Елеутьи, Елуты) или так называемые в западной Азии и в Европе Калмыки; с разрушения великого Монгольского или Чингисского царства, разделяются на 4 главные рода: Хошот, Дербет, Зюнгар и Торгот (Торгаут, Тургут), из коих Хошоты живут около Коко-нора или Синего озера, между Китаем и Тибетом, в так названной по них Хошотии, а Зюнгары на С. от них в Зюнгарии или в Алтайском и Мустажском хребте гор около источников Иртыша, Оби и Енисея и по многим другим большею частию степным рекам. Торгауты принадлежали России и кочевали около Волги; но в 1771 г. большая из них часть ушла в Зюнгарию. Любопытное известие о сем побеге, переведенное с Китайского языка, напечатано в xij части Сибирского Вестника. Второе главное племя, или собственно так называемые Монголы, живут на В. от Калмыков в обширных странах между Сибири и Китая, и разделяются на Русских и Китайских; первых очень мало и они живут в Селенгинском уезде в Даурских горах на Ю. от Байкала; последние, владевшие некогда при Чингисхане и его преемниках, Китаем, разделяются на Шарра-Монголов и Калкас-Монголов и живут в называемых по них землях, Шарра-Монголы ближе к Китаю, а Калкасы вдоль по В. Сибири и по местам, в коих течет река Амур. (См. ниже примеч. 67).
Из вышесказанного описания видно, сколь неосновательно географы и многие путешественники (напр. Мекертней), называют Татариею лежащие на СЗ. С. и СВ. от Китая и принадлежащие ей области. Можно назвать грубою ошибкою, когда несколько столетий среднюю восточную Азию между Сибири, Персии, Тибета и Китая, называли великою Татариею, а еще грубее, когда сию мнимую великую Татарию разделяли на свободную, Русскую и Китайскую.
Относительно же различия между Монголами и Татарами, Европейцы были несколько веков в заблуждении. После вторжения Монголов под предводительством Бату, в Польшу, Шлезию, Моравию, Венгрию и на Ю. прилегающие к ним земли, после завоевания Киева в 1240 г., разнеслось по всей Европе ужасное имя Татар. Сему народу приписали все страшные опустошения в Азии и восточной Европе, и в Русских летописях, Монгольское владычество, названо Татарским. Это произошло от того, что порабощенные Монголами Татары, в позднейших Чингисхановых походах составили большую и храбрейшую часть войска; что в Половецкой земле основанное Батыем Монгольское царство, заселилось многочисленными ордами Татар; Монголы, при наследниках Батыевых, как в Половецкой земле, так и в России, переродились в Татар, а введение Магометанской религии совсем изгладило бывшее между ими различие. Все сии обстоятельства произвели совершенную перемену победителей с побежденными, так что имя одного не Монгольского, а Турецкого племени, сделалось общим для всех народов, живущих от Каспийского моря между Сибири с С., и Персии, Индии, Тибета и Китая с Ю. и при восточном океане.
63. (стр. 127). О рассказываемой здесь войне, Абулгази, I. 263, говорит, что Найманский хан Таян, согласись с Маркаттами, Уйрятами (Калмыками) и Дзойгератами, пошел на Чингис-хана; но был разбит, ранен и умер на побеге. Сын же его Кутлук ушел сперва на берега Иртыша, а потом к хану Туркестанскому. Это случилось в 1203 году, как и Викентий Бовезский показывает, называя только, по тогдашнему невежеству европейцев, Найманского хана царем Индейским Давидом и к этому еще попом-Иваном.
64. (стр. 127). Омыл, Ханыл. Город Хамыль, и теперь еще существующий в малой Бухарии, и завоеванный Китайцами в 1718 году.
65. (стр. 129). Это большая песчаная степь Ксамо или Шамо или Белджам. «Она простирается от Русских границ Нерчинского уезда на ЮЗ. чрез землю Мунгальскую до Тибета и Индии. Чем далее она лежит к С., тем она уже; там называют ее Мунгальским именем Гоби (Так вообще называется всякая песчаная или каменистая, сухая и бесплодная степь.); а чем она далее к Ю., тем шире и чрез оную дорога длиннее и труднее становится. В этой степи есть озеро Лоп, о котором Калмыки и Бухарцы рассказывают, что там живут дикие люди, и для сей причины опасно к нему приближаться». См. Ежемес. сочинения к пользе и увеселению служащие, 1760 г., Генварь, стр. 17, 18. — «На сей обширной, сухой и бесплодной полосе земли хотя находятся кое-где колодези с посредственною водою, но оной только может быть достаточно для продовольствия небольшого числа путешественников; а по причине каменистой и песчаной почвы, не произрастают там ни какие травы, могущие служить кормом, особливо для мелкого скота». См. Сибирский вестник, xij. 191.
66. (стр. 129). Гуиры: у Рубруквиса Югуры, у Абулгази уйгуры. Последний (I. 126-136) производит их от Монгольской крови и говорит, что они прежде жили в Турфане, потом перешли в степи Кипчацкие, а от туда переселилися в Ховаресм (Хиву) и землю Усбецкую. Он же, на другом месте (I. 265) говорить, что Уйгуры терпя притеснение от хана Туркестанского, добровольно отдались Чингисхану, который за хана их Идикута выдал свою дочь. — Сей народ, между тогдашними невеждами, был просвещенный. Абулгази (I. 136) упоминает, что Чингисхан употреблял уйгуров секретарями и писарями в своей канцелярии. Вот известие о Монгольской нынешней грамате, сокращенное мною из Сибирского вестника, VI. 62 и д. «У Монголов три рода писмян: 1) Тангутские писмяна и язык имеют одну участь с Латинским языком в Европе, т. е., употребляются только духовенством и учеными. Монголы приняли их вместе с Шигемониевым законом. Сии писмяна походят на Брахманские и Сирские изображаясь горизонтально от левой руки к правой. 2) Изобретенные ламою Пакбою по препоручению Хобилай-Цецен-хана, внука Чингисханова, потому что принимавшийся за то прежде его лама Чаджа Бандида не мог изобрести всех нужных букв. Но буквы последнего остаются и по ныне в Монгольской азбуке, а Пакбы ламы вышли из употребления так, что ныне книги, ими писанные, считаются великою редкостию. Буквы сии состоят как будто из четвероугольников и пишутся от левой руки к правой. 3) Собственно Монгольские, изобретение коих приписывается какому-то ламе Чойдже Отсыру во время Хайсынь-Кулуг-хана, родственника Чингис-ханова в 7 колене и племянника Хобилан-ханова. Сии буквы изображаются хотя от левой руки к правой, но отвесно с верху к низу. Монгольские писмяна приняты Манджурами, Тунгусами, Калмыками, Бурятами и прочими народами Монгольского племяни. В заключении, Г. Спасский, сочинитель сей статьи, говорить, что европейские ученые называют сии писмяна Ойгурскими (Уйгурскими) и относят принятие их Монголами ко времени Чингис-хана; но несправедливо: ибо, Монголы прежде сих писмян имели уже изобретенные ламами Чаджею Бандидом и Пакбою (Но сии ламы жили после Чингисхана при внуке его.). Вероятно к сему заключению приведены они были повествованием об Уйгорах Абулгага-хана, что они знали тогда употребление букв, и Чингис-хан имел их при себе в походах для писмоводства; но из того не следует, чтобы Монголы от уйгоров приняли писмяна. Между тем исторические предания сего народа утверждают со всем противное. В одной Монгольской книге, сочинение которой приписывают нынешнему Ургинскому хутухте Джабдзун-Дамбе, именно сказано: «До Хайсан-Хулуг-хана книги, бывшие на Уйгорском языке Монголы не могли читать; а Уйгор назывался в то время (от Монголов) народ Тангуты». — Слово Уйгор, продолжает Г. Спасский, есть истинное простонародное Монгольское и служит по ныне к изъяснению того, если кто о чем говорит непонятным или чужестранным языком. Тангуты же и во время Чингис-хана не только говорили, но ламы их читали даже проповеди Монголам на своем неизвестном сим последним языке, а потому названы были от них Уйгорами».
67. (стр. 131). Сарвиворов или Сарвиуров я не знаю. — Каравиты, Караниты: Абулгазиевы Караиты. Он говорит (I. 160), что это древнее поколение, которое прежде было многолюдным и богатым, имело особенное правление и жило в соседстве с Найманами. О хане их Тайрелле или Аунеке, который владел и Найманами, см. ниже примеч. 71. Караиты жили близь реки Каласу, впадающей чрез Абакан в Енисей: теперь живут там Киргизы, между коими есть одно племя, называющееся Караитами. — Войрат: без всякого сомнения Абулгазиевы Уйряты или нынешние Калмыки, (может быть Буряты). Он говорит (I. 155), что они жили около 8 рек, впадающих в большую реку Икар или Икран-муран (Какая это река, писатели несогласны. Беншинк, переложивший Абулгазиеву историю на Французский язык и сделавший к ней примечания, полагает (I. 146), что это Енисей. Страленберг неосновательно выдает ее за Аргуню. Фишер (Сибирская история, 25-26) говорит, что это может быть Онон или (что совершенно несправедливо) Хоанг-го. Миллер (Описание Сибирского царства, 14) утвердительно говорит, что это Амур. Но Лербергово мнение, что это Обь, кажется всех основательнее: см. его Исследования, служащие к объяснению древней Русской истории, Спб. 1819, стр. 34.), и что Чингис-хан, по долговременной войне покорил их. От Уйрятов, по словам его, произошли многие поколения: Торгауты, Курисы, Утуласы, Туматы, Боягачины, Гирмучины, Теленгуты, Орагуты и Кусутмаиты (см. выше примеч. 62).
Здесь путешественник наш говорит, что в этот же раз Чингисхан победил и Команов; а после (стр. 133, 135) сам же пишет, что сей хан послал на них сына своего Тоссуха. Вероятно это внесено переписчиком; ибо, известия сего нет у Винцентия Бовезского.
68. (стр. 133). Это случилось в 1210 году. Китайский император, побежденный Чингис-ханом, был Кинской династии и имел три собственные имя. В младенчестве назывался он Гин-шин; возмужав, прозван, по обыкновению Китайцев, Юн-тси, что после переменено на Юм-тси. Династия Кин, получила это название по следующему случаю. Государи Хи-танского племяни (см. выше примеч. 27) назывались Леао, что значит некоторую превосходную сталь, находящеюся в каких-то камнях, которые надобно разбить, чтобы достать оную. В 1125 г., последний из сих государей попался в руки к Ниу-че, предводитель коих Агу-та восшед на престол назвал свою династию Кин, что по Китайски значит метал, а в переносном смысле золото. «Хи-таны, сказал он, приняли название Леао. Сталь эта как ни превосходна, но наконец съедается ржавчиною. Одно только золото выдерживает все перемены воздуха и ни от чего не портится. По сему, да имянуется наше государство Кин (т. е. золото)». Западные жители превратили слово это в Алтун, что по Татарски значит также золото. Из Кинской династии 9 императоров владели 118 лет. Октай хан прекратил ее в 1234 году. См. Supplement a la biblioth. orientale, par C. Visdelou et A. Galand, mdcclxxx, in fol. p. 5-8.
Плано Карпини говорит здесь, будто Чингисхан победя Китайского императора, и сам назвался императором. Но Абулгази (1. 251) свидетельствует, что Чингис назван великим ханом в 599 (1202) году после поражения Караитов, и при сем случае принял имя Чингиса, называвшись до того Темуджином; на Китайцев же пошел он гораздо после.
69. (стр. 133). Персы и Арабы узнали Китай около начала нашего летосчисления под названием Син или Хин; но смягчили выговор сего слова. Так произошло имя Син, которое Птоломей и другие древние географы дают Китайцам; но с окончанием, приличным свойству их языка. Индияне выговаривают имена Син или Хин с сильнейшим и ближе к Китайскому подходящим дыханием (aspiratio). От Индиян прежде всех услышали Португальцы имя Хин и по свойству языка своего прибавили к оному а (хина). Тоже после сделали и Гиспанцы, а им потом последовали Французы, Италиянцы, Англичане и Немцы. Но все сии народы выговаривали это имя по своему. Если же кто хочет выразить настоящий выговор Китайского Син, Индийского Хин, Португальского и Гиспанского Хина, тот должен говорить и писать Чина. — Мы Русские называем Хину Китаем; это имя заимствовали мы от жителей средней и южной Азии. Но ни Хина, ни Китай неизвестны самим Китайцам. Они иногда называют свою землю общим именем Чонг-коа, т. е., Срединное государство (которое имя встречается и в наших исторических и дипломатических бумагах), или Чонг-гоа, т. е., Срединный цвет; ибо, при величайшем своем невежестве в географии и астрономии, в гордом безумии своем думают, будто земля их занимает величайшую часть вселенные и лежит в средине оные, а около оной прочие земли наполняют только угол великого четвероугольника, из которого состоит земля. Обыкновенно же Китайцы называют себя и свою землю по царствующему роду. Так, в последнем столетии до начала нашего летосчисления и в первом после оного, называли они себя вероятно уже Син или Хин, прежде нежели еще Кины или Ниу-че завоевали северную часть Китая, из которой в 13 столетии выгнаны они Чингисидами. С 960 по 1276 г. назывались они Сонг, по одному Китайскому, в южной части Китая владевшему сильному роду, побежденному храбрым Кублаем, от которого с начала только северный, а потом южный Китай, приняли название рода Юен и удержали оное до 1368 года. Кублай, а еще более преемники его, мало по малу нравы и обычаи свои переменили на Китайские. Следствием сего было то, что Юены, от одного природного Китайского рода Минг, прогнаны в прежние их жилища, в Монголию, которая и сама завоевана Китайцами и до сих еще пор, как завоеванная область, соединена с Китаем. Тут, с 1368 по 1644 год. Китай назывался Минг; но лишился сего названия от одного пришедшего от реки Амура чрез Леао Тунгузского племяни, которое уже прежде под названием Кин или Ниу-че, владел северным Китаем, а тут с нова под названием Манджу завладел всем сим государством. От сего-то племени Китай называется теперь Хин или по Китайскому выговору Чин.
Северный Китай с прилегающими землями, некоторое время назывался также Китаем. После первых христианских миссий в ЮВ. земли Азии, думали в Европе, что Катай или Китай различается от Хины и лежит севернее или восточнее этой земли; но с начала 17 века знают, что Хина, Катай и Китай, есть одна и таже земля.
70. (стр. 133). Тоссух, Тоссут; у Абулгази Чучи, что на Монгольском языке значит гость; у других, Джуджи, Туши; старший сын Чингис-ханов, при дворе которого занимал он должность обер-гофмаршала (или обер-егермейстера, как пишут другие). Он начальствовал в Дешт-Капчаке или Половецкой земле, где в 1224 г. с воеводою своим Зупутаем так страшно поразил Руссов при реке Калке, и истребил Половцев (см. выше примеч. 10 и ниже 77). Абулгази, I. 385-396, приписывает это не Чучию и Зупутаю, а двоим Чингис-хановым воеводам, Чена-нойону и Судай-баядуру (из коих последний может быть есть тоже, что и Зупутай); да и в Русских летописях о Чучи не говорится, может быть потому, что он не был при сем сражении лично. Чучи умер в этой Половецкой земле за 6 месяцев до смерти отца своего. Дети его: Бату, Орда-Ицен, Шейбани и некоторые другие (см. ниже примеч. 78).
71. (стр. 135). Поп-Иван, имя, гремевшее во всей Европе. Очень долго рассказывали множество чудес про сего Попа-Ивана и ломали голову над изысканием, что это за государь. Дегиньй (Histoire des Huns, liv. xv, p. 20) пишет, что он обращен в христианство Несториянскими миссионерами, и вел переписку с папами и государями европейскими. Фишер (Сибирская история, 43) думал, что так назывался патриарх Несториянский. Другие искали сего романического царя-священника в Абиссинии. Гербелот (Biblioth. orient, под статьею Ung) вот что говорит о нем. «Так Монголы называют того, которого Французы именуют Иоанном, хотя слово это происходит от еврейского Иоханна и Иоханнана. Таким образом Унгхан или Авенкхан есть имя государя или императора Моголов, который назван европейцами попом Иваном, потому что он был христианин с большею частию своих подданных. Он владел в самой восточной Азии, склоняющейся к северу, над одним Могольским племянем, называвшемся Керит, и владение его простиралось на право и на лево в великой Татарии до пределов Китая, а может быть до Кореи или Японии». — Форстер (Geschichte der Entdeck. und Schiff.) объясняет, что поп-Иван есть Караитский-Найманский Трогул (у Абулгазия Тайрелл, выше примеч. 67). Этот Трогулл служа Китайцам в войне, которую они вели с восставшими против них народами, оказал им важные услуги, за что они дали ему почетное название Уанг или Унг-хана, т. е., князя первой степени, или владетеля. Восточные народы превратили слово это в Аунек, Авенек или Авенк-хана. Западные Христиане страшным образом изуродовали слово унг, что бы сделать из него Иоанна, которого не только окрестили, но и посвятили в попы». — Между бумагами, которые Г. Карамзин получил из Кенигсбержского архива, находятся два писма магистра Немецкого ордена, Конрада фон Юнгингена, от 20 января 1407 г. к королям Армейскому и Абассийскому или священнику Иоанну (regi Abassiae siue Presbitero Iohanni); но ema Abassia означает не Абиссинию, а Кавказскую Абазу или Авхазию (см. История Росс. Государства, III. примеч. 282). — Различные мнения о попе-Иване, любопытные могут найти в Io. Lavrentii Moshemii Historia Tartarorum ecclesiastica. Helmstadi, mdccxxxxi, p. 16-28.
72. (стр. 137). Бурутабет. Земля Тибет, которую природные жители называют Пуе или Пуекоачим, Китайцы Туфан, Монголы Тангут; лежит в средней Азии. Она замечательна по всем отношениям; но по сию пору известны нам только некоторые пограничные места оной, а во внутренности еще ни один из новейших путешественников не был.
73. (стр. 139). Кергиз: Киргизы, Абулгази, I. 138, 139, 262, 263, напротив того говорит, что Кергизы, по предложению Чингис-хана и не могши ему противиться, покорились, и что хан их Урус-инал прислал ему между другими дарами птицу шунгар, по Русски кречет; что у них было два города Камкамчут, которые недалеко один от другого стояли между двух больших рек, Селенги и Икран-мурана, и еще два города на границах, которые оба назывались Апручир; что они последнею рекою отделялись от одного Татарского племяни, и по смерти Чингис-хана достались меньшему сыну его Таулаю.
74. (стр. 139). Для сравнения привожу здесь место из наших летописей под 1096 годом. «Суть горы заидучи к Лукоморию, им же высота до небеси, и в горах тех кличь велик и говор, и секут гору хотячи высечись. И в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумеши языку их; накажут на железо, и помавают рукою просячи железа: аще кто им даст нож или секиру, дают скорою противу... Сии суть людие заклепани Александром, царем Македонским, якоже сказует Мефодии Потаринский, и взыде на восточные страны до моря, наричемое Солнечное место, и вижу человеки нечистые... и горы высокие, Богу повелевшу, соступишась о них, токмо не соступишася о них горы на 12 локтии. Ту сотворишася врата медная и помазаша сунклитом и пр.».
75. (стр. 143). «Монголы сверх многих других обыкновений, свято ими до ныне сохраняемых, имеют даже писменные законы, князьями и владетелями их от самых времен Чингисхана издаваемые. Древнейшею из всех законных книг почитается у них Цагадзын-бичик, по переводу почти то же, что наказ; но она более уже неупотребительна и может быть потому, что предписания ее не соответствуют духу нынешнего времени». Сибирский вестник VI. 46, 47. — Г. Ланглес собрал и поместил в v томе Notices et extraits des manuscrits de la bibliotheque royale, p. 192-229, все найденные им отрывки уложения, составленного Чингисханом под названием Яса Дженгис-ханы. Сии отрывки составляют 34 статьи.
76. (стр. 145). Абулгази (I. 433) и Персидские писатели (Biblioth. orient.) говорят, что он умер в старости 624 (1227) года, только не от громового удара.
77. (стр. 145). Оккодай: у Абулгази Угадай, у других восточных писателей, Октай, сын Чингис-ханов; при дворе отца своего был министром финансов и генерал-контролером, а по Абулфараджу, иностранных дел. Плано Карпини называет его старшим из сыновей Чингисовых; но, по свидетельству Абулгази и других восточных писателей, был он третий (см. ниже примеч. 78). При смерти Чингис-хана старшим оставался Джагатай; ибо, Джуджи умер прежде отца (выше примеч. 70); но не смотря на его старшинство, отец объявил наследником своим Октая (Абулгази I. 428; Biblioth. orient, под статьею Genghizkhan). Престол однакоже оставался праздным два года; после чего собрался курилтай, и по прочтении Чингис-ханова завещания, старший брат Джагатай и младший Таулай, просили Октая принять правление; но как он долго от сего отговаривался, то братья взяв его под руки, насильно посадили на престол (Абулгази I. 440). Приняв правление, Октай собрал сильное войско и пошел в Китай, где распространил завоевания, сделанные отцом его. Он осадил и взял великий Китайский город, стоящий при реке Кара-Муране; Китайский же государь Алтан-хан, претерпя еще поражение, сжегся (Абулгази I. 448-454). По Китайским известиям, вышесказанный великий город есть Нан-кин (т. е., южный столичный город), который ныне называется Кай-фун-фу, и есть главный в области Гонан (следственно, весьма отличный от того, который европейцы называют Нанкином). Сжегшийся же император назывался Шеу-се и Шеу-ли, а по смерти Гай-тум. Город осаждался два раза: в 1232 г. воеводою Зупутаем, и 1234 г., в который взят, а Гай-тум с отчаяния повесился во дворце (см. Supplement a la Biblioth. orient, p. 7, 8). Возвратясь от туда, Октай в 1237 (а по другим вернейшим известиям в 1235) году, послал племянника своего Бату, сына своего Хаюка и других племянников: Мангу и Байдара, и вышесказанного Зупутая, (см. выше примеч. 70) на западные земли, дав под начальство Башу 300.000 человек. О сем походе говорит здесь и Плано Карпини. О смерти Октай хана см. выше примеч. 42. Дети его: Хаюк, (выше примеч. 14), Куку, умерший прежде отца, Карачар, Каши, умерший в молодых летах от пьянства (Абулгази).
78. (стр. 147). Здесь под одною статьею помещаю я всех Чингис-хановых детей, по Абулгазию и другим восточным писателям из Biblioth. orient.
1) Старший сын Джуджи, см. выше примеч. 70. Дети его:
а) Орду-Ицен или Орда-Ичен, см. выше примеч. 30.
б) Бату, по Русски Батый. Он очень известен. Слово Бату на Монгольском языке значить силу и прочность, также небо и в особенности так называется Багарам или Марс (Biblioth. orient.). Бату получил от великого хана Мангу, которого он возвел на престол, название Шагина, т. е., счастливого (Абулгази I. 479). В наши летописи неизвестно как внесено известие, что Бату убит в Венгрии около 1247 г., и довольно замечательно, что с сего времяни имя его в оных уже более не упоминается; но Рубруквис видел его еще в 1253 или 1254 году. Абулгази, II. 84 говорит, что он умер в Кокорде, столичном городе Капчацкой земли; но Кок-орда значить Синяя орда. Дегиньй полагает смерть его в 1255 году. См. также выше примеч. 77.
в) Бурга, Береке, по Русски Беркай, Бирка, у Плано Карпини стр. 145 Беркутгант, стр. 147 Берка. Он вступил на Капчацкий престол по смерти брата своего Бату, и первый из Монголов принял Магометанский закон; но не хотел обратить к оному своих подданных. Владел 25 лет и умер, по А6углгазию в 1280, по Русским летописям в 1266, а по Стриттеру в 1264 году. Кн. Щербатов в своей Истории говорит, что он умер близь Тифлиса воюя с Персиянами, построил город Сараи (но в этом городе был Рубруквис еще при Батые) и очень любил ученых людей. При нем сделана в России первая поголовная перепись в 1257 году (см. ниже примеч. 92). Летописи наши говорят, что по смерти сего хана бысть ослаба Русской земле.
г) Менгу-Тимур, вступил на престол после брата своего Бурги. При нем сделана новая перепись в России в 1275 году. По нашим летописям умер он в 1282 году. Абулгази называет его разумным и постоянным государем.
д) Шейбани, Шибан; см. выше примеч. 28.
е) Тогай-Тимур. О нем известно только то, что Бату получа известие о смерти Чингис-хановой, отправился в Баракум со всеми своими братьями, кроме Тогай-Тимура, которого оставил у себя правителем (Абулгази). Вероятно он жил и умер при Батые; ибо, потомство его оставалось в Волжской или Золотой орде, и некоторые из оного были ханами. Племя его владело сею ордою при беспрестанных замешательствах до самого разрушения оные (1503 г.); ибо, после сего в Русских летописях более о ней не упоминается; только под 1553 г. сказано, что по запустении орды ханы начали жить в Астрахани. Абулгази доводит родословие до Хаджи-Гирея, который владел в Крыму. Упоминаемый выше на стр. 147 Тгуатамур, может быть есть Тогай Тимур.
2) Второй сын Чингис-ханов: Джагатай, Загатай, Чагадай, Чегодай; у Плано Карпини: Таадай, Тиадай (выше примеч. 26). При дворе отца своего был министром юстиции. Абулгази говорит, что он был чрезвычайно умен; но лице имел свирепое и всегда жил при брате своем Октае. Владел землями Кашгарскою и Мауреннегарскою (между рек Аму-дарьи и Сыр-дарьи), кои по имяни его и теперь еще называются Джагатаем (выше примеч. 62). Бишбалык был престольным городом его владения. Отец дал ему одного нойона или вельможу Карачара, без совета которого он ничего не делал; от сего Карачара произошел Тамерлан в пятом колене. Хотя он был старее Октая, но правление уступил ему (выше примеч. 77). Умер, по Абулгазию в 640 (1243), а по Персидским писателям, в 638 (1240) году. Дети его: Мутуган (или Манука), Мучи, Балдашах, Сагингалга, Сарманс, Бусумунга и Байдар (Абулгази). По смерти его наследовал внук его Кара-Голагу, сын Мутуганов: это говорит Абулгази; по в Biblioth. orient, под статьею Giagathaj сказано, что владение его разделили сыновья и ближние родственники, и кто быль храбрее всех, тот и получил лучшую часть из оного.
3) Октай, см. выше примеч. 77.
4) Таулай или Тули, которого имяни путешественник наш не знает. При дворе отца своего был министром военных дел, (а по другим известиям, генерал-казначеем). Он всегда жил при отце, которого он был любимым сыном, потому что чрезвычайно на него походил, и по сей-то причине назван Тули, что на Монгольском языке значит зеркало. Таулай оказал отцу своему важные услуги при завоевании Китая и умер прежде его, как сказано в Bibl. orient, под статьею Tuli khan; но Абулгази говорит, что он жив еще был при Октае (см. выше примеч. 77). Он владел Хорасаном, Персиею и Индиею, где большею частию сам лично сделал завоевания (Bibl. orient, под статьею Genghizkhan). Дети его: а) Мангу, или Монкака, Мангука, был с Батыем при завоевании России; осаждал Киев, но не взял его; в наших летописях под 1240 г. назван он Менгукак, а потом Менгай. По смерти Хаюка, старанием Батыя, сделался он великим ханом; к нему св. Лудовик посылал Рубруквиса. б) Галаку или Голагу, владел в Персии и испроверг царство халифов. в) Коплаи или Кублай; был великим ханом по смерти брата своего Мангу, довершил завоевание Китая, где основал новую династию; при нем был венециянин Марко Поло, г) Мока-Огул (Абулгази), или Арибога (по другим), о котором ничего неизвестно. — Мать их, о которой говорит здесь Плано Карпини, называлась Сюрхохтны-беги-геган (Абулгази), или Саркютна, племянница Авенк хана, (Biblioth. orient, под статьею Tuli khan). Абулгази говорит, что она была очень милостива и за то любима от своих подданных.
79. (стр. 147). Большая часть имян сих воевод изуродована и узнать их трудно. Орду есть Орда-Ицен (выше примеч. 78). Бати, Бату (выше Примеч. 78). Катган, может быть Кадан или Хадан, которого выше считает он в числе сыновей Чучиевых; может быть это Кадан или Кайдар, о котором говорится в наших летописях под 1240 г. и где он назван также братом Батыевым. Сиван, Шейбани (выше примеч. 78). Сибедей: Себедяй или Зупутай (выше примеч. 77). Тгуатамур: может быть Тоган-Тимур, брат Батыев (выше примеч. 78). Берка, Беркай (выше примеч. 78).
80. (стр. 151). Следственно, племянник, как и действительно; ибо Бату был сын Джуджиев. Бержерон перевел это место так: qui etoit le premier apres lui, т. e., который был первым после него.
81. (стр. 153). Сарацины, т. е., Магометане.
82. (стр. 153). Орна, в Русских летописях Орначь: из описания нашего путешественника видно, что это нынешний Азов или древняя Тана.
83. (стр. 159) Пароситы. Форстер принимает их за Пермяков (см. его Gesch. der Entdeck.); но Лерберг (Исследования, служащие к объяснению Русской истории, стр. 54) утвердительно говорит, что это народ Самоедского племяни, живший при реках Пуре и Тазе, который в Никонов. лет. IV. 267, 168, назван Пертасами. «Рассказываемое здесь Карпином про них чудо, продолжает Лерберг, значит без сомнения то, что они, подобно прочим жителям северных стран, жили летом в своих юртах по целым неделям, хотя не дымом, но в беспрестанном и густом дыме, чтобы защититься от комарей и оводов, которые во влажных низменных местах размножаются до бесчисленности и для людей бывают очень несносны».
84. (стр. 169). О сих людях с собачьими головами, путешественник наш упоминал выше на стр. 25. «Повод к этому слуху подали без сомнения тамошние моржи с неуклюжими своими передними лапами, и северные тюлени, у которых головы похожи на собачьи, а голос на лай, по чему и названы они также морскими собаками. Теперь звери сии всем известны; но за несколько сот лет до сего знали их только по одному слуху; и, как из южных морских коров наделали Сирен и морских девиц, так точно из земноводных северного океана поделали бедных народов, о которых за долго до Карпини и после него, рассказывали много жалкого и странного, и которых все еще заставляли жить в отдаленной Азии тогда, как в европейском севере перестали уже верить их существованию». Лерберг, в вышеприв. сочин. стр. 55.
85. (стр. 161). Исидор, епископ Севильский, †636 г., между прочим написал времянник от Адама до 626 г., полезный для истории Готов, Вандалов и Свевов, хотя в нем видно мало разборчивости и множество легковерия.
86. (стр. 161). Деурум: Ерзерум, известный Турецкий пашалык, в котором главный город того же названия.
87. (стр. 161). Бизант, см. выше примеч. 58.
88. (стр. 163). Абулгази, I. 436, говорит, что Чингис-хан разделил войско на многие десятитысячные корпусы, из коих каждый имел особенного начальника под названием туман-агаси; ибо, ага значить начальник, а туман, десять тысяч. Сии корпусы разделялись на тысячи, из коих над каждою был особенный начальник, мины-агаси, т. е., тысячник. Сии тысячи разделялись на сотни, из коих над каждою был начальник гус-агаси, т. е.; сотник. Сии сотни разделялись опять на десятки, состоявшие под начальством ун-агаси, т. е., десятника. — Число 10.000 в церковных наших книгах называется тмою, а от сего произошло слово темник (начальник над 10.000), которое так часто встречается в Монгольском периоде наших летописей. — Не льзя не заметить разницы между описываемою здесь Татарскою военною дисциплиною и тогдашним неустройством европейских войск, в которых не токмо каждый частный начальник, но и каждый рядовой делал что хотел. В сражении на Калке Русские не уступали Татарам в храбрости; но проиграли оное от недостатка дисциплины. После, великие князья ввели в свое войско почти такое же устройство.
89. (стр. 169). Кунестабулы. «Comes stabuli, Comestabilis, Coneslabils: чиновники, имевшие присмотр за королевскими конюшнями; но после чин этот сделался военным». Дюканж. Glossar. — Во Франции, достоинство Коннетабля было самым высшим.
90. (стр. 173). Печенеги точно также перевозились через реки, см. Stritter. Memor. III. 815, и Шлёцер. Geschichte der Entdeckungen und Schiffahrten, 224, 225.
91. (стр. 185). Дохон, по Русски; Иллит по Немецки. В рукописной повести под названием: Деяния прежних времен храбрых человек, хорек назван дъхорь (см. Карамз. Истор. III. примеч. 272). В нижней Саксонии, сен зверок называется Illik, а в других Немецких землях, Iftick.
92. (стр. 185). Слова путешественника нашего о переписи и дани, подтверждаются одним местом Воскресенской летописи, II. 219. Повествуя о взятии Киева Батыем, сказано там: «Инии же бежаша в дальные страны, иные же крыяхуся в пещерах земных, а инии затворишась во градех... ти тако от поганых избиени быша, а иже крыяхуся в пещерах и в горах и в лесах, мало тех осшася: техже не по колицех временех оставиша во граде, сочташа а вчисло и нача на них дань имати». Но сия была не общая, а частная перепись. О первой же поголовной дани (по переписи или, как тогда называли, числу), наложенной ханом Беркаем (выше примеч. 78), говорится в наших летописях не прежде 1257 года. Бату прошед и погромя Россию из конца в конец, тем еще не поработил ее. Первое основание настоящему порабощению ее положил он в 1243 г. по возвращении своем из Венгрии; тогда потребовал он к себе всех Русских князей для утверждения их зависимости от него, а ВК. Ярослава, как будто в виде всех, послал для сего же к великому хану Октаю. (См. также выше примеч. 43). Преемник Батыев, Беркай, довершил это порабощение поголовною переписью, от которой не могли освободиться и гордые Новгородцы, избавившиеся нечаянно от посещения Бату. По довольно хитрой политике, Беркай освободил духовенство и церковный причт от числа и от дани (см. Летописи под 1257 г.). Для исправного сбора подати и содержания народа в узде, Монголы тогда же учредили полицию: и поставиша десятники и тысящники и темники. Всеми сими чиновниками повелевали баскаки (см. ниже примеч. 94). Через 18 лет (в 1275 г.) сделана была новая перепись для возвышения дани; причиною этого было то, что хану показалось, будто ВК. Василий Ярославич привез ему мало дани (Татищ. История под 1275 г.). Дань состояла в полугривне с сохи, а в сохе считалось два работника. Сбор оной отдавался иногда на откуп (Летописи под 1284 г.). С начала, каждый удельный князь сам отвозил в орду свой участок дани; но как при этом случае, каждый таковой князек мог свободно ябедничать и делать происки, и следственно быть орудием погибели для великих князей; то сии последние приготовляясь мало по малу к освобождению от Татар, принуждали слабейших дань сию отдавать им, а они уже за всех отсылали или сами отвозили ее к хану.
93. (стр. 187). Михаил Всеволодич, см. выше примеч. 53.
94. (стр. 187). Басхат: баскак, паша, наместник. Из летописей наших видно, сколь великую власть имели они в России. В великокняжеской столице Владимире имел пребывание великий баскак. Не менее их страшны были и послы ордынские, присылавшиеся по чрезвычайным случаям, в которых однакоже не было недостатка (выше стр. 163). Посещение такового посла часто стоило множества денег и крови.
95. (стр. 191). Некоторые из сих названий народов, не льзя объяснить, напр: Собоаль, Госмит, Тоас. Иные кажутся быть одним и тем же народом. Другие ничто иное, как христианские секты, напр.: Несторияне и Якобиты. Балдах, есть город Багдад (выше примеч. 25, 33). Тумат, племя Монголов-калкасов, кочующее близь Китайской стены, коих Дегиньй (Hist. des Huns III. 256) называет Туметами, и кои также известны в Китайской географии (см. Bufching’s Magasin, XIV. 547). Аланы или Асы: известные Осетинцы; Г. Карамзин (I. 419) думает, что имя сего народа произошло от древних Язигов, смешавшихся с Аланами. — Обезы, Абазинцы.
96. (стр. 191). Мангия: Ман-дзы, южная часть Китая, которая начинается от реки Хоанг-го.
97. (стр. 193). Балиста: по Англински cros-bow, по Французски arbaleste, по Русски самострел: стальной больший лук, который, по тяжести своей, ставился на сошки, когда из оного стреляли.
98. (стр. 209). «Бе же (Татары) скори на бой, тако же и на бегание легцы сущи, не обременяющеся ничимже тягостнее, бегает же и паки возвращается, и злодействени суть аки демони». Никон. II. 354.
99. (стр. 211). То есть, крепость, стоящую на горе.
100. (стр. 213). Главы этой нет ни у Винцентия, ни у Гаклюйта, а только у Бержерона; по чему и привожу я ее по Французски.
101. (стр. 217). Нет способа объяснить имян людей, приводимых здесь в свидетельство. Ясны только следующие. Даниил Романович (выше примеч. 4). Ярославов сын, которого он видел у Батыя, есть вероятно Андрей. Роман, который встретился с ним на дороге, вероятно сын Михаила, кн. Черниговского и Брянского, как думает Г. Карамзин, (см. его Историю IV. примеч. 67).