Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПАВЕЛ ДИАКОН

РИМСКАЯ ИСТОРИЯ

HISTORIA ROMANA

КНИГА XIII

1. aИтак, император Гонорий, видя, что силы государства убывают из-за ежедневно причиняемого ему ущерба, посылает в Галлию во главе войска комита Констанция, деятельного и воинственного мужа. Как только Констанций вступил в Галлию, он тут же убил в Арелате тирана Константина. А сын последнего, Констант, был убит во Вьенне своим комитом Геронтием. На его место Геронтий поставил некоего Максима, но вскоре сам был зарезан собственными солдатами. Затем Максим, сложив с себя порфиру, удалился в Испанию и умер там в нищете. После этого в Галлии поднялся и в скором времени пал Иовин. Его брат Себастьян, тут же возведённый в тираны, [также] был убит. Консул Тертулл, который похвалялся в сенате стать в будущем императором, вместо этого погиб той же смертью. Аттал, которого сделали императором готы, был схвачен Констанцием и доставлен Гонорию. Ему отрубили руку, но сохранили жизнь. Также Гераклиан вместе с зятем Сабином и 3700 кораблей направился из Африки в Рим, но, напуганный нападением на него комита Марина, обратился в бегство и, сев на корабль, один вернулся в Карфаген, где был убит. Гонорий одолел их всех благодаря огромному прилежанию и величайшему усердию Констанция. Вполне заслуженно, ибо в эти же дни по приказу Гонория и при содействии Констанция еретики в Африке угомонились, а церквям возвращён мирa. В Африке тогда, а именно, в Гиппоне Регии, величайшей известностью пользовался славнейший наставник всей церкви Августин.

2. bТем временем, по требованию Констанция Валлия, король готов, устрашённый судом Божьим, вернул Плацидию, которую с честью держал у себя, Гонорию, [её] брату, и, дав отборнейших заложников, заключил с ним мир, обещав сражаться за римлян против варваров, которые вторглись в Испании. Короли вандалов, аланов и свевов, напротив, отправили к императору Гонорию посольство с такими словами: «Имей со всеми мир, прими ото всех заложников. Мы сражаемся для себя, погибаем для себя, но побеждаем ради тебя, и твоему государству будет польза, если погибнем и мы, и враги»b.

3. Когда благодаря Божьему содействию все эти неурядицы были устранены, Гонорий при великой радости всех людей выдал замуж за Констанция, своего комита, мужа нерушимой верности и выдающегося, давно уже обещанную ему Галлу Плацидию, свою сестру. Констанций родил от неё сына – Валентиниана, который впоследствии правил государством. В это же время cКонстанций заключил нерушимый договор с королём готов Валлией, предоставив ему для поселения Аквитанию, провинцию в Галлии, а также некоторые соседние с этой провинцией города. Итак, видя, что доблесть и талант Констанция, [действующего] как посредством войн, так и посредством мирного урегулирования, охраняют его на всех направлениях, Гонорий при всеобщей поддержке назначил его в Равенне своим соправителем. Но не прошло и семи месяцев, как Констанций ушёл из этого мираc.

4. В те же дни в Вифлееме, в Палестине, блаженный Иероним, когда ему исполнился девяносто один год жизни, отошёл ко Христу.

5. В последующее время усилиями некоего Иовиана, который тогда считался весьма опытным военачальником, в Испании власть захватил Максим. Малое время спустя оба они были побеждены и захвачены войском Гонория и доставлены к нему в то время как он отмечал в Равенне тридцатилетие своего правления.

d В этот период британцы, устав терпеть нападения скоттов и пиктов, отправили послов в Рим и, обещая свою покорность, умоляли о помощи против врагов. Гонорий тут же отправил к ним легион, который огромное количество варваров истребил, а остальных изгнал из пределов Британии. Но, как только римляне удалились, враги вновь прибыли на кораблях, попирая и пожирая всё, что попадалось им на пути. Тогда вновь примчались римляне и, разгромив врага, прогнали его за мореd.

6. В это время, eвследствие того что вандалы и аланы беспокоили Испании, Гонорий послал для их защиты полководца Кастина с войском. Но Кастин [своим] бестолковым и несправедливым командованием отвратил от участия в своём походе Бонифация, знаменитого мужа, весьма опытного в военных делах. Бонифаций счёл для себя опасным и недостойным следовать за тем, кого он знал, как человека вздорного и высокомерного, и спешно бросился сначала в гавань Города, а оттуда – в Африку. Впоследствии он причинил государству непоправимый ущербe, став причиной гибели всей Африки. Кастин же, лишившийся из-за своей невоздержанности такого товарища, не совершил в Испании ничего достойного.

7. Между тем августа Плацидия, изгнанная братом Гонорием, отправилась на Восток вместе с детьми Гонорией и Валентинианом и была там любезно и с почётом принята августом Феодосием, сыном второго своего брата Аркадия. Процарствовав 15 лет вместе с Феодосием Младшим, сыном своего брата Аркадия, о котором было сказано выше, а до этого вместе с братом ещё 13 лет и два года при отце, Гонорий, оставив государство умиротворённым, как и хотел, окончил в городе Риме свою жизнь. Тело его было погребено в мавзолее рядом с местом мученичества блаженного апостола Петра. 8. Потомства после себя он не оставил. Ибо обе дочери Стилихона, то есть Мария и Терманция, вступившие с ним в брак одна за другой, были застигнуты по Божьему приговору внезапной смертью и ушли из этого мира девицами. Гонорий не сильно отличался от своего отца, Феодосия, нравами и благочестием. Хоть в его времена и возникло множество внешних и внутренних войн, все они были улажены то ли бескровно, то ли малой кровью. Итак, когда Гонорий отошёл от человеческих дел, Иоанн, опираясь на поддержку магистра милитум Кастина, захватил власть.

9. С 1177 года от основания Города Феодосий, сын Аркадия, правил империей Востока 43-м из римских царей, считая от Августа. Узнав о смерти своего дяди Гонория, он тут же назначил цезарем Валентиниана, сына своей тётки Плацидии, и отправил его вместе с августейшей матерью принять Западную империю. В это время Иоанн, пытаясь отвоевать Африку, которой овладел Бонифаций, оказался не в силах защитить самого себя. Затем прибывшие августа Плацидия и цезарь Валентиниан с удивительным везением тут же его разгромили и, став победителями, захватили бразды правления; их воины тогда жестоко разорили Равенну, потому что её жители активно помогали партии тирана. Они осудили на изгнание Кастина, магистра милитум, ибо считалось, что именно при его помощи Иоанн захватил власть, а Аэцию было даровано прощение, потому что гунны, поддержку которых Иоанн получил благодаря ему, его же стараниями вернулись восвояси. Итак, Валентиниан с согласия всей Италии был назначен императором и по указу Феодосия провозглашён августом. Пока всё это происходило, готы с большим войском осаждали славную галльскую крепость под названием Ахиллас; но вот, прибыл Аэций и они отступили оттуда отнюдь не безнаказанно.

10. Между тем Бонифаций умножал в Африке силу и славу. Против него были отправлены Маворций и Гальбион. Они готовились осадить Бонифация, но сами были убиты им. Затем племенам, которые не знали мореходства, в то время как сражавшиеся призвали их к себе на помощь, стало доступно море. Вторично против Бонифация был отправлен комит Сигисвальд. Итак, чувствуя, что он не сможет безопасно владеть Африкой и видя нависшую над ним угрозу, Бонифаций, взъярившись на погибель всему государству, вызвал из Испании и привёл в Африку племя вандалов и аланов вместе с их королём Гейзерихом. gОни жесточайшим образом разорили огнём, мечом и грабежом почти всю Африку и, сверх того, ради арианского нечестия сокрушили католическую веру. Во время этой грозы блаженнейший Августин, о котором было сказано выше, епископ Гиппона, дабы не видеть гибели своего города, отошёл к Господу на третий месяц его осады в возрасте 76 лет, из которых 40 лет он провёл в звании клирика или епископаg.

11. В то время как по всей земле царил мир и удивительное согласие, Бонифаций вернулся из Африки в Италию через Рим и получил должность магистра милитум. Он победил в битве оказавшего ему сопротивление Аэция, но через несколько дней умер от болезни. Аэций же после сложения должности проживал на своей земле; когда же некий его соперник попытался его там утеснить, совершив внезапный набег, он бежал в Рим, оттуда – в Далмацию, а затем прибыл в Паннонию к гуннам. Пользуясь их дружбой и поддержкой, Аэций добился благоволения императоров и разрешения вернуть себе власть, а малое время спустя получил также должность патриция. Итак, после того разорения Африки, о котором упоминалось выше, вандалам через Тригеция была дана для поселения часть Африки; с ними был заключён мир скорее вынужденный, нежели выгодный.

12. В это же время патриций Аэций разгромил в битве Гундикария, короля бургундов, жившего на территории Галлии, и даровал ему по его просьбе мир. Между тем готы нарушают мирные договорённости и захватывают большинство расположенных по соседству с их поселениями городов. Когда они особо сильно тревожили город Нарбон, и жители последнего страдали от длительной осады и голода, внезапно прибыл комит Литорий и, обратив врагов в бегство, доставил в город множество хлеба, тем самым избавив его от голода.

Начиная со следующего года война против готов велась при поддержке гуннов.

В это время в Африке Гейзерих, желая сокрушить ради арианского нечестия католическую веру в пределах своего проживания, так преследовал некоторых из наших епископов, что лишил их права на собственные церкви и даже изгнал их из городов, после того как их стойкость не была сломлена никакими карательными мерами высокомернейшего короля. В эти дни август Валентиниан отправился в Константинополь к императору Феодосию, своему двоюродному брату, и женился там на его дочери. В это время пираты разорили множество островов и, особенно, Сицилию.

13. Между тем Литорий, бывший вторым после патриция Аэция командиром над союзными гуннами, стараясь превзойти славу Аэция и полагаясь на ответы гаруспиков и знамения демонов, безрассудно вступил в битву с готами; поначалу он учинил врагам страшную резню, но затем, после того как пали почти все его люди, сам был постыдно взят готами в плен. Наконец, с ними был заключён мир, после того как римляне просили о нём после неудачного окончания этой плачевной войны более смиренно, чем когда-либо прежде.

14. Итак, пока Аэций был занят в Галлии приведением в порядок тамошних дел, Гейзерих, относительно дружеского расположения которого [ни у кого] не было никаких опасений, под предлогом мира вошёл в Карфаген и, замучив жителей разного рода пытками, присвоил себе все его владения, не удержавшись также от разграбления церквей. Из них были вынесены священные сосуды и они, выведенные из-под управления священнослужителей, стали по его приказу уже не местами богослужения, но жилищами его людей. Он был свиреп ко всякому чину пленённого люда, но особенно враждебен знати и священству, так что совершенно невозможно определить, кому он скорее объявил войну – людям или Богу. Итак, Карфаген был таким образом взят вандалами по прошествии 585 лет после того как он признал над собой власть римлян. В следующем году Гейзерих переправился на Сицилию; в то время как он угнетал её великими напастями, он получил весть о том, что Себастьян намерен отправиться из Испании в Африку, и спешно вернулся в Карфаген, полагая чрезвычайно опасным для себя и своих людей, если этот опытный в военном деле муж рьяно возьмётся за возвращение Карфагена. Однако тот, желая казаться скорее другом, нежели врагом, неосторожно положился на дружбу с варварским королём и погиб несчастной смертью.

15. После этого император Феодосий начал против вандалов войну и отправил с большим флотом полководцев Ариовинда, Ансилу и Германа. Однако те, откладывая мероприятие из-за длительных промедлений, были скорее бременем для Сицилии, нежели защитой для Африки.

16. В это же время, поскольку гунны опустошали Фракию и Иллирик, подвергая их беспощадному разорению, войско, находившееся в Сицилии, вернулось для защиты восточных провинций.

Почти в те же самые дни Рим был потрясён таким сильным землетрясением, что обрушились многие его здания и строения.

17. Итак, британцы, о которых было сказано выше, поскольку им вновь не давали покоя набеги скоттов и пиктов, послали Аэцию письмо, полное слёз и жалоб, и умоляли его как можно быстрее прийти им на помощь. Но, поскольку Аэций отказал им в этом, ибо сам был занят в это время борьбой с соседними врагами, одни из британцев, оказав храброе сопротивление, прогнали врагов, а другие вынуждены были подчиниться врагам. Затем пикты, подчинив себе самую крайнюю часть этого острова, сделали её местом своего обитания, так что их впоследствии не удалось выгнать оттуда до сих пор. Оставшиеся же британцы, боясь постоянных вторжений скоттов и не надеясь более на помощь римлян, пригласили народ англов с их королём Вертигерном для защиты своего отечества. Они приняли англов с дружеским участием, но вопреки ожиданиям вместо помощников нашли в них врагов и завоевателей. В последующее время народ англов или саксов прибыл в Британию на трёх длинных судах. Когда слухи об их успешном походе дошли до их родины, оттуда было прислано многочисленное войско, которое соединилось с предыдущими [отрядами] и сперва прогнало врагов, из-за которых их пригласили, а затем обратило оружие против британцев. Используя в качестве повода тот факт, что им не предоставили платы за их службу, они огнём и мечом подчинили себе почти весь остров от восточного его края до западного.

18. А Феодосий, который, помимо 21 года правления вместе со своим дядей Гонорием, провёл во главе империи ещё 27 лет, из которых 25 правил вместе с зятем Валентинианом, умер в Константинополе от болезни и был там погребён.


Комментарии

a) Орозий, VII, 42, 1-16.

b) Орозий, VII, 43, 10-14.

c) Проспер, 419 и 420 гг.

d) Беда Достопочтенный, 426.

e) Проспер, 422 г.

g) Беда, 452.

Текст переведен по изданию: Pauli historia Romanae. MGH, AA. Bd. II. Berlin. 1879

© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© перевод - Дьяконов И. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1879