ЕГИШЕ

О ВАРДАНЕ И ВОЙНЕ АРМЯНСКОЙ

Глава первая.

То время 1

"Говорят моги: "Храбрый царь, боги дали тебе твое господство и победу, но нисколько не нуждаются они в телесном возвеличивании, кроме как чтобы обратил ты к одному закону все народы и племена, которые суть в твоем государстве; тогда и страна Греков, покорившись, подчинится твоим законам. Итак, немедленно последуй ты, о царь, одному нашему суждению: собери войска и составь рать, отправься в сторону Кушанов, и все народы собери ты вместе в заставь пройти через ворота Паh 2 внутрь [страны] и там же устрой свое пребывание. Когда ты остановишь и запрешь всех на далекой чужбине, исполнятся замыслы твоей воли и, каким являешься ты в наших предсказаниях, — овладеешь и страной Кушанов, и даже Греки не выступят против твоей власти. Но только устрани лжеучение христиан!"...

"Мы задумали непреложно направиться в страну Восточную, с помощью богов подчинить нам государство Кушанов; вы, как только увидите сие послание, немедленно отправьте конницу, опережая меня, встретьте меня в стране Апар".


Глава первая.

То время 3

"Внезапно двинулся он против государства страны hонов 4, которых называют Кушанами, но, провоевав с ними два года, нисколько не смог воздействовать на них. Затем отправил воинов по своим краям и призвал к себе других, снаряженных так же.

И установил такой обычай, [следуя] ему из года в год. И построил там же город для своего проживания, начав в четвертый год своего правления и до одиннадцатого года своего царствования. [51]

И когда увидел, что верны остались Ромеи своему договору, который они установили с ним, и перестали Хайлидуры 5 выходить через пограничную крепость Чора 6, и зажила его страна, окруженная со всех сторон миром, и даже вверг он в утеснение царя hонов, ибо разорил многие его области, и утвердилась власть его [повсюду], — разослал он по всем атрушанам 7 своей страны добрых вестников..


Глава вторая.

События, происшедшие от властителя Востока 8

"Итак, к началу двенадцатого года своего царствования собрал он рать в неисчислимом множестве и, отправив ее, достиг страны Талакан 9. Когда увидел это царь Кушанов, не решился выступить войною навстречу ему, а, обратившись в бегство в сторону неприступной пустыня, укрывшись, спасся вместе со всем своим войском. А этот (Йазкерт) совершал набеги на области, места и местности, захватывал много замков и городов, накоплял пленных, награбленную добычу и доставлял [все это] на землю своего господства".


Глава вторая.

События, происшедшие от властителя Востока 10

"Утроял и учетверял он нерушимую клятву солнцем и говорил так: "Не сможете вы разорить неприступную крепость мою, и не дам вам обрести без промедления то, что вы желаете. Вас всех и тех, которые в моих войсках, дам я переправить в жесточайших оковах по непроходимым местам в Сагастан 11, чтобы многие из вас от зноя в походе околели, а остальные попали бы в крепкие замки и в безвыходные тюрьмы. А в вашу страну пошлю несметное войско со слонами, и жен и сыновей [ваших] дам я отправить в Хужастан 12, а церкви и то, что вы называете мартириями, разорю, снесу и предам разрушению".


Глава вторая.

События, происшедшие от властителя Востока 13

"И пока снаряжали отряд, чтобы отправить их в безвозвратную ссылку — как со многими нахарарами из страны Иверской уже поступили, — в это самое время пришла тяжелая весть с Кушанских краев 14, что отделился вражеский отряд, который выступил и разорил многие царские области. И это была им (армянским нахарарам) великая помощь с небес. И нечестивец поспешил в смятении отправить вперед конницу, и сам торопился следовать за ней, и так как он был глубоко озабочен в мыслях своих, то разорвал свою твердую клятву".


Глава третья.

О единодушии святой общины церковной 14

"Затем они (армянские войска. — Л. Т.) направились к hонским вратам 15, которыми завладели силою Персы, взяли и разрушили врата и перебили войска, что располагались внутри, а ворота вверили власти Ваhана, бывшего из рода царей Албанских. И в этих всех доблестных [подвигах] решительно никто из них не пал раненым, кроме одного блаженного, который геройски погиб в великом сражении.

И здесь же того самого мужа, которому вверили эти ворота, отправили послом в страну конов и ко многим другим племенам варваров, которые были союзниками страны конов, чтобы вести с ними переговоры в заключить договор — установить нерушимый союз. А те, когда все это услыхали, поспешно, без промедления прибыли на место и стали очевидцами победных дел. И нисколько не помедлили клятвенно вступить в договор по обрядам их законов, приняли на себя клятву христиан — с твердостью хранить с ними единство" 16.


Глава шестая.

В которой по порядку описывается последующая доблесть армян и еще более злодейской выступает нечестивость Васака 17

"А те, кто в бегстве попал в леса Арцаха, отнюдь не стали пребывать там мирно и втихомолку, а часто посылали [гонцов] в страну Ионов, шевелили и понуждали войско hонов и напоминали им о договоре, который был ими заключен с Арменией и скреплен нерушимой клятвой. Многие из них были расположены благосклонно слушать эти слова, хотя и строго осуждали их [Ионов], говоря: "Почему вы не явились, подготовившись к сражению".

И сначала не сумев прийти между собою к согласию, они затем собрали многочисленное войско, не мешкая, напали и достигли границ Персидского государства. И поразив много областей в еще большее число [людей] взяв в плен, отвели в свою страну и открыто показали царю свое единодушие с войском Армянским".


Глава седьмая.

Вновь о той же войне и мучениях святых священников 18

"Итак, в шестнадцатом году властвования того же царя [он, царь] вновь направился в великом гневе в страну Кушанов — на дела ратные. Выйдя из Вркана и вступив в страну Апар, он велел в тех же узах держать нахараров и священников — в цитадели города Нюшапуhе (Нишапур. — Л. Т.). Страх наводил на. все христианство там, где проходил.

Когда это увидел один hон по имени Бэл, который был царского рода, из страны Хайлаядуров и тайно тяготел к христианам, с любовью и охотою учился у них истине (хотя он по своей воле покорился власти даря) в весьма огорчался в мыслях своих, когда видел, как мучались святые. И так как ему больше не удавалось [помочь узникам], он бежал к царю Кушанов. Отправился, рассказал ему о всех мучениях, которые принес царь стране Армянской. Осведомил также его о том, что разрушена hонская крепость, доложил и о разногласиях в войске, ибо [55] многие племена отошли от любви к царю. Сообщил ему и о ропоте в стране Ариев.

Когда услыхал это царь Кушанов, он не поддался никаким сомнениям в отношении этого мужа и подозрения в том, что он лазутчик, не зародились в его сердце. Ибо немного ранее того слышал он, а затем проверил это у Бэла, что [Йазкерт] идет на страну Кушанов, поспешил немедленно собрать войско, составил рать, чтобы выступить навстречу ему с мощной рукой, ибо хотя и не мог встречно дать сражение против него, но, попав на прикрытие флангов, много ударов нанес войскам царским. И так теснил его, что нанес поражение с помощью [даже] небольшого отряда, заставил повернуть обратно и сам, наездами пустившись по пятам, разорял многие области царские и тотчас невредимо возвращался в свою страну".


Комментарии

1. Егишэ. О Вардане и войне армянской. Ер., 1971, с. 29-30.

2. Это — горный проход, который локализуется севернее города Шемахи в Азербайджанской ССР. См.: ***, 1976, c. 37-56 (С. T. Еремян. Политические отношения Валарша II с Римом и парфянами — "Историко-филологический журнал". Ер., 1976, № 4, с. 37-56. На арм. яз. с русским резюме).

3. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 31.

4. Страна хонов — страна хионитов. Егише не делает различия между племенами, отождествляя хионитов с кушанами, под которыми мы должны разуметь эфталитов.

5. Хайлидуры, хайландуры — племя, жившее к северо-западу от современного Баку.

6. Крепость и проход Чора находились в дельте р. Самур, впадающей в Каспийское море (см.: Егише. О Вардане и войне армянской, с. 179, примем. 33).

7. Атрушан — зороастрийская молельня.

8. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 33-36.

9. Талакан — часть территории Кушанского государства, позднее получившая наименование Хорасан (см.: там же, с. 180, примем. 4).

10. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 56-57.

11. Сагастан — современный Систан.

12. Хужастан — современный Хузистан.

13. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 58.

14. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 76-80.

15. Хонские врата — то же, что крепость Чора.

16. В союзе между армянами и эфталитами, направленном против тирании персов-зороастрийцев, немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что эфталиты приняли христианство. Поэтому не случайно в приведенном выше отрывке говорится, что при заключении союзного договора с армянами эфталиты "приняли на себя клятву христиан".

17. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 116.

18. Егишэ. О Вардане и войне армянской, с. 127.

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. М. Наука 1979

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979