Комментарии

1. См. самый конец главы 4 книги II.

2. Выражение применено исключительно для красного словца: во времена Гвиберта трагедий не ставили.

3. Асцелин, или Адальберон, был епископом Лана с 977 г. до примерно 1020 г.

4. В 977 г. Адальберон был назначен епископом Лана. В том же году Карл, брат короля Лотаря, обвинил Адальберона в адюльтере с королевой Эммой. Церковный синод оправдал Адальберона. Карл был отстранён от наследования и бежал в Германию. То есть, вопреки утверждению Гвиберта, королём он не был. В 987 г. власть во Франции перешла в руки Гуго Капета. Карл как последний из Каролингов начал против него войну. В 990 г. он захватил Лан и посадил Адальберона в темницу. В 991 г. Адальберон притворно примирился с Карлом, но затем вероломно предал его, передав в руки Гуго Капета. Карл был посажен в тюрьму и умер в заточении. Следует заметить, что Карл не был «невинным мальчиком»: на момент предательства ему было 38 лет.

5. Рихер Реймсский и Адемар Шабанский датируют предательство Адальберона 29 марта 991 г. (Вербным Воскресеньем). Гвиберт мог изменить датировку для согласованности с последующими событиями.

6. Готье (Уолтер) III был сыном Годы, сестры Эдуарда Исповедника, и Дрё, графа Вексена. Благодаря ему Хелинанд смог проникнуть к английскому двору. Возможно, Гвиберт спутал Году и Эдиту, жену Эдуарда.

7. Генрих I, король Франции (1027-1060).

8. Филипп I, король Франции (1060-1108)

9. После смерти архиепископа Гервасия (Жерве де Беллема) в 1067 г. архиепископская кафедра в Реймсе оставалась вакантной 2 или 3 года. Филипп I назначил епископом Хелинанда, а его противники в Риме добились назначения Манассии I. Папа Александр II разрешил спор в пользу Манассии, заявив, что епископ «женат на своей кафедре» и не может покинуть её без папского дозволения.

10. Например, в 1089 г. Хелинанд передал под управление Ножана три близлежащих монастыря.

11. Ингельран (Ангерран де Куси) стал епископом Лана в конце 1098 или начале 1099 г. и умер в 1104 г.

12. Для епископов и духовных лиц вообще при переводе употреблены латинизированные формы имён. Ингельран – латинизированная форма французского имени Ангерран, потому два этих человека и названы тёзками.

13. Ангерран де Бов, или Ангерран I де Куси был кузеном епископа Ингельрана; они оба являлись внуками Обри де Куси. Ангерран стал графом Амьена в 1085 г. и сеньором Куси в 1086 г., а через первый брак стал сеньором Марля. Он умер в 1116 г. Как и говорил Гвиберт, Ангерран сделал множество вкладов в местные монастыри, а в 1095 г. даровал хартию Ножану. Он развёлся с Аделью де Руси, матерью Томаса де Марля, обвинив ту в измене, что дало повод Гвиберту называть Томаса внебрачным сыном.

14. Жоффруа I, граф Намюра (1102-1139).

15. Эту даму звали Сибилла де Порсьен. Узнав о её беременности от Ангеррана де Бов, Жоффруа де Намюр подал на развод. Примечательно, что в своей книге Гвиберт ни разу не называет её по имени.

16. Нет ни одного доказательства того, что этот брак был проклят церковным собором. Возможно, Гвиберт имел ввиду, что браки, спровоцированные супружескими изменами, осуждались в обществе в целом.

17. Исаи. 14:29.

18. По мнению современника Гвиберта, автора истории монастыря Сен-Юбер-ан-Арденн, мотивы Роже были несколько иными: он согласился выдать дочь замуж за Жоффруа и продать графство лишь после того как в 1087 г. был низложен и посажен в темницу.

19. Иов. 20:27, слегка искажённая цитата.

20. Епископская кафедра оставалась вакантной с 1104 по 1106 год. Вплоть до — етвёртого Латеранского собора 1215 г. круг выборщиков не ограничивался капитулом. Гвиберт участвовал в выборах как один из аббатов епархии. Участие в выборах епископа знатных мирян, таких как Ангерран де Куси, в начале XII века вызывало бурные споры. Например, святой Норберт, живший в Лане, отстаивал их право голоса.

21. Несмотря на постановление папы Пасхалия II, король Филипп I продолжал жить с Бертрадой де Монфор, брак с которой в 1104 г. был признан незаконным.

22. Гальдрик (Вальдрик, Годри) стал канцлером английского короля Генриха I в 1102 г. Ордерик Виталий в «Церковной истории» утверждал, что во время битвы при Теншбре 28 сентября 1106 г. он захватил в плен герцога Нормандии Роберта Куртгёза, и в благодарность за это Генрих сделал его епископом Лана.

23. Псал. 72:18.

24. Каноническое право запрещает избирать епископом человека, пребывающего за пределами епархии. Это зафиксировано в «Декрете» Грациана.

25. С июля 1106 г. по апрель 1107 г. Генрих I находился в Нормандии.

26. Ансельм Ланский (устаревшая форма имени — Ансельм Лаонский) — французский богослов, ученик Ансельма Кентерберийского. Преподавал богословие в Париже. Около 1076 г. вернулся на родину, в Лан, был деканом местного собора. Вместе с братом Раулем Ансельм основал в Лане школу, ставшую одним из центров богословского образования, о которой Гвиберт почему-то вообще не упоминает. Одним из учеников этой школы некоторое время был знаменитый философ Абеляр, но вскоре покинул её из-за конфликта с учителем. За преподавательскую деятельность Ансельма называли «украшением всех латинских земель», «источником знаний» и так далее. Помимо преподавательской деятельности Ансельм занимался комментированием Библии. Его самый известный труд — «Книга сентенций» — стала образцом для остальных схоластов. Ансельм Ланский умер в 1117 г.

27. По другим данным, Адальберон был уроженцем Швейцарии. В 1081 г. он стал аббатом монастыря Сен-Венсан в Лане. Умер в 1120 г.

28. Аббатство Рибмон (Сен-Николя-де-Пре) находилось в 20 милях к северу от Лана. Аббата звали Мейнард.

29. В начале 1107 г. папа Пасхалий II, поссорившись с королём Германии Генрихом V по вопросу об инвеституре, направился во Францию, рассчитывая договориться с королём Филиппом I. Рождество он провёл в Клюни, 12-го февраля был в Боне, 16-го достиг Дижона, а 24-го прибыл в Лангр. Поскольку предыдущую осень он провёл в Северной Италии, то Рим он покинул не «недавно», как пишет Гвиберт.

30. См. прим. 24.

31. Несмотря на то, что во время описываемых событий Гвиберту было уже за 40, он применительно к себе использует слово juventus, что, конечно, нельзя переводить как молодость. Блаженный Августин называл себя juvenis (т. е. молодым) в 45 лет.

32. Иоан. 19:35.

33. Некоторые церковные каноны («Декреты» Грациана и «Декреты» Иво Шартрского) явно запрещали избирать епископом придворных священников или кандидатов, выдвинутых двором.

34. Постановление папы Урбана II позволяло избирать епископами субдиаконов.

35. Григорианская реформа запрещала незаконнорожденным занимать такие должности.

36. Эта аллюзия встречается у многих античных авторов.

37. Святой Руф — апостол от семидесяти, легендарный первый епископ Авиньона. Непонятно, зачем Гальдрику понадобилось ехать за посвящением дальше на юг, но ни в Лангре, ни в Лане церквей, посвящённых святому Руфу, нет.

38. О гадании на Евангелии см. Книгу II, главу 3.

39. Лук. 2:35.

40. Святой Мамерт – епископ Вьена (ок. 462-475). О мученичестве Мамерта и вообще об обстоятельствах его смерти ничего не известно. Ему посвящён кафедральный собор Лангра.

41. “Te Deum laudamus” («Тебя, Бога, хвалим»), или просто “Te Deum” – старинный христианский гимн, авторство которого приписывается Амвросию Медиоланскому.

42. Иоан. 19:26.

43. Кидар – тиара, головной убор персидских царей и иудейских первосвященников.

44. Отсылка к цитате из Овидия (Метаморфозы, II, 846-847) о невозможности сосуществования царского величия и любви:

Между собой не дружат и всегда уживаются плохо
Вместе величье и страсть.

45. Жерар де Кьерзи был авуэ (патроном, защитником монастырского имущества) бенедиктинского конвента Сен-Жан в Лане.

46. Т.е. Сибиллой де Куси.

47. Отсылка к Иез. 3:20.

48. 11 ноября 1109 г.

49. 7 января 1100 г.

50. Баризи-Сент-Аман — монастырь в Баризи-о-Буа, часто называемом просто Баризи, в 4-х милях к северу от Ножана, основанный святым Амандом около 664 г. и входивший в состав большого фламандского аббатства Святого Аманда. Жерар де Кьерзи был авуэ этого монастыря, также как и монастыря Сен-Жан в Лане.

51. Главным центром производства пурпура был Левант. Наиболее ценной разновидностью красителя считался пурпур, получаемый в городе Тир.

52. Замок Кьерзи лежал в 10 милях к западу от Ножана.

53. Лан был одновременно и королевским, и епископским городом. Прево — королевский чиновник, обладавший на вверенной ему территории судебной, фискальной и военной властью. Под «королевскими людьми» здесь подразумеваются либо вассалы короля, т. е. знать, либо, скорее всего, сервы (крепостные). Бюргеры Сен-Жана могли считаться монастырскими сервами и имели возможность получить городские права в Лане, заплатив монастырю выкуп.

54. Domnus Apostolicus («Господин апостолов») - один из исторических эпитетов папы римского.

55. Губерт был епископом Санлиса с 1099 по 1115 г. Гвиберт необоснованно припомнил ему старое обвинение. Губерт был изгнан с должности собственным духовенством около 1103 г., несмотря на поддержку папы и Иво Шартрского, и был восстановлен собором в Труа в 1104 г.

56. Псал. 68:2-3.

57. Отсылка к пророческой цитате из Лук. 2:35, о которой шла речь в главе 4.

58. Псал. 77:49. Русский синодальный перевод Библии не отражает использованной Гвибертом игры слов, поэтому его пришлось немного изменить.

59. Псал. 77:50.

60. Там же.

61. В Средние Века существовало «Jus Spolii» («Право на добычу») - право присутствующих при смерти священнослужителя забрать с собой любое его имущество, так как древние каноны запрещали священникам распоряжаться церковной собственностью. Суверен требовал для себя «Jus Spolii» в отношении имущества умерших епископов, феодалы более низкого ранга - в отношении священников, умерших в их владениях. Король принял такое решение в отношении Гальдрика, как будто тот уже был низложен.

62. Людовик VI, сын Филиппа I, король Франции (1108-1137).

63. Сен-Николя-о-Буа – аббатство в лесу Вуа, в 8 милях от Лана.

64. Поскольку Лан был королевским городом, и король имел право проживать в нём (см. в этой же главе ниже), высказывание Гвиберта о том, что королю приходилось «платить пеню» и что его лошадей отняли, скорее всего, является искажённой информацией о некоем более правдоподобном событии. Например, Герман Ланский рассказывает, что, когда король прибыл в Лан на важный религиозный праздник и понёс золотую корону в монастырь Сен-Жан, его заставили спешиться и оставить коня за монастырской стеной.

65. Исаи 24:2.

66. См. книгу II, главу 4.

67. Хартия 1108 г., в которой епископ Нойона Бальдерик провозгласил создание коммуны, очень короткая и не говорит ничего о порядке управления городом; возможно он определялся другим документом, не дошедшим до наших дней. Хартия Сен-Кантена от 1102 г. не сохранилась.

68. На самом деле многие средневековые монетные дворы часто чеканили биллонные монеты, примерно на треть состоявшие из серебра и на две трети из меди. При нагревании на огне медь на поверхности окислялась и осыпалась, а серебро оставалось и придавало монетам характерный блеск. Этот приём был распространён повсеместно ещё с древнеримских времён. Так что Гвиберт заблуждался, считая его «бесчестным», снижающим покупательную способность монеты и присущим исключительно Лану.

69. Ни одного образца этой монеты не сохранилось.

70. — еканка монет в Лане началась во времена Карла Великого. При Каролингах монеты были серебряные. Биллоны появились позднее.

71. Гвиберт цитирует этот стих ещё раз в своих комментариях к Книге Бытия, но кто его автор – не известно.

72. См. книгу III, главу 3.

73. У епископа жил эфиоп по имени Жан. Гвиберт не сообщает его статус, но, скорее всего, он был личным рабом епископа.

74. Прит. 16:18. «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность».

75. Великй четверг в 1112 г. пришёлся на 18 апреля. Под «благочестивым долгом» подразумевается омовение ног нищим.

76. См. главу 1 книги III. Как уже было замечено, датировка Гвиберта отличается от датировок других историков.

77. Людовик VI Толстый, король Франции (1108-1137).

78. Параскевой (от греческого слова Παρασκευή – «приготовление [к субботе]») называли Великую пятницу. У восточных славян Параскева Пятница стала персонифицированным представлением дня недели пятницы вообще.

79. Вероятно, Гвимар был кастеляном Ланского замка.

80. Видам – наместник епископа. Первоначально видамы выполняли функции эконома в епископских имениях, но впоследствии, сохранив титул, стали наследственными правителями владений, которыми прежде заведовали.

81. Отсылка к Матф. 26:52. Под «иным мечом» подразумевается духовный меч.

82. Мост через реку Сер близ местечка Сор к югу от Креси-сюр-Сер.

83. Волк Изенгрим – персонаж средневекового сатирического городского «Романа о Лисе», антагонист главного героя, лиса Ренара.

84. Гвиберт продолжает противопоставление персонажей «Романа о Лисе».

85. Повеление Господа «Не прикасайся к помазанным Моим» (1Пар 16:22) считалось крайне важным в отношении к священникам.

86. По тогдашним законам сервам было запрещено уходить в монастыри без разрешения господина.

87. Замок Монтегю находился в 10 милях к востоку от Лана. Его владелец Роже де Монтегю был кастеляном Сен-Жана.

88. Бибракс – оппид (кельтский город-крепость), упоминаемый в «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря. Бибракс традиционно локализуют близ Лана. Его название происходит от латинских слов «bina brachia» - «две руки», под которыми подразумеваются два отрога холмов близ Лана.

89. Втор. 22:5 явно запрещает делать это: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие».

90. Приорат Вердело, подчинявшийся аббатству Шези, находился в 40 милях к югу от Лана.

91. История о трупе, обезображенном до такой степени, что его можно было опознать только по какой-то особой примете, настолько часто встречается в средневековой литературе, что Гвиберта подозревают в приукрашивании рассказа.

92. Аббатство Святого Винсента (Сен-Венсан) имело честь быть усыпальницей епископов Лана.

93. Поллинкторами называли людей, которые в языческом обряде погребения обмывали и умащали тело покойника. Гвиберт употребил это латинское слово для людей, которые клали тело епископа в гроб.

94. 3-я Цар. 14:13.

95. Радульф (Рауль) Зелёный был избран архиепископом Реймса в 1107 г., но результаты выборов были оспорены королём Филиппом I. Папа Пасхалий II утвердил избрание Радульфа, но он смог вступить в должность только в 1108 или 1109 г., после смерти Филиппа, и оставался в ней до своей смерти в 1124 г.

96. 1Пет. 2:18

97. Речь идёт о неоднократно упоминаемых «Декреталиях» Бурхарда Вормсского, Иво Шартрского и Грациана.

98. Томас унаследовал сеньорию Марль от матери, с которой Ангерран де Куси развёлся. После смерти Ангеррана в 1116 г. Томас унаследовал сеньорию Куси, но не смог отстоять права на графство Амьен. Гвиберт и Сугерий (аббат Сен-Дени, советник Людовика VI и Людовика VII, историк, автор «Жизни Людовика Толстого») осуждали его, изображая воплощением феодального зла.

99. Томас де Марль был трижды женат. Его первой супругой была Ида, дочь графа Геннегау. После её смерти он женился на Эрменгарде де Монтегю. Считается, что этот брак был расторгнут на основании близкого родства супругов, но никакие источники не конкретизируют, в чём именно оно заключалось. Третьей женой Томаса была Мелисенда, дочь Ги де Креси. И здесь, и в «Деяних Бога через франков» Гвиберт не принимает во внимание доблестную службу Томаса во время Первого Крестового похода.

100. Гай Саллюстий Крисп. «О заговоре Катилины», XVI, 3.

101. Никакие другие источники об этой интриге не сообщают.

102. Пятница Пасхальной недели пришлась на 26 апреля; 29 апреля было понедельником.

103. Введение к книге «Деяния Бога через франков» представляет собой послание к Лисиарду, который был епископом Суассона в 1108-1126 годах.

104. В католической церкви декан, или архипресвитер, содействует епископу в осуществлении священнических обязанностей. В частности, он назначает на должности местное духовенство и осуществляет контроль над клиром. В православной церкви аналогом декана является благочинный.

105. Разные переводчики трактуют это предложение по-разному, в зависимости от принимаемого ими значения слова Exosimi. Одни исправляют его на exosum («ненавидевший»), другие трактуют его как название городов Эссом, хотя тот находится в другой провинции, или Эссе.

106. Это странствие и сопровождавшие его чудеса также описаны в книге Германа Ланского « — удеса Ланской Богоматери», написанной вскоре после 1145 г. на основе сообщений, сделанных непосредственными участниками этого странствия вскоре после возвращения, и в книге Готье Куэнсийского « — удеса Богоматери», написанной в 1220 г. на основе книги Германа Ланского.

107. Бюзансе находится на реке Эндр близ Шатору, по дороге в Тур. Описанные событие произошли в 1112 г. вскоре после сожжения Ланского собора.

108. По сведениям, изложенным Германом Ланским, глухонемой, исцелённый в Бюзансе, был 15-летним сыном местного сеньора. Ещё один глухонемой, исцелённый в Туре, жил с архидиаконом Гвидо в Лане на протяжении семи лет.

109. Герман Ланский не упоминает об этом чуде.

110. Историческая область Франции со столицей в городе Тур.

111. Историческая область Франции со столицей в городе Анжер (Анже).

112. Рауль I, сеньор Неля (1103-1125).

113. Лион-ан-Сантер – клюнийский приорат в 8 милях от Неля.

114. Герман Ланский относит это чудо к странствию в Англию в 1113 г. и сообщает, что исцелившегося юношу звали Жан. Следует отметить, что у Германа и Гвиберта существуют разночтения в нумерации странствий. Гвиберт первым странствием считает хождения по окрестностям Лана, вторым – странствия в Турень и Анжу, а третьим – хождение в Англию. Герман первое странствие Гвиберта не учитывает.

115. Согласно Герману Ланскому странники отплыли из Виссана 25 апреля 1113 г.

116. Стадий – античная мера длины, около 185-195 метров.

117. Герман Ланский дополняет эту историю. Странники прибыли в Туинхэм (современный Крайстчёрч), где был приорат с настоятелем и 12 канониками, на восьмой день после Троицы во время ежегодной городской ярмарки. Настоятель велел французам убираться прочь, так как не хотел, чтобы те собирали пожертвования с торговцев. Всё же странники были хорошо приняты одной семейной парой, выставили свои реликвии, провели службу и даже убедили некоторых торговцев бойкотировать церковь настоятеля, а тех коллег, которые пошли в неё, оштрафовать на 15 шиллингов. Вскоре после того как на следующий день они покинули город, тот был почти полностью разрушен огромным драконом, из ноздрей которого пыхал огонь.

118. По версии Германа Ланского этот эпизод произошёл в замке Тотнес. Повесившийся на дереве погиб в результате случайности.

119. Волы, доставлявшие строительный материалы на Ланский холм, увековечены в статуях местного готического собора.

120. Церемония посвящения Гуго, декана Орлеанского собора, состоялась 4 августа 1112 г. Он умер через шесть или семь месяцев.

121. Этьен де Гарлан был канцлером короля Людовика VI в 1108-1127 и 1132-1137 гг. и сенешалем Франции в 1120-1127 гг. После смерти Людовика в 1137 г. Этьен удалился в Орлеан, где занимал должность настоятеля церкви Сен-Круа.

122. Варфоломей Юрский (Бартелеми де Юр) был епископом в 1113-1150 гг.

123. Лук. 2:35.

124. Утверждение, высказанное также в главе 11, что Томас де Марль поддерживал убийц Жерара, сомнительно. Ранее в главе 6 говорилось, что убийц Жерара поддерживал Ангерран де Куси, а Ангерран и Томас были злейшими врагами. Утверждение, что Томас де Марль и епископ Гальдрик были родственниками, также ничем не подтверждено.

125. Теренций. «Евнух», II, 255.

126. Епископом Амьена был святой Годфрид. Коммуна в Амьене была создана на основе мирового соглашения между горожанами, епископом и его видамом. Противодействие исходило от графа, считавшего, что компенсация за утраченные права недостаточна, и кастеляна, Адама де ла Тура.

127. Адам был кастеляном Амьена. Он владел башней Ле-Кастильон, стоявшей за пределами средневековых городских стен. На её месте впоследствии была построена городская ратуша. Прозвище “de la Tour” дословно переводится с французского «из башни».

128. Видамом был Гермон де Пикиньи.

129. Мартынов день празднуется 11 ноября.

130. История выглядит неправдоподобной. В старофранцузском языке есть слово canole, имеющее два значения: (1) ключица и (2) верёвка, которой ярмо у скота крепится к рогам. Незнакомый с крестьянской терминологией, Гвиберт мог неправильно истолковать услышанную им историю о том, как Томас надел на пленников ярмо.

131. См. книгу 1, главу 11.

132. Эту деталь Гвиберт мог узнать от ножанского монаха, сопровождавшего Годфрида. Кажется, Гвиберт относится к этому факту негативно, но на самом деле Годфрид имел право владеть собственностью до тех пор, пока не вступил в братство.

133. Годфрид уведомил о своём отречении собор в Бове в ноябре-декабре 1114 г. Собор в Суассоне 6 января 1115 г. призвал его обратно, а собор в Реймсе 28 марта подтвердил его возвращение на должность. По утверждению Николая Сен-Крепенского, биографа Годфрида, он был принят обратно с радостью.

134. Дело происходило во время Великого поста 1114 г. Гальтерий был сыном (родным или приёмным) Рожера де Порсьен и таким образом приходился братом Сибилле де Куси.

135. Согласно «Жизни Людовика Толстого» аббата Сугерия Креси был взят до того, как началась осада Амьена в середине апреля 1115 г. Сугерий, как и Гвиберт, полагал, что Креси-сюр-Сер и Нувьон-л’Аббесс принадлежали монастырю Сен-Жан. Однако Томас де Марль третьим браком был женат на Мелисенде де Креси и посредством этого мог иметь права на два этих имения.

136. 11 апреля 1115 г.

137. Сен-Ашель, бывший кафедральный собор Амьена, в 1085 г. стал приоратом августинцев.

138. Ротхард был настоятелем церкви в Суасfсоне. По его просьбе Николай Сен-Крепенский написал «Житие святого Годфрида».

139. Аббат Сугерий сообщает, что осада длилась около двух лет. Поскольку Гвиберт ничего не говорит о смерти епископа Годфрида 8 ноября 1115 г., можно предположить, что он писал книгу до этого события.

140. Райсенда была убита 6 августа 1112 г.

141. Законник Иво Шартрский, современник Гвиберта, в целом враждебно относился к ордалиям («божьему суду»), но в его сборнике законов есть некоторые каноны, благосклонно относящиеся к ним.

142. Суть этого испытания заключалась в том, что связанных обвиняемых бросали в воду. Утонувшие признавались невиновными — Бог их забирал в лучший мир, они раньше попадали на небо. Всплывшие признавались виновными и приговаривались к наказанию.

143. На эти деньги можно было купить виноградник средних размеров или пять хороших лошадей.

144. Гийом Бюзак женился на Аделаиде, дочери Рено, графа Суассона, не позднее 1066 г. и стал графом Суассона по праву жены. Об убийстве, которое Гвиберт приписывает Аделаиде, в результате которого Гийом якобы получил графский титул, другие источники ничего не сообщают. Жан был их вторым сыном.

145. Манассия был избран епископом Камбре в 1092 г., переведён в Суассон в 1103 г., умер в 1109 г.

146. Иез. 16:3.

147. Псал. 72:9.

148. Гвиберт упоминал об этом трактате в 5-й главе 2-й книги.

149. Под бдением подразумевается всенощная пасхальная служба. В оригинале Гвиберт скаламбурил, употребив слово coexcubant, которое можно перевести как «бдят, сторожат», так и «ночуют вне дома».

150. Жан был женат на Аделине, дочери Невелона де Пьерпон. Обвинив жену в измене, Жан предложил ей пройти испытание калёным железом, но Иво Шартрский заявил, что ему следует подтвердить свои обвинения показаниями очевидцев.

151. Бюси-ле-Лонг находится в трёх милях к востоку от Суассона.

152. Сведения из двух последних абзацев характерны для ереси, зафиксированной в Орлеане в 1022 г.

153. Августин Блаженный, «О ересях», гл. 46.

154. Манихейство – синкретическое религиозное учение, возникшее в III в. н.э. на основе христианско-гностических представлений, опиравшихся на специфическое понимание Библии и позднее впитавшее большое число заимствований из других религий — зороастризма и буддизма. Со временем в христианстве стали называть «манихейством» любую ересь.

155. Иоан. 13:17. “Beati eritis” в переводе с латыни означает «Блаженны будете». В современном латинском тексте это место звучит как “Beati estis”, в русском синодальном переводе – «Блаженны вы».

156. Из-за созвучия латинских слов hereticus (еретик) и heres (наследник).

157. Марк. 16:16.

158. Присциллиане – сторонники учения Присциллиана, испанского ересиарха, епископа Авилы. В основе их доктрины лежал гностическо-манихейский дуализм.

159. Августин Блаженный, «О ересях», гл. 70.

160. Дорман – деревня на Марне, принадлежавшая графам Шампани.

161. Собор в Бове состоялся в ноябре-декабре 1114 г. Еретики были растерзаны толпой до начала собора в Суассоне 6 января 1115 г.

162. Алдуин был епископом Турне и Нойона в 997-1030 гг.

163. Святой Никасий считается небесным покровителем Реймса.

164. Радбод II, епископ Турне и Нойона (1068-1098).

165. Сен-Жюст-де-Маре – предместье Бове.

166. Святой Марцелл был епископом Парижа в 405-435 гг.

167. Жоффруа был племянником Гуго Клюнийского. Между 1070 и 1080 гг. он унаследовал от отца сеньорию Семюр. В 1088 г. ушёл в монастырь Клюни. В 1110 г. стал приором Марсиньи. Умер в 1123 г.

168. Этой преамбулой Гвиберт пытается возложить ответственность за грубость использованных выражений на старого вояку Жоффруа. Но разнообразные непристойные латинские обозначения мужского полового органа на самом деле являются плодом классического образования самого Гвиберта. При переводе на русский язык я постарался отобразить богатство словарного запаса Гвиберта, стараясь оставаться в рамках приличий.

169. Гай Юлий Солин – римский писатель III в. н.э. Процитированное Гвибертом выражение “non uxorio sed usurario” ни в одном из известных его произведений не встречается.

170. Паломничество к могиле святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, что в Галисии, на северо-западе Испании, было очень популярно в Средние века.

171. Лат. membrum.

172. Лат. veretrum.

173. Лат. mentula.

174. Ричард I Судья, граф Отёна, маркграф, а затем герцог Бургундии, умер в 921 г.

175. Гвиберт хочет сказать, что Кадуцеем звали пойманного дьявола. Он роднит слово caduceus («кадуцей, жезл Меркурия») с глаголом cadere («падать»).

176. 1Кор. 1:13, искажённая цитата.

177. Следующие абзацы до конца главы считаются более поздней вставкой, так как их едва ли можно назвать «светлыми» по содержанию в отличие от главы 20, содержащей описания чудес, совершённых святыми.

178. Монтекассино – знаменитый монастырь в Италии, в 120 километрах от Рима. Примерно в 530 г. Бенедикт Нурсийский основал здесь орден бенедиктинцев. Гвиберт мог встретить монаха, рассказавшего эту историю, в свите папского легата во время одного из церковных соборов 1114-1115 гг.

179. Дезидерий ушёл в монастырь Монтекассино в 1055 г, а в 1057 г. стал его настоятелем. Он был избран папой 24 мая 1086 г. под именем Виктор III. Гвиберт обвиняет его в покупке понтификата, в то время как из других источников известно, что Дезидерий наоборот долго противился избранию. Его понтификат продлился чуть больше года: в июне 1087 г. во время собора в Беневенто он серьёзно заболел и вернулся в Монтекассино, где умер 16 сентября того же года.

180. Pax vobis («мир вам») – литургическое приветствие, неоднократно цитируемое в Евангелии (Лук.24:36, Иоан. 20:19, 21, 26).

181. Т.е. человек, купивший церковную должность за деньги.

182. Флёри – бенедиктинское аббатство на Луаре в 22 милях от Орлеана. В 672 г. местные монахи перенесли сюда из разрушенного лангобардами Монтекассино мощи святого Бенедикта.

183. Аббон стал аббатом Флёри в 988 г. Его биограф Аймоин ничего не сообщает о его конфликте с братией и о роли короля Гуго Капета в этом. Возможно, изложенная Гвибертом история является частью бенедиктинской устной традиции. Аббон погиб в 1004 г. во время кровопролитной распри между монахами Флёри и Ла-Реоля.

184. В 1080 г. во Флёри был аббат по имени Веран, но нет уверенности, что Гвиберт имеет ввиду именно его.

185. Эдмунд был королём Восточной Англии. В 869 г. он был замучен датскими викингами и обезглавлен. По легенде, тело Эдмунда было выброшено в близлежащий лес, где его обнаружили крестьяне. На протяжении нескольких дней селяне искали голову короля и, наконец, нашли её в лапах волка. Несмотря на голод, хищник не съел голову и оберегал её от других зверей. Эдмунд был похоронен в Бёри-Сент-Эдмундсе. Его гробница быстро стала очень популярной не только в Англии, но и во всей Европе благодаря творившимся у неё чудесам.

186. История Леофстана, аббата Бёри, дёргавшего святого за голову, изложена в « — удесах святого Эдмунда», написанных Германом из Бёри около 1100 г.

187. 15 июля.

188. Гвиберт мог слышать эту историю от ланских каноников, незадолго до этого посетивших Уинчестер (см. главу 13 книги III).

189. Т.е. в Клермоне.

190. Рука, хранившаяся в Гюизе, около 1570 г. была перенесена в церковь Сен-Пьер-де-Бюсийи.

191. Леодегар происходил из знатной семьи, занимавшей высокое положение при Меровингах. В 650 г. он постригся в монахи в монастыре Сен-Максен, а в 653 г. был избран аббатом. В 656 г. королева Батхильда выбрала его в качестве учителя для своих детей, будущих королей Хлотаря III, Хильдерика II и Теодорика III. Между 657 и 665 г. Леодегар был назначен епископом Отёна. Он был советником при королях, которых учил в детстве, но вступил в конфликт с могущественным майордомом Эброином. Тот приказал ослепить Леодегара и отрезать ему губы и язык, но мученик сумел спастись, выжил и даже снова обрёл дар речи. Узнав об этом, Эброин приказал своим людям разыскать и убить Леодегара, что и было сделано 2 октября 677 или 678 г.

192. Церковь святых Леодегара и Мало в Анье находилась в одной миле к западу от холма, на котором стоял Клермон. Позже церковь отошла к аббатству Сен-Жермер.

193. Бенедиктинское аббатство Сен-Дени близ Парижа, главный монастырь средневековой Франции, усыпальница французских королей.

194. Гвиберт – единственный автор, засвидетельствовавший постройку этой башни. Её фундамент, раскопанный в 1946 г., представляет собой квадрат с диагональю около 10м.

195. Иво I был аббатом Сен-Дени с 1075 по 1094 г.

196. Лук. 1:42.

197. Святой Дионисий (Дени), первый епископ Парижа, живший в III в. н.э., небесный покровитель Парижа и один из самых почитаемых святых Франции.