ТРАКТАТ ГРИГОРИЯ ТУРСКОГО

”РАСЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ЗВЕЗД”

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Данный материал представляет собой вступительную статью к комментированному переводу трактата Григория Турского ”Расчет движения звезд”, который впервые переводится на русский язык. В статье рассматривается история открытия и изучения данного текста, освещаются споры о его авторстве и датировке, дается характеристика структуры, жанровых и содержательных особенностей трактата.

”Я написал десять книг историй, семь книг о чудесах, одну книгу о житии святых отцов, сочинил одну книгу толкований на Псалтирь и одну книгу о церковных службах”, — сообщает Григорий Турский, завершая X книгу ”Истории франков” 1. И если ”История франков” и ”Книги о чудесах” переведены на многие современные языки и неоднократно переиздавались, то ”Книга О церковных службах”, последнее из перечисленных епископом Турским сочинений, долгое время считалась утерянной и даже сегодня привлекает значительно меньше внимания исследователей.

Григорий Турский — одна из наиболее интересных фигур меровингской Галлии VI в. Он родился в Клермоне в семье [146] галло-римских аристократов; отец его принадлежал к знатному в Галлии роду Флоренциев. Относительно даты рождения Григория исследователи до сих пор не пришли к единому мнению колеблясь между 538 и 543 гг. 2 К роду Флоренциев принадлежали многие епископы IV-VI ее., занимавшие кафедры в центральной Галлии. Став в 573 г. епископом города Тура, Григорий оставался в этом сане до самой смерти в 594 г. Помимо названных им самим произведений его перу принадлежат также ”Книга о чудесах преподобного апостола Андрея”, составленная на основе утерянного латинского текста о деяниях этого святого, и ”Страсти семи спящих”, вероятно, переведенные им с греческого текста Иоанна Сирийского 3. Среди произведений Григория трактат ”Расчет движения звезд” занимает особое место.

Ф. Хаазе, первый издатель трактата, датирует текст Григория промежутком от 575 до 594 г., то есть временем между смертью франкского короля Сигиберта (король в 561-575, ум. 575) и смертью самого епископа Турского (594). По мнению исследователя, наиболее вероятно, что трактат был написан вскоре после смерти Сигиберта, когда Григорий находился ”во цвете лет” 4 и недавно занял кафедру, но не позже 582 г., отмеченного еще одним появлением кометы, о котором Григорий пишет в ”Истории франков” 5; он не преминул бы упомянуть это событие в главе трактата, посвященной кометам, но таких упоминаний мы не встречаем 6. Однако современные исследования по истории астрономии снова поставили подобную датировку под вопрос: так, А. Лузе предлагает придерживаться более широкого временного промежутка 7. Если по поводу нижней границы сомнений нет — трактат написан, безусловно, после смерти Сигиберта, — то верхняя граница вызывает определенные сомнения. Комета 582 г., как отмечает [147] исследователь, не была первой после смерти короля: в V книге ”Истории франков” упоминается еще одно появление кометы, датируемое 5 апреля 581 г. 8, которое Ф. Хаазе оставляет без внимания. Возможно, информаторы Григория были неточны и речь идет об одном и том же событии, а не о двух различных; вероятно также, что епископу стало известно об этих кометах лишь через несколько лет после их появления: так или иначе, А. Лузе предлагает считать верхней границей написания трактата смерть Григория Турского.

Хотя сам Григорий, перечисляя свои сочинения, называет трактат ”Книгой о церковных службах” (”De cursibus ecclesiasticis”), среди издателей, а позже и исследователей этот текст получил название ”Расчет движения звезд” (”De cursu stellarum ratio”) по первой строке текста 9. Полное же его название звучит как ”Расчет движения звезд, и как следует наблюдать за ними во время божественной службы”.

Трактат распадается на две почти равные части. Первая из них посвящена главным чудесам этого мира, сюжету, на первый взгляд, едва ли связанному с астрономией, вторая — собственно ”расчету движения звезд” и определению порядка ночных церковных служб.

В первых шестнадцати главах 10 трактата Григорий рассказывает о чудесах, разделяя их на истинные и ложные. Ссылаясь на неких ”философов” (гл. 1), епископ Турский рассказывает о чудесах, к которым относит Ноев ковчег (гл. 2), Вавилонскую башню (гл. 3), храм Соломона (гл. 4), гробницу персидского царя (гл. 5), колосс Родосский (гл. 6), Ираклейский театр (гл. 7) и Александрийский маяк (гл. 8). По мнению Григория, эти чудеса схожи в одном: они созданы людьми и потому стареют и разрушаются. В то же время есть чудеса истинные, которые ”не разрушаются ни от какой напасти, не подвержены никакой порче, до тех пор [148] пока Господь не повелит исчезнуть этому миру” 11. Божественные чудеса Григорий разделяет на три группы: чудеса как дар Господень, а именно: движение океана (гл. 10) и земные плоды (гл. Ц); чудеса, призванные предостерегать грешников и служить людям напоминанием об адском огне: таковы гора Этна (гл. 13) и Гренобльские источники (гл. 14); наконец, чудеса как проявление божественного могущества, а именно птица феникс (гл. 12), солнце (гл. 15), луна и звезды (гл. 16). Таким образом, истинные чудеса для епископа Турского — явления природы, сотворенные Богом и призванные утверждать на земле Его славу.

Главы, посвященные движению луны и солнца, завершают вводную часть трактата и являются одновременно переходными к его практической части. Она представляет собой собственно расчет движения звезд, солнца и луны, и порядок ночных служб по месяцам — с сентября по август. Таким образом, астрономическая часть трактата начинается с упоминания о лунном цикле и об изменении длины дня в зависимости от сезона, в чем Григорий видит чудо и наглядное проявление установленного Богом порядка. По этой причине светила занимают в перечне чудес особое место.

В следующих пятнадцати главах трактата (гл. 20-34) говорится о звездах и их движении по небу. Григорий рассматривает тринадцать созвездий, ”алую звезду”, т.е. Сириус (гл. 20), и комету (гл. 34). Для большей части созвездий указывается время их появления на западной части неба, для шести из них — Алой звезды и созвездий Сигмы, Триона, Знамени Христова, Дракона и Плеяд (гл. 20, 21, 25, 26, 27, 28) — приводится также время нахождения на небосводе в каждый месяц года. Также перечисляются месяцы, когда созвездие невидно, и месяцы, в которые его можно увидеть дважды за ночь — после заката и перед восходом. Иногда Григорий не говорит о точном времени восхода того или иного созвездия. В таких случаях он ограничивается лишь указанием на то, через какое время после восхода другого созвездия его можно будет увидеть в небе. В некоторых главах в общих чертах описывается путь, который проходят в небе созвездия — Трион, Феретрум, Серп и Пятерка, по сообщению Григория, в том или ином месяце следуют по пути солнца (гл. 25, 29, 30, 32), в остальных случаях 11 [149] епископ Турский дает общие указания на то, появляются ли они севернее или южнее линии движения солнца.

Наконец, в заключительных главах (гл. 35-47) Григорий от абстрактных рассуждений о созвездиях переходит к их практическому применению для исполнения ночных служб. Турский епископ указывает, как, наблюдая за созвездиями, правильно определить время начала службы и какое, в соответствии с этим, количество псалмов следует петь в каждом месяце начиная с сентября и заканчивая августом.

Согласно гипотезе, выдвинутой А. Бордье, трактат не оканчивался главой, посвященной ночным службам в августе, а содержал еще заключительную часть, опущенную создателем Бамбергской рукописи и не сохранившуюся до нашего времени 12. Исследователь отмечает, что все свои произведения Григорий Турский завершал моральными наставлениями в духе христианского благочестия, и потому весьма вероятно, что подобный конец присутствовал и в данном трактате. А. Бордье надеялся обнаружить его в Ватиканской рукописи, с которой ему так и не удалось ознакомиться. Но, как стало известно позднее, ни Ватиканская, ни другие рукописи не могут служить доказательствами этой гипотезы, которая, однако, представляется весьма убедительной.

Трактат ”Расчет движения звезд” — далеко не единственный текст этого времени, где речь идет о наблюдении за ночным небом для определения правильного порядка церковных служб. Важность изучения движения звезд еще в первой половине V в. отмечал, например, Иоанн Кассиан 13, а столетием позже о порядке ночных служб писал в своем монастырском уставе Бенедикт Нурсийский 14. Можно говорить о некотором сходстве трактата с уставом Бенедикта: ”Расчет движения звезд”, видимо, был написан Григорием как руководство для клира его епархии, а также Многочисленных монастырей.

При написании своего сочинения Григорий Турский, безусловно, опирался на античную традицию, с которой был неплохо знаком. Некоторые сведения, присутствующие в трактате, явно почерпнуты из неизвестного нам античного источника. Как отмечает О. А. Добиаш-Рождественская, перечень летних и зимних [150] часов, который приводит Григорий, явно относится к более южным областям 15. Однако, по мнению С. Маккласки, Григорий не просто переписывает сочинения предшественников, но изменяет их, дополняя современными ему представлениями, знаниями и наблюдениями 16. Например, судя по указаниям Григория о том сколько псалмов следует пропеть в промежуток от восхода того или иного созвездия до рассвета, он опирается на наблюдения, сделанные в области Турени в современный ему период.

Согласно схеме, которую Григорий взял за основу, количество дневных часов в декабре равно девяти, и каждый месяц увеличивается на один час, пока не достигнет пятнадцати часов в июне, а затем уменьшается на час, пока снова не уменьшится до девяти в декабре. Подобная схема, обычная для античных календарей, как религиозных, так и сельскохозяйственных, и идущая еще от вавилонских времен, намного более подходит средиземноморскому региону, чем широте, на которой расположен Тур 17. Благодаря своей логичности и простоте эта схема получила широкое распространение. В раннее Средневековье сохранялось деление суток на 24 часа. Но теоретический расчет двенадцати дневных и двенадцати ночных часов был весьма неточен и подвижен в течение года: каждый час практически никогда не был равен 1/24 части суток. В своем трактате Григорий приводит различные названия этих подвижных часов. Наибольшую важность имели для него литургические отметки времени, однако встречаются среди них и вполне житейские, как, например, ”пение петухов”.

Созвездия в трактате названы не ”научными” античными названиями, а ”описательно-житейскими”. Это следует объяснять вовсе не необразованностью автора, но желанием отдалиться от астрологических рассуждений его античных предшественников. Впрочем, в трактате можно найти не только астрономические, но и астрологические сведения, трактовка которых кажется неоднозначной. С одной стороны, Григорий говорит, что он не предсказывает будущее 18, и в то же время комета для него становится [151] почти несомненным предвестником несчастья — либо смерти короля, либо бедствий (наводнений, эпидемий, неурожая) для страны 19. Следует учесть, что, в отличие от античных астрологов, Григорий видит в небесных явлениях не причины последующих, как правило, трагических событий, но знаки, посланные людям Богом. Для раннего Средневековья характерен большой интерес к космографии, астрономии и особенно астрологии, главной причиной чему стала, очевидно, социальная и политическая нестабильность, тяжелое положение средиземноморского мира на рубеже Античности и Средневековья, разрушительные войны, голод и эпидемии, вызывавшие в народе апокалиптические ожидания 20.

Движение звезд по небу для Григория и его современников было единственным руководством для установления ночного литургического ритма и единственной возможностью регулировать время: по крайней мере, в своем сочинении епископ Турский ни разу ни обмолвился о каком-либо другом способе. По словам О. А. Добиаш-Рождественской, ночное небо ”играло для добросовестного монаха роль огромного кадрана, вселенских часов, где великие созвездия заменяют цифры, а край горизонта или условное место неба, куда они восходят в своем течении, являются часовыми стрелками” 21. Для Григория важны только те астрономические сведения, которые могут помочь монахам определить время чтения псалмов и заутрени: именно в этом заключается главное назначение ”астрономии”, бывшей в это время не ”чистой”, теоретической дисциплиной, а исключительно прикладной по отношению к литургии и богословию.

Признавая наличие у людей раннего Средневековья интереса к космографии и астрологии, исследователи долгое время отказывали им в интересе к природе в целом, считая, что в эту эпоху совершенно отсутствовало стремление понять природу и объяснить причины происходящих в ней явлений. Но природа не могла совсем не привлекать внимания. Трактат Григория Турского ”Расчет движения звезд” служит наглядным тому подтверждением: [152] епископ не только описывает природу в ее внешних, подчас удивительных проявлениях, но и стремится показать, что стоит за ними. В каждом природном объекте или явлении, многие из которых сегодня вопринимаются как понятные и обычные, Григорий видит духовную аллегорию. В первую очередь, его заботит наставление, духовный урок, который человек может получить, наблюдая за природой и раздумывая над ней.

Таким образом, несмотря на отсутствие рассуждений о христианской морали в завершении текста, в нем все же присутствуют наставления — и не только применимые практически, но и более общие, касающиеся взгляда на мир в целом. Главы трактата, касающиеся чудес света, представляют собой не только вводные рассуждения и имеют не меньшее значение, чем само определение порядка ночной службы. Части трактата взаимосвязаны, и у современников вряд ли возникали вопросы о целесообразности рассказа о чудесах в данном тексте. Все свои сочинения Григорий Турский посвящал прославлению Бога на небе и Церкви Его на земле, и в трактате ”Расчет движения звезд” он прославляет Всевышнего рассказом о Его творении — мире природы. Это сочинение призвано не только дать монахам практические наставления относительно проведения ночных служб, но и заставить их задуматься о мире вокруг и скрытом в нем смысле.

Известны четыре рукописи, содержащие полный текст трактата Григория Турского ”Расчет движения звезд” или некоторые его части. Текст этого произведения был обнаружен в 1853 г. Ф. Хаазе в рукописи, датируемой VIII в. и хранящейся в Бамбергской государственной библиотеке 22. Речь идет о кодексе, состоящем из 103 листов. Сочинение Григория занимает в нем восемь листов, помещаясь между трактатом консула Маллия Теодора ”О метрах” и сочинением Исидора Севильского ”О природе вещей” 23. Текст из Бамбергского кодекса не содержит имени автора, но Ф. Хаазе безоговорочно приписывает его Григорию, опираясь, прежде всего, на указание самого епископа Турского и на схожесть стиля его сочинений со стилем трактата, в котором присутствует множество ”варварских” выражений и оборотов речи 24. Дополнительным аргументом в пользу этой точки зрения послужило упоминание в [153] трактате появления кометы над Овернью, ставшей роковым предзнаменованием смерти короля Сигиберта 25. По мнению Ф. Хаазе, никто из современников Григория не мог так написать об этом событии, к тому же легко заметить сходство этого фрагмента с некоторыми пассажами из ”Истории франков” 26.

Кроме Бамбергского кодекса, были обнаружены Венский кодекс рубежа VIII-IX вв., Парижский кодекс XII в. и Ватиканский кодекс конца XII в. 27 В Парижском и Ватиканском кодексах присутствуют только начальные главы трактата, где речь идет о чудесах света; Ватиканский кодекс, в отличие от них, содержит полный текст сочинения, однако в нем отсутствуют некоторые важные изображения, сопровождающие текст Бамбергской рукописи. Последняя, таким образом, не только является самой ранней, но и содержит наиболее полную версию трактата. Долгое время Бамбергская рукопись была также единственной известной исследователям, поэтому все издания трактата и посвященные ему исследования основываются, в первую очередь, именно на ней.

На сегодняшний день существует три полных издания трактата Григория Турского. Все они выполнены в XIX в. на основе Бамбергского кодекса. Первое издание подготовил Ф. Хаазе в 1853 г. 28, включив в него помимо текста иллюстрации из рукописи. Он также снабдил текст трактата примечаниями, содержащими весьма подробный стилистический анализ текста и указания на параллели с другими сочинениями Григория Турского.

Второе издание было выполнено под редакцией А. Бордье в 1864 г. 29 и задумывалось как перевод трактата на французский [154] язык. А. Бордье, однако, ограничился изданием латинского текста, снабдив его тем не менее кратким содержанием трактата на французском и переводом лишь некоторых отрывков. Подобное изменение первоначального замысла вызвано недостатком интереса к трактату Григория среди историков того времени. А. Бордье поясняет, что получил от Совета Общества по истории Франции разрешение не публиковать перевод трактата, поскольку было признано, что текст ”излишне техничен, а в конце и слишком неясен, чтобы перевод его представлялся полезным” 30. В этом издании также присутствуют иллюстрации, которые лишь схематично воспроизводят Бамбергскую рукопись. Так, изображения солнца и луны заменены кругами, а все звезды представлены знаками ”*” различной величины.

Третье издание трактата осуществлено в 1885 г. Б. Крушем в серии Monumenta Germaniae Historica 31. В отличие от Ф. Хаазе и А. Бордье, Б. Круш делит текст не на 73, а на 47 глав 32. Подобное деление вызвало критику некоторых современных исследователей, поскольку без надобности усложняет систему ссылок 33. В отличие от Ф. Хаазе и А. Бордье, Б. Круш использует текст обеих известных ему рукописей, в случае разночтений приводя в качестве основного то текст Бамбергского, то текст Парижского кодекса. Это тем более странно, что сам Б. Круш характеризует Бамбергскую рукопись как единственную, содержащую полный текст трактата 34. Текст в этом издании сопровождается указанием на сочинения античных и средневековых авторов, на которых ссылается Григорий, а также иллюстрациями, воспроизводящими, как и в издании Ф. Хаазе, изображения из Бамбергского кодекса.

Кроме перечисленных изданий, некоторые главы трактата ”Расчет движения звезд” были изданы как анонимные тексты еще [155] до открытия Ф. Хаазе Бамбергского кодекса и признания авторства Григория. В 1828 г. кардинал А. Маи включил в издание рукописей Ватиканской библиотеки 13 и 14 главы трактата, где речь идет о горе Этна и Гренобльских источниках 35. Кардиналу интересны, в первую очередь, ссылки на Илария Арелатского и Юлия Тициана, а не сам текст, другие главы которого, присутствующие в Ватиканской рукописи, он не посчитал заслуживающими издания. Сославшись на ”весьма древний кодекс из Ватиканской библиотеки”, А. Маи не указал, однако, о каком именно кодексе идет речь, вследствие чего Ватиканская рукопись трактата еще долгое время оставалась неизвестной исследователям. Ф. Хаазе, познакомившийся с изданием А. Маи лишь после завершения своей работы над трактатом, написал кардиналу письмо с просьбой указать рукопись, из которой был взят фрагмент этого текста 36. Письмо, однако, по неизвестной причине так и осталось без ответа. С Ватиканской рукописью не удалось познакомиться ни А. Бордье, чьи поиски в Ватиканской библиотеке так и остались безуспешными 37, ни Б. Крушу, знавшему о существовании кодекса, но незнакомому с его содержанием 38.

В 1838 г. М. Хаупт издал восемь глав трактата (гл. 9-16) в приложении к изданию трактата Овидия ”О рыболовстве” и ”Поэмы об охоте” Граттия и Немезиана 39. Главы из сочинения Григория изданы под заглавием ”О чудесах света” по кодексу, находящемуся в Венской Императорской библиотеке. М. Хаупт справедливо полагал, что этот текст является не самостоятельным произведением, но отрывком из более объемистого сочинения 40.

Неполный текст трактата был также издан как анонимное произведение в 1882 г. А. Омоном 41, работавшим с рукописью из Французской национальной библиотеки. А. Омон опубликовал первые шестнадцать глав трактата, рассматривая их как два [156] отдельных произведения (включающие с первой по девятую и с десятой по шестнадцатую главы соответственно), помещенные рядом в одной рукописи. Он не был знаком с изданиями Ф. Хаазе и А. Бордье и считал, что найденный им текст, весьма заслуживающий публикации, был до сих пор совершенно неизвестен 42. А. Омон сопровождает свое издание небольшой предварительной статьей, посвященной представлениям о чудесах света в трактате Филона Византийского и в более поздних сочинениях анонимных авторов.

Несмотря на то что трактат Григория Турского ”Расчет движения звезд” представляет собой уникальное для Галлии VI в. сочинение, он не вызвал исследовательского интереса в XIX в. и в дальнейшем стал объектом лишь небольшого количества специальных исследований. Наибольшее внимание к этому тексту проявляют не историки, а специалисты по истории астрономии. В сферу их интересов попадает исключительно вторая часть трактата, содержащая сведения о созвездиях и наблюдениях за их движением по небу. В. Бергман и В. Шлоссер рассматривают проблемы достоверности астрономических сведений Григория и идентификации описанных им созвездий 43. Более подробно эти и ряд других вопросов разбираются в монографии А. Лузе 44. Помимо собственно астрономических проблем его занимает также проблема определения времени в Средние века; большое внимание А. Лузе уделяет анализу самого текста трактата, существующим изданиям и структуре сочинения. Однако Он совершенно не затрагивает первую часть трактата, посвященную чудесам, и связанные с ней представления Григория о природе, мире и морали. Исследования С. Маккласки посвящены проблеме отсчета времени и связанного с ними распорядка церковных служб 45. Напротив, в работах Ж. Де Ни речь идет о связанных с природой чудесах и необычных природных явлениях в произведениях Григория Турского 46. Ж. Де Ни интересны средневековые представления [157] об устройстве мира в целом, о связи природы, Бога и человека в представлении Григория.

Подобное разделение исследовательских интересов объясняется разносторонностью затронутых в трактате сюжетов, многие из которых еще не изучены в достаточной мере. В частности, данное сочинение Григория Турского представляет значительный интерес для изучения средневекового восприятия природы: трактат ”Расчет движения звезд” показывает, насколько даже в эту эпоху познание природы было важным и значимым делом. Этот текст имеет определенный интерес для исследователей, изучающих представления об устройстве мира, о чудесах, а также восприятие времени и пространства в раннее Средневековье.


Комментарии

1. ”Decern libros Historiarum, septem Miraculorum, unum de Vita Patrum scripsi; in Psalterii tractatu librum unum commentatus sum; de Cursibus etiam ecclesiasticis unum librum condidi” (Gregorius Turonensis. Historiae Francorum. Liber X. 31).

2. Lelong Ch. Gregoire de Tours. Chambray, 1995. P. 13. M. Хейнцельман называет точной датой рождения Григория 30 ноября 538 г.: Les saints et l’histoire: Sources hagiographiques du Haut Moyen Age. Rosny-sous-Bois, 2004. P. 43.

3. ”Explicit passio sanctorum martyrum dormientium apud Ephysum, translata in latinum per Gregorium episcopum, interpretante Iohanne Syro, quae observatur 6. Kal. Augusti” (Gregorius Turonensis. Passio septem dormientium. 12).

4. Haase F. Sancti Georgii Florentii Gregorii Turonensis ep. liber ineditus De Cursu Stellarum, ratio qualiter ad officium implendum debeat observari sive De cursibus ecclesiasticis. Breslau, 1853. P. 5.

5. Gregorius Tunonensis. Historiarum Liber VI. 14.

6. Haase F. Op. cit. P. 5.

7. Loose A. Astronimische Zeitbestimmung im friihen Mittelalter: ”De cursu stellarum des Gregor von Tours. Bochum, 1988. S. 35.

8. Gregorius Tunonensis. Historiarum Liber V. 41.

9. Несмотря на то что в обоих названиях трактата присутствует слово cursus, значения его различны и никак не связаны между собой. Не следует смешивать эти два понятия или сближать их этимологически: как отмечает М. Бонне (Bonnet М. Le latin de Gregoire de Tours. P., 1890. R 241), церковная служба (cursus) стала называться так не из-за того, что время определялось по движению (cursus) звезд, а из-за того, что на ней исполняют (currant) молитвы.

10. Деление на главы дано по изданию Б. Круша: Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores Reram Merovingicaram (далее: MGH. SSRM). T. I, pars II / Curaverant B. Krasch et W. Levison. Hannoverae, 1885. P. 857-872.

11. ”Наес sunt enim miracula, quae nulla eatate seniscunt, nullo occasu occidunt, nulla labe minuuntur, nisi cum Dominus mundum dissolvi praeciperit” (Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio. 9).

12. Georges Florent Gregoire, eveque de Tours. Oeuvres completes / H.L. Bordier. P., 1864. T. IV. P. 2-3.

13. Ioannes Cassianus. De coenobiorum institutes libri duodecim. II. 17.

14. Regula Benedicti. VIII-X.

15. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987. С. 13.

16. McCluskey S.C. Gregory of Tours, Monastic Timekeeping and Early Christain Attitudes to Astronomy // Isis. Vol. 81, N 306. P. 18.

17. McCluskey S.C. Astronomies and Cultures in Early Medieval Europe. N.Y., 2000. P. 105.

18. ...neque futuraperscrutare praemoneo” (Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio. 16).

19. ”Cum capud crinitum deadimate apparuerit fulgorans, regalem adnuntiat letum; si autem gladium ferens, rutilans, cum negrore sparserit comas, patriae monstrat excidium” (Ibid. 34).

20. Уколова В. И. Исидор Севильский и его сочинение ”О природе вещей” // Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова при феодализме. М., 1985. С. 113-114.

21. Добиаш-Рождественская О. А. Указ. соч. С. 13.

22. Bamberg. Patr. 61. Fol. 75-82 (прежний шифр HJ IV 15).

23. Georges Florent Gregoire, eveque de Tours. Du cours des etoiles // Georges Florent Gregoire, eveque de Tours. Oeuvres completes. T. IV. P. 2.

24. Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio / Ed. W. Haase. Wroclaw, 1853. P. 1-2.

25. Ibid. 34.

26. ”Nam et stilla, quam quidam comiten vocant, radium tamquam gladium habens, super regionem illam per annum integrum apparuit, et caelum ardere visum est, et multa alia signa apparuerunt” (Gregorius Tunonensis. Historiamm Liber IV. 31). Cp.: ”Haec Stella comitis vocatur a plerisque peritis. Non omni tempore, sed maxime aut in obitu regis aut in excidio apparet regionis. Qualiter ergo intellegatur, haec est ratio. Cum capud crinitum deadimate apparuerit fulgorans, regalem adnuntiat letum; si autem gladium ferens, rutilans, cum negrore sparserit comas, patriae monstrat excidium. Sic enim et ante pestilentia Arvemae regionis apparuit, pendens per annum integrum super regionem illam” (Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio, 34).

27. Wien, 15269 + Ser. nov. 37; Paris. Bibliotheque Nationale de France. 12277. Fol 82-82'; Vatican. Cod. Urbinat. Lat. 67. Подробнее о рукописях см.: MGH. SSRM. T. I, pars II. P. 857-860.

28. Haase F. Op. cit.

29. Georges Florent Gregoire, eveque de Tours. Du corns des etoiles. P. 1-27.

30. Ibid. Р. 6.

31. Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio // MGH. SSRM. T. I, pars II-p. 857-872.

32. Соответствие деления на главы в изданиях Хаазе-Бордье и Круша выглядит следующим образом: 1 — 1; 2 — 2; 3-4 — 3; 5-11 — 4; 12 — 5; 13 — 6; 14 — 7; 15-16 — 8; 17-18 — 9; 19 — 10; 20-22 — 11; 23-28 — 12; 29-30 — 13; 31-33 — 14; 34 15; 35-37 16; 38-39 — 17; 40-41 — 18; 42 — 19-20; 43 — 21; 44 — 22; 45 23; 46 — 24; 47-48 — 25; 49 — 26; 50 — 27; 51 — 28; 52 — 29; 53 — 30; 54 — 31; 55 — 32; 56-57 — 33; 58-59 — 34; 60 — 35; 61 — 36; 62 — 37; 63 — 38; 64-65 — 39; 66 — 40; 67 — 41; 68 — 42; 69 — 43; 70 — 44; 71 — 45; 72 — 46; 73 — 47.

33. Loose A. Op. cit. S. 20.

34. Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio // MGH. SSRM. T. I, pars II-p. 856.

35. Mai A. Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus edita. Roma, 1828. Vol. III/2. P. 239.

36. А. Бордье приводит текст письма Ф. Хаазе в предисловии к изданию трактата: Georges Florent Gregoire, eveque de Tours. Oeuvres completes. P. 3-4.

37. Ibid. P. 5.

38. Gregorius Turonensis. De cursu stellarum ratio // MGH. SSRM. T. I, pars II. P. 856.

39. Ovidii Halieutica, Gratiique et Nemisiani Cynegetica. Ex recensione Mauricii Hauptii. Lipsiae, 1838. P. 68-73.

40. Ibid. P. XVIII.

41. Omont H. Les sept merveilles du monde au Moyen Age // Bibliothcque de l’Ecole des chartes. 1882. Vol. 43. P. 50-55.

42. Ibid. Р. 44.

43. Bergmann W., Schlosser W. Gregor von Tours und der ”rote Sirius”. Untersuchungen zu den astronomischen Angaben in De cursu stellarum ratio // Francia. 1987. Vol. 15. P. 43-74.

44. Loose A. Op. cit.

45. McCluskey S.C. Gregory of Tours... P. 9-22; Idem. Astronomies and Cultures… P.97-113.

46. Особенно интересна следующая статья: Nie G., de. The Spring, the Seed and the Tree: Gregory of Tours on the Wonders of Nature // Journal of Medieval History-Amsterdam, 1985. Vol. 11, N 2. P. 89-135.

Текст воспроизведен по изданию: Трактат Григория Турского "Расчет движения звезд" как исторический источник // Средние века, Вып. 71 (3-4). 2010

© текст - Ефремова Ю. А. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Николаева Е. В. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средние века. 2010