Комментарии
1. (стр. 7). Lautiscia, Lantiscia: Ленчин, Ленчица, город Мазовецкий; ныне в царстве Польском, уездный воеводства Мазовецкого. Конрад, брат Лешка белого, был герцогом Мазовецким, и имел тесную связь с князьями Галицкими.
2. (стр. 9). Василик; Василий или Василько, князь Владимирский-Волынский, младший сын Романа Мстиславича храброго, князя Галицкого, убитого в сражении с Поляками, 1205 года. Василько, в то время, когда видел его Плано-Карпини, ходил с Конрадом на Ятвягов. Он отличался храбростию и деятельностию; современные летописцы говорят о нем: бе возрастом середний, умом же велик и дръзостию (см. Карамзин. История Росс. Госуд. IV, примеч. 45). Умер 1269 г. в монашестве и погребен во Владимире.
3. (стр. 9). Краковская герцогиня: Гремислава-Анастасия, дочь Александра князя Бельского и супруга Болеслава, сына Конрадова.
4. (стр. 9). Даниил Романович, князь или король Галицкий, старший брат Васильков, величайший человек своего времени. При смерти отца своего был он 4 лет. В сражении при Калке, не смотря на юные свои лета, изумил он врагов своею храбростию. Долго отвергал он повеления Батыевы явиться к нему в орду для поклонения; наконец, принужденный необходимостию, предстал пред него. Батый потчивал его черным кумысом, и потом прислал ему чюм вина сказав, что Русские не привыкли пить кобыльего молока. Даниил пробыл у Татар 25 дней, был отпущен от Батыя с честию и остался при своем владении. Занимаясь беспрестанно свержением ига Татарского, (говорит Г. Карамзин), он принял систему держаться союза Государей западных (см. ниже примеч. 44), иногда обольщать варваров золотом и смирением, иногда устрашать силою. Преемники его, следуя сей системе, рабствовали менее иных князей Русских, уважались и ханами и соседственными христианскими державами, кои в течение целого века считали Галицкое княжество верным для себя оплотом со стороны Монголов. Даниил умер 1264 или 1266 г. и погребен в городе Холме в церкви св. Богородицы, которую сам создал. См. Карамз. История Росс. госуд. IV. 113, и примечания стр. 26.
5. (стр. 11). Данилон: город Данилов на Волыне; но где? ныне неизвестно. В Волынской летописи сказано, что в 1259 г. Татарский темник Бурундан принудил Галицких князей разрушить некоторые города, в том числе и Данилов. См. Карамз. История, IV. 84.
6. (стр. 11). Equos subductitios, варварское слово, вместо conductitios. Гаклюйт переводит: poste horses, т. е., почтовые лошади; по Русски это называется подводы, разумея лошадей и проводников. Бержерон слова сии выпустил.
7. (стр. 11). Canova: Канев, местечко Киевской губернии, Богуславского повета, при Днепре, 120 верст от Киева.
8. (стр. 15). Корренза: Куремса, Куремша, темник Татарский, кочевавший не далеко от Переяславля Киевского. Он наблюдал над южною частию России; был самый последний из темников, как по числу войска, которым начальствовал (см. выше стр. 15), так вероятно и по личному достоинству, потому что Даниил Галицкий совсем его не боялся. Должно полагать, что по сей причине он после был сменен и место его занял Бурундай, который принудил князей Галицких разорить все сделанные ими в своей земле укрепления. См. Карамз. История IV, примеч. 102.
9. (стр. 15). Что значит орда, см. ниже прим. 35.
10. (стр. 17). Команы: Куманы (от реки Кумы?); по Татарски Кипчак, а земля их Даште-Кипчак, т. е., поле Кипчацкое; по Русски Половцы (от поля, степи, где они кочевали). Абулгази Баядур хан производит их от Татар. Анна Комнена говорит, что они одного языка с Печенегами (см. Известия Византийских историков IV, 132). В Византийской истории упоминаются впервые под 1078, а в Русской под 1055 г., в котором пришли они на Переяславское княжество; но без драки заключили мир с Кн. Всеволодом Ярославичем: и в 1060 (или по нынешнему счислению, 1061) пришед опять, его разбили. С сего времени, дикий и кочующий этот народ, занявший места Печенегов, не менее их диких, был бичом не только России, но ужасал и все соседственные государства, пока наконец в 1224 г. не был совершенно истреблен Татарами, кои называли их своими конюхами. (См. ниже примеч. 70). Плано Карпини и Рубруквис, проезжавшие Половецкою степью в 1246 и 1253 г., видели еще во всем ужасе следы сего Татарского зверства. Спасшиеся от их меча Команы, именно жившие на северном береге Дуная до устьев оного, отдались Византийскому императору, который поселил их во Фракии, Македонии и в Азии при реке Меандре; другие ушли в Венгрию к своим землякам, давно уже там поселившимся и игравшим важное лице при Венгерском дворе, а некоторые остались в рабстве у Татар, или рассеялись по России. Село Кипчаково, существующее и теперь в Рязанской губернии, Ряжском уезде, напоминает о их имени.
11. (стр. 19). Греческое или Великое море: Черное. Но в него впадают только Днепр и Дон, а Волга и Яик (ныне Урал), в Каспийское.
12. (стр. 19). Leuca, Lieue, мера пути, содержащая в себе 2739 геометрических шагов, обыкновенно переводится у нас милею или французскою милею; но я удержал Латинское название для краткости и для отличия от другой меры пути, Millia, Mille, которая у нас также называется милею и содержишь в себе 1000 геометрических шагов.
13. (стр. 19). Елдегаи: в наших летописях: Елдега; о нем упоминается при случае убиения Михаила Князя Черниговского (см. ниже примеч. 53) и тут назван он стольником Батыевым. «Как хан Калмыцкий, так и владельцы, имеют при себе приближенных, которые смотрят за доходами и прочим князю принадлежащим, и называются Зайсанги». Лепех. путеш. I. 448. — Об очищении огнем в наших летописях говорится следующее. «Обычаи бо имея Кан и Батый, аще кто придет поклонитися има, не повелеваешь пред ся вести, но приказано бяше влъхвом вести я сквозе огнь, и поклонитися кусту и огневи и идолом; а иже что приношахуть дары цареви, и от всего того взимающе влъсви и вметахуть во огнь; таже пред царя пущающе с дары» (Ростовская летопись, см. История Карамз. IV, примеч. 41). «Повелеваша своим волхвом скласти два огня, и провести всех князей руских избояры их сквозе огнь, и поклонитись кусту и идолом их и огню; и дары, елико приносят царю, часть некую во огнь вметаху, и тако привожаху их ко царю... Дошедшим же им места идеже бе огнь накладен по обе страны, и мнозии князи Рустии збояры своими идяху сквозе огнь, и поклоняхуся солнцу и огню идолом их». (Никонов. Летоп. III, 20).
14. (стр. 23). Куине: Каюк, Гаюк, правильнее Хаюк, сын Октаев, внук Чингисханов. Абулгази Баядур хан, I. 473, говорит, что он вступил на престол по смерти отца своего, а умер 1247 г. царствовав один только год, потому что был слабого телосложения. Он принял правление не тотчас по кончине отца своего (†1244 г. по словам Абулгази), а чрез два года после, что подтверждается свидетельством Плано Карпини, который был при возведении его на престол в 1246 году. Абулгази прибавляет, что после Хаюка осталось два сына: Ходжи-Огул и Багу, рожденные от одной матери, по имени Хамыш. — Персидские писатели дают о нем следующие известия. «Гаюк-хан, сын Октаев, вступил на престол в 639 г. гедшры (1241), под опекою матери своей Туракины-Хашунь, умершей в 643 (1245) году. По смерти ее сделан курилтай (общее собрание, сейм), в котором правление отдано или подтверждено Гаюку. Он владел один только год, ибо умер в 644 (1246)». (Это говорит Хондемир; но показание его о смерти Хаюка и матери его, опровергается свидетельством Плано-Карпини, который видел эту ханшу в 1246 году (см. ниже примеч. 32); следственно, она не могла умереть в 1245: а Хаюка оставил он в живых в исходе 1246). — Абулфарадж утверждает, что Гаюк умер в 647 (1249) г. в каком-то Туркистанском месте в 5 днях от Биш-балыка; что у него были два брата, Кубань и Сирамун, которым он, как и прочим новаинам (нойонам, вельможам), роздал все Азийские области. По смерти Гаюка, вдова его Огулганмышь, по приказанию Батыя, управляла государством до первого курилтая, который собрался в 650 (1262) г. и в котором сам Батый объявил Мангу, сына Таулаева, великим ханом. — Мирхонд говорит, что при дворе Гаюка Христиане имели великую силу. (см. Bibliotheque orientale, par d’Herbelot, под статьею Gaiuk). Вот сколько разности в хронологии Монгольской истории; желательно бы было, чтобы кто нибудь принял на себя труд объяснить все это. — Хаюк, при жизни отца своего, был в войске Бату-хана при завоевании России. В наших летописях, под 1240 г., находится о нем следующее известие. При осаде Киева Батыем, Русские взяли в плен одного Татарина, который называл им по имянно Монгольских воевод: «Урдюи (Орду), Байдар, Бирюй, Кайдар (Кадан), Бечар (Бечак), Meнгаи (Менгу), Каилус, Куюкс (Хаюк), сеи же и созвратися вспять уведев смерть Канову. Кан же бысть не отроду Батыева; но (Батый; так я читаю) перый бе и великий воевода его, и приплакав о нем царь Батый и зане бысть любим ему зело. Инии же бе воеводы его и велицы и князи Бутар, Айдар, Килемет, Брандаи (Бурундай); Батыри же взя Болгарскую землю и Суздальскую». Никон. III. 7. Почти те же слова и в Воскресенской летописи, II. 204, кроме того, что здесь не говорится о возвращении Хаюка в Азию. Г. Карамзин (см. его Историю, IV. примеч. 8), приводит это же известие из Волынской летописи, словами, кои разнятся от Никон. и Воскрес.: «Урьдю и Бандарь, Бирю и Кадан, Бечак и Менгу и Кююк, иже взвратися вспять, увидав о смерти Канове, и бысть Каном, не от роду же его, но бе воевода его первый Себедяй богатырь и Бурундай, иже взя Болгарскую землю и Суздальскую».
15. (стр. 25). Билеры: Булгары Верхние. Название Булгаров, Вулгаров или Волгаров, произошло от реки Волги, при которой они жили. Византииц Никифор Григора именно говорит, что Вулгары были Скифского племени и жили прежде сего в северных странах при реке Вулге, от которой и название получили; (см. Известия Византийских историков, IV. 2). Арабские же историки реку Волгу называют Булгаром. Армейский историк Моисей Хоренский, первый упоминает о Болгарах, говоря, что еще за 100 лет до Р. X. многие из них вышли из своего древнего отечества, изгнанные внутренним мятежом, и поселились в Армении. В Византийских временниках, особливо древнейших, называются они также уннами, Оногундурами, Котрагами и Контрагами, и жилища им назначаются от Меотического моря вдоль по Дону и Волге к северу. В сих временниках упоминается о них впервые под 501 г., и известия о них продолжаются до 1350 года. — Восточные писатели говорят, что великая земля Булгар или Булар простирается на север, вдоль по северной стороне реки Булгара. Ель-Бергенди и Ибн-ель-варди пишут в седьмом климате своих географий, что город Булгар прежде был многолюден; но Руссы, в 358 г. гедшры (968-969) взяв его разорили и привели в жалостнейшее состояние (см. Историю Булгаров и мои примечания на оную, в Сыне отечества, ч. LXVII, 241-252, 289-307). — В Русской истории известны они под разными прозваниями: собственно Волжские или Верхние, о коих говорит здесь Плано Карпини, жившие при Волге в нынешней Казанской губернии; Камские, при реке Каме; Нижние, в низовьях Волги, коих называли также Хвалисами; Дунайские, в нижней Мизии, которую они покорили в 678 г. и прозвали Булгариею, где смешавшись с Славенами, в течение времени забыли свой язык, и стали говорить Словенским. В Русской истории известны прежде всех сии Дунайские Булгары, по войне, которую производил в их земле ВК. Святослав Игоревич в 967 году. Верхние и Камские Болгары подпали под иго Татарское в 1236 и оду. Народ сей был просвещен и много занимался торговлею. Развалины столичного их города, и теперь еще видные в Казанской губернии, свидетельствуют о знатности оного. — Название Билеров осталось при городе Билярске, в той же губернии, Чистопольском уезде.
16. (стр. 25). Бастарки, Басхарты: Башкиры. Слово Басхарт очень походит на слово Башкурт, как Башкиры самих себя называют. Происходят ли Венгры от Башкиров или от Турков, см. Карамз, История 1, примеч. 302.
17. (стр. 25). Пароситы, см. ниже примеч. 83.
18. (стр. 25). Самогеты, Самогеды: Самоеды.
19. (стр. 25). О людях с собачьими головами, см. ниже примеч. 84.
20. (стр. 25). Исчисляемые здесь нашим путешественником народы, коих названия истолковать можно, суть: 1) Аланы: Осетинцы (см. ниже примеч. 95). 2) Циркасы: Черкесы. 3) Газары: Хазары, владевшие Крымом. О сем народе см. Карамзин. Историю 1. примеч. 90. 4) Иберы: Иверия, Иверская земля или восточная часть Грузии, как и у нас некогда вся Грузия вообще называлась. 5) Каты: вероятно Какати или Кахетия. 6) Брутахи: на карте Кавказских гор, изданной генерал-майором Фрауендорфом, в южной части оных показаны Аланы, называемые Брутаны; очень вероятно, что это Плано-Карпиновы Брутахи. В замечаниях к сей карте сказано, что они независимы, говорят особенным языком и имеют серебреную и медную монету. В Степенной книге, I. 323, в числе побежденных Татарами народов, показываются Брутасы. 7) Циты: Цихия, Зихия, земля в Кавказских горах, на восточном береге Черного моря. В Гаклюйтовом переводе, вместо terra Cithorum, поставлено Scythia, а у Бержерона Bythes. 8) Турецкая земля: Туркомания.
21. (стр. 25). Кангитты: Канглы, Канклы, Ханакет, Кангар, Абулгази Баядур хан, I. 119, производит их от Татар, уверяя, что родоначальник их назван так от изобретения телег. Сначала жили они вместе с Туркменами в песчаных степях; по когда сии переселилися в города, тогда Канглы перешли к рекам Исикулю и Талашу (Текис и Иса, впадающие в озеро Балхаш), где и жили долго. После, 50 или 60 тысяч человек из них, поддались Хорасминскому хану Магомет-шаху, которого мать была из сего племени, а около 10.000 человек остались при вышесказанных реках и были порублены Чингисханом во время войны его с Магомет-шахом. — Константин багрянородный говорит, что три колена Печенегов, славнейшие храбростию, называли себя ?????? (см. Banduri, I. 106); по сему, Тунман и Гаттерер считают Канглов за остаток Печенегов. Византийцы называли их Хоалитами (см. Стриттер. Memor. popul. III, 52), а древние Руссы Хвалисами, также как Болгаров, а после Татар Каспийских: «Хвалисы и Болгаре суть от дщерей Лотовых», говорит Нестор (Кёнигсбер. 145); следственно, единоплеменники. — Плано Карпини называет их идолопоклонниками; а Бержерон в переводе своем: les habitans etoient paisans, крестьяне, селяне.
22. (стр. 27). См. ниже примеч. 43.
23. (стр. 27). Бисермены, Бесермены: Харазы, Хорасмы, Ховаресмы, по Русски Хивинцы. О них упоминается и в наших летописях: «Князе Ординский понаймова рать, Бесермены, Армены, Черкасы, Ясы и пр.» (Арханг. 81). Как Бесермены были Магометанцы, то от имени их произошло испорченное Русское название бусурман или неверный.
24. (стр. 27). Altisoldanus, у Гаклюйта Soldan Alti, у Бержерона le grand Soudan: Магомет шах II, султан Хорасминский или Хивинский. Сей государь, живший сначала в великой дружбе с Чингисханом, потом умертвил его послов. Раздраженный хан опустошил его владение огнем и мечем. Магомет, преследуемый неумолимым врагом своим, ушел на один остров Каспийского моря, где в отчаянии кончил жизнь свою. Хивинская монархия основалась в конце 12 века и государи оной владели Бухариею и большею частию Персии. Магомет шах, по могуществу своему, прозван был вторым Александром великим.
25. (стр. 27). Балдах: так средних веков Европейцы называли город Багдат. Сравни ниже примеч. 33.
26. (стр. 27). Тиадай, Таадай: Чагатай или Дзагатай, Джагатай, сын Чингисханов. См. ниже примеч. 78.
27. (стр. 27). Черные Китаи, Кара Китаи. Землю их составляет восточный Джагатай или малая Бухария, теперь область Китайская; (см. ниже примеч. 62). Вот начало сего государства. Одно Татарское племя, называемое Хи-тан, в 10 веке владело всею северною частию Китая; в 12 веке, Хи-таны побеждены другим Татарским племенем, Ниу-че; спасшиеся от поражения Хи-таны ушли в малую Бухарию, где во круг Турфана и Кашгара, от Оби и Иртыша до Аму-дарьи и Сыр-дарьи, основали особенную державу, удержав название Китаев. Но от чего Кара или Черные? «Как жители сей страны, порабощенные пришедшими сюда Хи-танами, принуждены были платить дань своим завоевателям, то сии назвали их черными; ибо, на востоке, все небольшие народы, обложенные данью, называются так, а свободные, напротив того, белыми (чаган или цаган). По этому же самому, все восточные народы называют Русского царя белым царем (цаган-хан)». Так толкует Форстер в Geschichte der Entdeckungen und Schiffahrten. «По «восточному обыкновению, белое означало у Славен или великоеили древнее: так великая или древняя Хроватия называлась белою; так Дунайские Болгары в Игоревом договоре именованы черными в отношении к Великой Болгарии; так Венгрия около 10 века разделялась на «белую и черную». Так говорит Г. Карамзин в своей Истории Российского Государства I, примеч. 302. Которое из сих толкований справедливее, оставляю решить искуснейшим меня; но должен прибавить, что некогда и у нас платившие подать назывались черными или черносошными, а не платившие оную, белыми или беломестцами; обелить, значило освободить от всех податей.
28. (стр. 27). Сибан: Шибан или Шейбани, младший брат Батыев. Абулгази Баядур хан пишет, II, 120, что за мужество и расторопность, оказанные им при завоевании России, Польши и Венгрии, получил он знатные владения от старших своих братьев, Батыя и Орды-Ицена. Последний дал ему места, лежащие от вершин Урала и Аральских гор до Аракума и Каракума, находящихся в СВ. части Аральского озера, и до низовий Сырь-дарьи и Аму-дарьи; следственно, почти всю В. часть земли Канглиев.
29. (стр. 29). Озеро Байкал. Оно от всюду окружено высокими горами, между коими находятся частые ущелия и пропасти; а от того восстают на нем противные ветры; непостояннейшие и опаснейшие бывают в осенние месяцы, а самый сильный и опасный есть северо-западный. По Бержеронову переводу: путешественники оставили море это в правой руке.
30. (стр. 29). Орда-Ицен. Абулгази Баядур хан называет его братом Батыевым и Шейбаниевым, хотя другие писатели, сколько мне их читать случилось, не говорят о нем ничего. — Как мы сказали: от того, что Латинский оригинал начинается описанием земли, нравов и обычаев Татарских: в предисловии объяснено, почему я переменил этот порядок.
31. (стр. 31). Найманы. Земля их простиралась на СВ. от Кара-Китая, от вершин Иртыша и источников Оби до вершин Селенги. Абулгази и. ч. 2, гл. XI, говорит, что это племя очень древнее и весьма богатое; но он не знает истории о начале и правлении оного, у них были свои ханы, из коих Таян и Барак были побеждены Чингисханом: см. ниже примеч. 63.
32. (стр. 33). Она называлась Туракина-хатунь. Монахов послали к ней потому, что она в то время была правительницею: см. выше примеч. 14.
33. (стр. 33). Baldakinus, Baldekinus, Baldetrimus, Baldeluno, Baldicum: «Ткание богатейшее, которого основа делалась более из золота, а уток из шелка с разными узорами. Так называлось оно по тому, что в западные страны получалось из Балдакка или Вавилона, что в Персии. Многие утверждают, что балдакин есть тоже, что древние называли Babylonicum; ибо Вавилон называется ныне Балдаком (срав. выше примеч. 26). Скалигер в примечаниях на Катулла говорит, что древние называли Babylonicum все то, что вышивалось иглою, хотя бы и не в Вавилоне. После, Французы и Англичане на своем языке говорили: baudequin; cloth of silke». — Дюканж. Glosar. med. et infim. Latin.
34. (стр. 35). Соланги, см. ниже примеч. 45.
35. (стр. 37). Орда, по Татарски урду. Первоначально значило шатер (кибитку), потом преимущественно ханскую кибитку (дворец), а наконец весь двор. Золотая орда или кибитка, о которой здесь говорится, называлась так по золотому (позолоченному) престолу, здесь же упоминаемому. На Татарском языке тиковый престол называется алтун-тахт. Поелику и у Бату был такой же позолоченный престол, то Капчацкое царство Русские называли золотою ордою; а как ханы живали также в городе Булгаре и в городе Саранчуке, то и сии города, смотря потому, в котором из них был ханский двор, назывались также от Татар алтун-тахт. Город же Сарай назывался Урта-урду, т. е. средний двор.
Выше упоминаемая Карпином Сыра-орда, значит желтая, от Татарского слова Сары; так в Хиве река Сыр-дарья значит желтая река.
36. (стр. 37). См. выше кн. II. гл. 1, стр. 69.
37. (стр. 40) Хагадаган. Октай хан, сын Чингис-ханов и отец сего Хаюка. В другом месте Плано Карпини называет его Оккодаем: см. ниже примеч. 42.
38. (стр. 45). Иезек. гл. 38 и 39.
39. (стр. 45). Мосот, Mosoth: не думал ли Плано Карпини о Мосохе?
40. (стр. 47). Байотной: Баю-нойон; см. о нем в путешествии Асцелиновом. Нойон, титул, даваемый Монголами царским детям и князьям, происшедшим от царской крови. Баю-нойон однако же был не царского рода; но он своими достоинствами возвысился до того, что ему и Батыю воздавались почести одинакие с великим ханом. — «Третий род знатности у Калмыков составляют ноины, которые тоже значат, что у Татар мурзы». Лепехин путешествие I. 448.
41. (стр. 47). В одном старинном издании ВБ. вместо sexcenta millia, поставлено sexingenta millia, т. е., 60.000, как и выше стр. 14 и 15, что и справедливее; ибо, Куремша был последний из темников и начальствовал над отрядом от армии Бату, у которого считалось 6000.000 человек.
42. (стр. 33). Абулгази Баядур хан говорит, что Октай хан нечаянно впал в болезнь, от которой и умер в 642 (1244) году. Персидские же историки пишут, что он умер в 639 (1241) году от того, что один раз слишком много напился пьян, царствовав только три года. Дегиньи, следуя Китайским историкам, полагает смерть его в 1241 году. По Русским известиям он умер в 1240 году, когда Бату осаждал Киев (см. выше примеч. 14). Восточные писатели говорят, что государь сей, не смотря на чрезмерную свою гордость, был столь щедр и великодушен, что раздарил слишком 10 миллионов золота (Biblioth. orientale, под статьею Oktay). См. о нем еще ниже примеч. у у.
43. (стр. 53). Ярослав Всеволодович, БК. Суздальский, который по приказанию Бату, ездил в орду для умножения собою великолепия при коронации великого хана. По летописям нашим, он в 1243 г. со всеми князьями явился к Бату, который его послал к великому хану Октаю (см. ниже примеч. 92); в 1245 г., с некоторыми другими князьями ездил он опять к Бату, который в 1246 г. послал его к Кановичам (следственно, к великому хану, в землю Каракум, потому что Плано Карпини видел его там). «Того же лета, продолжает летопись, ВК. бысть в орде у Канович, оболжен бысть Феодором Яруновичем ко царю Батыю, и много истомления прият за землю Русскую, и отпустиша его уже изнемогша, и мало пошед от Канович и преставися нужною смертию во иноплеменницех месяца сентября в 30 день». (Из сих слов покажется с первого взгляда, как будто он потерпел от самого Бату: но все это с ним случилось в орде великого хана по доносам Бату). Во всех наших летописях сказано, что Ярослав умер нужною, т. е., насильственною смертию, приключившеюся от великого истомления; в одной только Ипатьевской под 1250 г. говорится, что его зелием уморили. Наш путешественник именно утверждает, что его отравили ядом, дабы легче завладеть его землею; но Монголы не имели нужды в этом средстве, да и по смерти его Суздальское княжество отдали брату его Святославу. К тому же из последующих слов Плано Карпини ясно, что это был только слух. Вернее всего умер он от горести, видя Русскую землю и себя в таком порабощении и унижении, а к тому присоединились и клеветы Яруновича. См. также ниже примеч. 92.
44. (стр. 63). «Известие это подтверждается Польскими и нашими собственными летописями, равно как и граматами Иннокентия IV. Даниил Романович, занимаясь великим намерением свергнуть иго Татарское, с горестию видел слабость России и бессилие единоверной Византии, едва уже существовавшей; почему в 1245 или 1246 г. дал знать Папе, что желает соединиться с Латинскою церковию и под знаменами ее идти против Монголов. Это произвело дружественное сношение с Римом, и папский легат явился в Галиции. Папа предложил Даниилу королевский венец, а Даниил требовал войска; оба хитрили, досадовали, и в 1249 г. легат с неудовольствием уехал. Король Венгерский помирил их и Даниил признал папу своим отцом и наместником св. Петра под условием однакоже, чтобы Иннокентий принял деятельнейшие меры для обороны Християн от Батыя, и до всеобщего собора не осуждал догматов Греческие церкви. После сего, папский посол возложил на него королевский венец в Дрогичине. Но как от тогдашнего междуусобия Христианских государей, крестовый поход, приказанный папою не состоялся; то Даниил, богатый казною, сильный войском, отрекся от связи с Римом, презрел гнев Александра IV и строго наблюдая уставы Греческие церкви, доказал, что мнимое присоединение его к Латинской, было только государственною хитростию». Карамз. История Российского Государства, IV, 51-54.