Комментарии

1. Geschichte der Autobiographie, III, 2 (Frankfurt am Main, 1959), p. 109. – здесь и далее примечания американского редактора выделены подчёркиванием.

2. Pierre Courcelle, Les confessions de Saint Augustin dans la tradition litteraire (Paris, 1963), esp. pp. 272-275.

3 Пётр «остопочтенный (ок. 1092-1156), христианский ученый, писатель и церковный деятель, аббат Клюнийского монастыря. Провёл реформы в монастырской жизни, с целью опровержения ислама содействовал переводу Корана на латинский язык; предоставил убежище Абеляру; канонизирован Католической Церковью.

4. Я признаюсь (исповедуюсь) (лат.)

5. «О доказательствах святости».

6. »Le traite des reliques de Guibert de Nogent et les commencements de la critique historique au moyen age," в Etudes d'histoire du moyen age dediees a Gabriel Monod (Paris, 1896), pp. 285, 298, 304. Современное исследование, показывающее отношение Гвиберта к другим критикам мощей: Klaus Schreiner, "Discrimen veri ac falsi," Archiv fur Kulturgeschichte, XLVIII (1966), 1-53.

7. Landry, "Les idees morales du XII siecle. VII. Un chroniqueur: Guibert de Nogent," Revue des cours et conferences, annee 1938-39, II, 350; Haskins, The Renaissance of the Twelfth Century (Cambridge, Mass., 1927), p. 235; Bloch, Les rois thaumaturges (new ed., Paris, 1961), pp. 29 and 30, n. 1.

8. ««еяния Бога через франков».

9. »De la methode historique chez Guibert de Nogent," Revue historique, LXXXIV (1904), 51-70, esp. p. 52.

10. "Traite," p. 289.

11. ”La conception de 1'histoire de Guibert de Nogent," Cahiers de civilisation medievale, VIII (1965), 381-395.

12. Landry, "Idees morales," p. 356; Gesta Dei, II, 1, p. 136.

13. Книга II, глава 5.

14. M. Bloch, Rois thaumaturges, pp. 29-32, 46. (Блок, Марк. Короли-чудотворцы. М., 2000)

15. Gesta Dei, I. 1, p. 123; 3Цар. 12:10.

16. Traite p. 286.

17. Эти цитаты приводятся в: Norman Daniel, Islam and the West: The Making of an Image (Edinburgh, 1960), p. 145, and Richard W. Southern, Western Views of Islam in the Middle Ages (Cambridge, Mass., 1962), p. 31.

18. Книга I, глава 26.

19. Joshua Trachtenberg The Devil and the Jews (New York, 1966), p. 213.

20. Книга III, глава 17.

21. Сам Гвиберт не считал свою книгу автобиографией. Он назвал её Monidiae – «Монодия»

22. Жан Мабильон (1632-1707)– французский историк, маврист (член французской монашеской конгрегации св. Мавра (1618-1790) ордена бенедиктинцев; многие мавристы (сам Мабильон, Б. де Монфокон и др.) сыграли большую роль в сборе и публикации западноевропейских средневековых рукописей, положили начало ряду исторических дисциплин), основатель дипломатики и палеографии. Осуществил многотомную научную публикацию источников по истории бенедиктинцев.

23. Подтверждение этих высказываний обсуждается в Приложении.

24. Книга II, глава 4.

25. Книга I, глава 3.

26. Книга I, глава 18.

27. Книга I, глава 12.

28. Рим. 7:23.

29. Ed. Migne, cols. 496-497. Мысль совершенно августиновская; cf. О граде Божием, XIII, 13, и Marriage and Concupiscence, I, 6, 7, ed. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, XLII (Vienna, 1902), 218-219.

30. Ed. Migne, col. 33. «анная тема лежит в русле традиции Августина и Григория Великого. Эти комментарии на взгляды Гвиберта не должны преуменьшать важность его источников, но должны помочь нашему пониманию живучести традиции.

31. Там же., col. 497.

32. Книга III, глава 18. По легенде, похожее наказание постигло ересиарха Ария, который умер в уборной от выпадения кишок. Подобные истории описаны и Григорием Турским в «Истории франков»

33. Gesta Dei, V. 14, p. 194; cf. Gesta Francorum, ed. Rosalind Hill (London, 1962), pp. 56-57. Поскольку семья Гранмесиля была связана с его семьей узами дружбы, Гвиберт изъял из текста его имя. Анонимный автор Gesta Francorum также откровенно информировал Гвиберта, что итальянцы, осажденные в замке Ксеригордон были вынуждены пить свою мочу; Гвиберт пропустил эту историю, добавив, что о ней «ужасно писать». См.: Gesta Dei, II, 10, p. 144, и Gesta Francorum, pp. 3-4.

34. Книга I, глава 4.

35. Книга I, глава 5.

36. Книга I, глава 6.

37. Книга I, глава 15.

38. Там же.

39. Книга I, глава 16.

40. Там же.

41. Книга I, глава 15.

42. «Буколики» («Пастушеские стихотворения») – первое крупное произведение римского поэта Публия Вергилия Марона (70 – 19 гг. до н.э.). Написано в 42 – 39 гг. до н.э. Воспевают мирную жизнь на лоне природы, наполнены мягкого лиризма.

43. Книга I, глава 17.

44. Там же.

45. Евсевий Кесарийский (Евсевий Памфил) (ок. 263-339), римский церковный писатель, епископ Кесарии (Палестина) с 311. Сочинения: «Церковная история» (история христианства до 324), «Житие императора Константина» (панегирик императору). «Церковная История» Евсевия пользовалась большой популярностью в Средние Века и послужила источником для многих исторических сочинений, например Беды Достопочтенного.

46. Абгар V – царь Эдессы (4 – 7, 13 – 50 н.э.). По преданию, Абгар уверовал в то, что Иисус – Бог либо Сын Божий, не зная его лично и не видя его чудес, а лишь будучи наслышан о них. Абгар якобы состоял с Иисусом в переписке, и Спаситель отправил ему свой нерукотворный образ.

47. Ed. Migne, cols. 579-608. Критика Евсевия в: col. 587.

48. Книга I, глава 15.

49. Книга I, глава 16.

50. Шесть дней творения (Быт. 1).

51. Книга I, глава 17.

52. Книга II, глава 4.

53. Ed. Migne, col. 621. Стих Боэция взят из Пятого Теологического трактата (Fifth Theological Tractate, ed. H. F. Stewart and E. K. Rand, Loeb Library (London, 1918), p. 74.

54. Ed. Migne, cols. 377-378.

55. Григорий I Великий (ок. 540-604), папа Римский с 590. Великий реформатор Католической Церкви. Его «Моральные толкования на книгу Иова» стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики.

56. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

57. Exegese medievale, II, 2 (Paris, 1964), p. 150. О консервативном характере этических комментариев Гвиберта см.: Beryl Smalley, »William of Middleton and Guibert de Nogent," Recherches de theologie ancienne et medievale, XVI (1949), 281-291.

58. Облат – лицо, посвятившее свою жизнь служению Богу, следующее определённой монашеской традиции, но не принёсшее монашеского обета, то есть формально не ставшее монахом.

59. Оппидум (оппид) - кельтский город-крепость периода Римской империи, окруженный рвом и земляным валом. Здесь под оппидумом подразумевается замок Клермон.

60. См.: Georges Duby, "Dans la France du Nord-Ouest. Au XIIе siecle: les 'jeunes' dans la societe aristocratique," Annales, Economies-Societes-Civilisa-tions, XIX (1964), 835-846, англ. перевод: Frederic L. Cheyette "The 'Youth' in Twelfth-Century Aristocratic Society," in Lordship and Community in Medieval Europe (New York, 1968), pp. 198-209.

61. Книга I, глава 7.

62. Медиевисты найдут очень любопытные параллели в: Anne Parsons, ”Is the Oedipus Complex Universal? The Jones-Malinowski Debate Revisited and a South Italian 'Nuclear Complex’ ”, The Psychoanalytic Study of Society, ed. Warner Muensterberger and Sidney Axelrad, III (1964), 278-326.

63. Книга I, глава 12. George F. Jones выделяет идеи чести и позора в: The Ethos of the Song of Roland (Baltimore, 1963). Параллели с этим см. в: Jean G. Peristiany, ed., Honour and Shame: The Values of Mediterranean Society (Chicago, 1966).

64. Клюнийская реформа Папы Григория VII, направленная на ужесточение монашеской жизни, на запрет симонии, утверждение целибата, независимость монастырей от епископов и светских властей, их непосредственное подчинение Папе. Главным центром реформы стало Клюнийское аббатство.

65. Ансельм Кентерберийский (1033/34 – 1109) – выдающийся схоласт. Отстаивал независимость английской церкви от папы и королей, считается «отцом схоластики», впервые в средневековой Европе приложил философию к решению богословских проблем, сформулировал доказательства бытия Бога, (впрочем, опровергнутые Кантом).

66. Бернар Клервоский (1090-1153) – крупнейший деятель Католической Церкви, святой. Основал монастырь Клерво и всю жизнь был его аббатом. Усилиями Клерво был создан могучий цистерцианский орден, более 60 монастырей. Вдохновитель Второго Крестового похода. Боролся с ересями и неугодными схоластами, в том числе с Пьером Абеляром. Содействовал распространению в Европе культа Девы Марии. Вдохновитель создания духовно-рыцарских орденов.

67. Книга I, глава 14.

68. Книга I, глава 3.

69. Комплекс кастрации – один из базовых элементов теории Фрейда. — тобы прекратить эдиповское влечение к матери и занятия ребенка онанизмом, отец внушает ему страх лишить его мужских органов. В данном случае, похоже, угрозу несла сама мать, взявшая на себя отцовскую функцию.

70. Книга I, глава 15.

71. В Gesta Dei, I, 3, p. 127, он отмечает, что Мухаммад предписал верующим обрезание. Смотрите цитаты ниже, pp. 29-30.

72. Книга III, глава 11.

73. Книга III, глава 14.

74. Сантьяго-де-Комостела – одна из главных святынь средневековья, монастырь в северной Испании, где находились чудотворные мощи Св. Иакова. Одна из главных целей паломников всей Европы, наряду с Римом и Иерусалимом.

75. Книга III, глава 19.

76. Предисловие, с. 185.

77. Учение Августина о благодати сводилось к тому, что спасение человека зависит от Божьей милости, а не от добрых дел. Оно было отточено в борьбе с пелагианством, провозглашавшим полную свободу воли и спасение по делам. Впоследствии это учение Августина было затерто схоластами доктриной свободной воли и стало одним из питательных источников для Реформации.

78. Эйнхард – франкский учёный-историк, деятель «Каролингского возрождения». В стиле Эйнхард подражает античным императорским биографиям Светония. В своей «Жизни Карла Великого» действительно дословно цитирует «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла, при этом он использует целые куски текста античного писателя, вставляя их там, где, как он полагает, никто лучше Светония не смог бы описать события или персонажей. Почти все характеристики героев, в том числе и самого Карла, скопированы у Светония.

79. Автор «Введения», безусловно, мог бы воздержаться от подобных обвинений, зная специфику средневековой литературы. Подражание не воспринималось как недостойный плагиат. К нему стремились, в общем, лишь подражание и считалось единственно достойным жанром, поскольку «мы лишь карлики на плечах гигантов».

80. Geschichte der Autobiographic, p. 117.

81. Сравнение Августина и Гвиберта должно быть затруднено тем, что их разделяет почти восемьсот лет. Августин был крупнейшим умом своей эпохи, жемчужиной поздней античности, впитавшей в себя все её лучшие достижения, помноженные на могучий духовный заряд раннего христианства. Августин был непревзойденным ритором, и прелесть его книги во многом обусловлена её риторическими достоинствами. Сама вера епископа Гиппонского была риторична. «Исповедь» создавалась в напряжённой атмосфере упадка империи, натиска варваров, духовного расцвета и засилья ересей. То была эпоха страшной интеллектуальной и духовной борьбы. «Исповедь» была и полемическим сочинением. Гвиберт имел совсем иное образование, гораздо более бедное и зашоренное, он плохо знал классическую литературу, логику, риторику. Его умственный аппарат не позволял ему глубоких психологических прозрений. Полемизировать Гвиберту было не с кем, он писал в относительно стабильном обществе так называемого «развитого средневековья». Ему не нужно было писать исповедание веры – она господствовала.

82. Книга II, глава 1.

83. Ed. Migne, cols. 650-655.

84. col. 659.

85. Самое неблагодарное дело для современного ученого – это вступать в схоластический диспут со средневековым автором. Издатель и научный комментатор текста мог бы и удержаться от последнего предложения. То, что средневековые люди жили в мире фикций, должно быть и так ясно. Диспут предполагал использование любых логически выверенных аргументов, оппонентам Гвиберта современные доводы могли и не прийти в голову.

86. Rois thaumaturges, p. 29. Однако, нужно отметить, что аббат Сен-Медара был в это время близким другом Гвиберта, посвятившего аббату томик своих комментариев, (См. Приложение).

87. Gesta Dei, I, 5, p. 132.

88. Ссылки на эту реликвию собраны в: Henri Denifle, La desolation des eglises en France (Paris, 1897-99), I, 167.

89. Ed. Migne, col. 629. Цитата из Оригена не идентифицирована.

90. col. 653.

91. Имеется в виду апостол Пётр. «И Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Матф. 16:18)

92. Диоцез – епархия католической церкви.

93. Henri Maisonneuve, Etudes sur les origines de I'inquisition (2nd ed., Paris, 1960), p. 102.

94. Средневековая наука знала несколько уровней библейской экзегетики; тропологический уровень является попыткой дать каждому, даже самому нейтральному событию нравоучительный характер. Не зря морализирующий exemplum («пример») был наиболее популярным жанром средневековой устной и письменной традиции.

95. Homilies – поучения (лат.)

96. Книга III, глава 11.

97. Там же.

98. Книга III, глава 14.

99. Книга III, глава 17.

100. Как это напоминает набившие нам оскомину писания марксистских историков: «Такой-то разэдакий буржуазный историк не мог осознать ни диалектического материализма, ни исторического материализма, а такой-то прогрессивный товарищ уже дорос до диамата, и почти ступил на путь истмата…» Еще бы чуть-чуть и он почти наш… Поразительно, что автор ставил своей задачей опровержение именно такой позиции, но к концу «Введения» он оказался среди таких же вот «критиков». «Вместо того, чтобы… Гвиберт остаётся …»