Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПАВЕЛ ДИАКОН

РИМСКАЯ ИСТОРИЯ

HISTORIA ROMANA

КНИГА XVI

1. Поскольку власть города Рима уже прекратилась, мне представляется более правильным и удобным вести счёт лет от воплощения Господня, что позволит легче описывать то, что происходило в это время.

2. В 492 году от воплощения Господня в пурпур после смерти Зенона облачился Анастасий, который был 47-м в числе царей. Он запятнал достоинство Римской империи евтихианской ересью.

В эти времена в Риме возникла такая смута из-за избрания Симмаха и Лаврентия, что Фест, самый благородный из сенаторов и бывший консул, и Пробин, ещё один бывший консул, приняв сторону Лаврентия, начали против бывшего консула Фауста и прочих, которые примкнули к Симмаху, форменную войну; совершив посреди города самое настоящее побоище и многочисленные убийства, они перебили большое количество священников, а также многих из числа клириков и ещё большее число римских граждан.

3. В это время aТразамунд, который наследовал в вандальском королевстве в Африке брату Гунериху, следуя нечестию брата и отца Гейзериха, закрыв католические церкви, отправил в ссылку в Сардинию 220 епископов, которым блаженный папа Симмах не переставал доставлять ежедневное пропитание a.

Посреди этих невзгод исповеданием веры и учёностью славился блаженный Фульгенций.

4. В эти же дни в Африке, когда некий арианин по имени Олимпий мылся в бане и говорил недостойные и оскорбительные слова о вере в Святую Троицу, с неба внезапно опустился огненный дротик и сжёг его на виду у всех. Когда же один арианский епископ, собираясь окрестить некоего Барбу, умалил вопреки уставу веры Сына и Святого Духа по отношению к Отцу, сказав: «Крещу тебя, Барба, во имя Отца, через Сына в Духе Святом», вода, в которой его должны были окрестить, вдруг исчезла. Увидев это, желавший получить крещение тут же бежал в католическую церковь и принял крещение Христово по обычаю истинной веры.

Теодорих же, в то время как он мирно правил в Италии, построил себе в наиболее оживлённых местах царские резиденции.

5. Итак, в то время как Анастасий упорствовал в той ереси, в которую впал, а именно, следуя за ересиархом Евтихием, отрицал во Христе две природы, то есть божественную и человеческую, папа Гормизд, преемник Симмаха, отправил в Константинополь Эннодия, епископа Тицинского, а вместе с ним и других послов с текстом католической веры, чтобы они вернули Анастасия в церковное стадо; но тот не только презрел их спасительные увещевания, но и не без оскорблений прогнал с глаз долой и, посадив на старую и ненадёжную посудину, велел, чтобы они нигде по всей Греции не вступали ни в один из городов. За этим его нечестивым безрассудством вскоре последовала Божья кара. Ибо, когда шёл уже 27-й год его власти, он умер, aпоражённый молнией a.

6. В 518 году от воплощения Господня, когда еретик Анастасий был покаран, на императорский престол вступил католик Юстин. Ради возобновления единства веры владыка Гормизд отправил к нему мужа исключительной святости, а именно, Германа, епископа города Капуи; он был достойно принят и укрепил в вере сердца многих сомневавшихся.

7. В это время в Африке после смерти Тразамунда, короля вандалов и сторонника арианского нечестия, bна трон вандалов взошёл Хильдерик, его сыну от уведённой в плен дочери императора Валентиниана. Следуя не отцу, еретику, но увещеваниям матери, католички, и был почитателем истинной веры. Его отец, Тразамунд, чувствуя приближение смерти и зная, что сын расположен к католической партии, постарался связать его страшной клятвой в том, что он не будет покровительствовать католикам в своём королевстве. Но, как только его родитель ушёл из жизни, сын, прежде чем принять бразды правления, велел возвратить всех епископов, которых Тразамунд отправил в ссылку, и приказал восстановить их церкви, ибо прошло уже 74 года с тех пор, как его дедом Гейзерихом в Африке впервые были разрушены церкви b.

8. А в землях Востока, в то время как по отдельным местам всё ещё процветала арианская ересь, Юстин начал всячески поддерживать православную веру, желая искоренить само имя еретиков, и приказал повсеместно обратить в католическую веру их церкви. Когда об этом услышал в Италии король Теодорих, запятнанный арианским нечестием, он отправил в Константинополь к императору Юстину папу Иоанна, а вместе с ним также консуляров Феодора и Импортуна, и патриция Агапита. Он, угрожая, велел передать через них, что если Юстин в скором времени не вернёт еретикам их церкви и не позволит им жить в мире, он предаст мечу все народы Италии. 9. Придя к августу, они достойно, как и положено, были им приняты, и, беспокоясь о благе своём и своих людей, со слезами умоляли его исполнить данное им задание, хоть оно и несправедливо, и не дать погибнуть Италии. Тронутый их мольбами, Юстин дал им то, что они просили, и оставил ариан в покое. Пока они находились в пути, Теодорих, дав выход своей злобе, казнил бывших консулов – патриция Симмаха и сенатора Боэция, католических мужей.

10. В те же дни, когда франками был убит Аларих, король визиготов, Теодорих, перебив через своего комита Иббу более 30 000 франков, поставил после смерти Алариха опекуном своего внука Аталариха своего оруженосца Тиодо.

bА владыка Иоанн, вернувшись из Константинополя, вместе с теми, с кем отправился в путь, прибыл к Теодориху в Равенну. А Теодорих в злобе от того, что Юстин, защитник католического благочестия, с почётом его принял, умертвил его вместе с товарищами, замучив в темнице. Однако, вскоре за этой его чудовищной жестокостью последовала Божья кара, и он умер внезапной смертью через 98 дней после указанного преступления b. Некий отшельник на острове Липаре, муж величайшей добродетели, видел, как его душу тащили между папой Иоанном и патрицием Симмахом и опустили в жерло Вулкана, который расположен неподалёку от того места.

11. Итак, когда Теодорих был покаран таким образом, готы возвели на трон Аталариха, о котором было сказано выше, рождённого от дочери короля Теодориха, вместе с названной Амаласвинтой, его матерью.

А Юстин, после того как носил августейшее достоинство 11 лет, в мире почил в Константинополе.

В 529 году от воплощения Господня власть получил Юстиниан, сын сестры Юстина, 49-й из римских правителей. Как только он взял в руки бразды правления, так сразу же взялся за восстановление положения государства. Первым делом он велел патрицию Велизарию, знаменитому мужу, напасть на персов, которые нарушали границы римлян и жестоко опустошали их земли. Велизарий разбил их в многочисленных сражениях и по желанию императора с триумфом вступил в Константинополь.

12. Между тем Аталарих, король готов, в то время как не исполнилось ещё и четырёх лет с тех пор как он начал править, ушёл из жизни, застигнутый внезапной смертью. После его смерти Амаласвинта, его мать, возвела на трон в качестве своего соправителя Теодата. Но Теодат, забыв об оказанных ему благодеяниях, через несколько дней велел задушить её в бане. Поскольку она, пока была жива, поручила себя и своего сына заботам императора, август Юстиниан, услышав о её смерти, воспылал против Теодата тяжким гневом. 13. Теодат, чувствуя угрозу со стороны императора, отправил в Константинополь блаженного папу Агапита, чтобы тот добился у Юстиниана прощения для него за совершённое преступление. Когда этот святой владыка прибыл к императору Юстиниану, то, затеяв с ним беседу о вере, обнаружил, что тот впал в евтихианское учение, так что поначалу блаженный епископ выслушал с его стороны тяжкие угрозы. Но, когда Юстиниан обнаружил его непоколебимое упорство в католической вере, – ибо словесная перепалка дошла до того, что он услышал от епископа такие слова: «Я желал прийти к Юстиниану, христианнейшему императору, но обнаружил Диоклетиана», – он, наконец, по Божьей воле внял его увещеваниям и вместе со многим, которые точно так же ошибались, вернулся к исповеданию католической веры. Анфимия же, епископа этого царственного града и защитника названной ереси, Агапит, публично уличив, лишил общения и уговорил императора отправить его в ссылку. Однако спустя малое время этот владыка умер в названном городе.

14. Между тем в Африку, которой уже много лет владели вандалы, Юстиниан отправил во главе войска Велизария, который сразу же вступил в битву с вандалами и, разгромив огромные их силы, взял в плен их короля Гелисмера и живым отослал его в Константинополь. Карфаген также был тогда возвращён через девяносто шесть лет после своего падения. 15. Далее, когда владыка Агапит, который просил императора Юстиниана о мире для Теодата, умер в Константинополе, Юстиниан отправил патриция Велизария, уже прославленного многочисленными сражениями, против Теодата и тот освободил от служения готам также и Италию. Когда Велизарий находился какое-то время в Сицилию, Теодат, король готов, скончался. Его место занял Витигис, который, как только захватил власть, тут же отправился в Равенну и силой взял в жёны дочь королевы Амаласвинты. 16. А Велизарий обратил против Витигиса силы, набранные им для войны против Теодата, и, покинув Сицилию, пришёл в Кампанию к Неаполю. Жители Неаполя не захотели его принимать. Тогда в гневе он энергично и всеми силами взялся за осаду этого города и, храбро атаковав, наконец, штурмом взял его через несколько дней. Войдя туда, он не только на готов, которые находились там, но и на горожан излил такой гнев, что не пощадил ни возраста, ни пола, ни монашек, ни священнослужителей. Предав мужей жалкой смерти на глазах у их жён, он увёл в плен уцелевших матерей и детей и, расхитив всё в ходе грабежа, не удержался от разграбления священных церквей. 17. Уйдя оттуда, он поспешил в Рим. Когда он вошёл в Рим, готы, которые находились в городе, покинули его ночью и, оставив ворота открытыми, бежали в Равенну. Витигис, когда узнал об этом, тут же прибыл к Риму с большим войском против Велизария. Однако, Велизарий, считая время неподходящим для битвы, затворился внутри городских стен и огородил город укреплениями. Готы, осаждавшие город, предавали всё вокруг грабежам и пожарам, а тех римлян, которые попадались им под руку, убивали. Разорив все святые места, они подняли руку даже на погребения достопочтенных мучеников. Они тут же атаковали город, но осторожность и трудолюбие Велизария защитили его. 18. Помимо военных неурядиц нужду в Риме усугубил также голод. Ибо в этом году по всему миру, но особенно в Лигурии, вспыхнул такой сильный голод, что, как передаёт святейший муж Даций, епископ Медиоланский, многие матери пожирали члены своих несчастных детей. Готы целый год осаждали Рим, а затем устрашённые бежали в Равенну. Велизарий же, отбыв в Неаполь, привёл в порядок тамошние дела, а затем, оставив его, вернулся в Рим. Вскоре ему доставили повеление от августы Феодоры, чтобы он отправил в изгнание папу Сильверия, обвинённого на основании показаний лживых свидетелей, за то, что он не пожелал примириться с Анфимием, еретическим епископом Константинополя. И Велизарий, хоть и неохотно, но тут же выполнил это распоряжение. В итоге, папа Сильверий был сослан на понтийский остров, где и умер в изгнании. 19. Витигис же, опять собрав огромное войско готов, вступил с Велизарием в битву, но, после того как его люди понесли страшные потери, обратился в бегство. Однако Иоанн по прозвищу Сангвинарий, магистр армии, преследуя беглеца и ночью, захватил его в плен и живым привёл к Велизарию. Одержав победу, Велизарий вернулся в Константинополь, приведя с собой Витигиса. Юстиниан, увидев его, сильно обрадовался и спустя малое время, сделав его патрицием, передал ему управление над пограничными с Персией землями; прожив там какое-то время, Витигес умер. Велизарию же были оказаны положенные почести, и он вновь был отправлен в Африку против Гвинтарита, который опять возбудил вандалов и захватил у них власть. Велизарий, как только прибыл в Африку, тут же под предлогом мирных переговоров убил Гвинтарита и подчинил игу государства оставшихся вандалов. Оттуда победитель Велизарий пришёл в Рим и руками папы Вигилия передал блаженному Петру золотой крест, украшенный драгоценнейшими камнями стоимостью в сто фунтов.

20. В те времена в Кассино после уединённой жизни в священной обители проживал блаженнейший отец Бенедикт; предвидевший будущее, он славился достойными восхищения чудесами.

В этом же веке в Паннонии обитало племя лангобардов, в то время дружественных римлянам; во главе их тогда стоял Аудоин. В это время, вступив в битву с Турисендом, королём гепидов, он одержал победу благодаря своему сыну Альбоину, храброму юноше. В пылу битвы Альбоин яростно атаковал и убил бросившегося на него Турисмода, сына короля Турисенда, и, поскольку гепиды были приведены этим обстоятельством в смятение, добыл победу.

21. А в городе Риме папа Вигилий по той же причине, что и его предшественник, а именно, вызвав неудовольствие августы, был приведён в Константинополь писцом Антимом и отправлен оттуда в ссылку.

22. Итак, когда Витигис был взят в плен, транспаданские готы поставили себе королём Хельдебада, который в этом же году умер. Ему наследовал Эрарий, но и он, когда не прошло ещё и года, был убит. Затем готы возвели на престол Бадуилу, который звался также Тотилой. Быстро собрав отовсюду войска, они вновь захватил всю Италию. Далее, держа путь через Кампанию и обитель мужа Божьего, отца Бенедикта, а затем также через земли Лукании и Бруттия, они добрались до Регия и, не медля переправившись через Сицилийский пролив, вступил в Сицилию. Возвратившись оттуда к Риму, они атаковали его и взяли в осаду. Рим тогда испытал такой сильный голод, что жители из-за крайней нужды вынуждены были есть мясо собственных детей. Поскольку римляне были крайне истощены и не могли защищать стены, Тотила вступил в город со стороны Остийских ворот. Желая щадить римлян, он приказал всю ночь трубить в трубы, чтобы те либо спасались от готских мечей в церквях, либо укрывались каким-либо иным образом. Какое-то время он жил вместе с римлянами, словно отец с сыновьями. К этому душевному радушию его, как можно догадаться, подвигли увещевания блаженного отца Бенедикта, которого он некогда слушал, ибо прежде он отличался страшной жестокостью. 23. Некоторые из числа сенаторов бежали из Города и, угнетённые, поспешили в Константинополь, где сообщили императору, каким несчастьям подвергся Рим. А тот немедленно отправил туда евнуха Нарсеса, своего кубикулярия, с сильным войском, чтобы он как можно скорее оказал помощь оказавшемуся в беде Риму. Придя в Италию, Нарсес вступил в крупную битву с готами. Чуть ли не полностью их истребив, он убил короля Тотилу, который царствовал уже более десяти лет, и вернул к государственному праву всю Италию.

Поскольку остаётся ещё многое, что следует рассказать о счастье августа Юстиниана, всё это с будет Божьей помощью рассказано в следующей книжице.


Комментарии

a) Беда, 521.

b) Беда, 529.

Текст переведен по изданию: Pauli historia Romanae. MGH, AA. Bd. II. Berlin. 1879

© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© перевод - Дьяконов И. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1879