ИБН АЛ-АCИР

ПОЛНЫЙ СВОД ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

АЛ-КАМИЛ ФИ-Т-ТАРИХ

Исторический труд известного арабского историка Изз ад-дина Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Джазари Ибн аль-Асира (1160-1233) «Китаб ал-камил фи-т-та’рих» (Полный свод истории) посвящен истории мусульман и охватывает продолжительный период с доисламского времени до монгольских завоеваний. В молодости автор сам участвовал в сражениях под знамёнами Саладина, поэтому принято считать, что наибольший интерес для историков представляет заключительная часть его книги, описывающая события ХII-ХШ веков. Предлагаемый текст содержит отрывки из начальной части сочинения, где описаны многие важнейшие события ранней истории ислама. Особенно же важно для нас то, что этот текст отражает представления о «классической эпохе» самих мусульман времён крестовых походов. В их среде увлекательный и яркий рассказ Ибн аль-Асира пользовался большой популярностью.


Битва при Му’те (629)

Поход в Му’ту был предпринят в Джумаде 8 года 1. Посланник Божий назначил начальником войска Зейда ибн Харису, причём сказал: если Зейд будет сражён, то начальником будет Джафар ибн Абу-Талиб, а если падёт Джафар, то начальником будет Абдулла ибн Раваха. А Джафар сказал: «Если он (Мухаммед) назначит моим начальником Зейда, то я не пойду». Тогда Мухаммед сказал: «Ступай, ибо ты не знаешь, что лучше: быть командиром или рядовым». И снарядились посылаемые в поход в числе трёх тысяч, и простился с ними посланник Божий и народ.

Затем они пошли и остановились в Муане. И дошло до них известие, что Ираклий 2 двинулся против них во главе ста тысяч румов и нечистокровных арабов под предводительством одного человека по имени Малик ибн Зафила из племени Балий. Он остановились в Меабе в земле аль-Белка. Мусульмане пробыли в Муане две ночи, обсуждая своё положение, и решили: напишем посланнику Божьему о положении дел и будем ждать его решения. Абдулла ибн-Раваха ободрил их следующими словами: «О народ мой! Клянусь Богом, то, от чего вы отвращаетесь, это и есть та цель, к которой вы так стремились — мученической смертью засвидетельствовать истинность вашей веры. Вперёд! Одно из двух прекрасных: или победа, или рай». Войско сказало: «Ей-Богу, он говорит правду!» — и двинулось вперёд 3.

На попечении Абдуллы находился сирота Зейд ибн Аркам – во время этого похода он сидел за его седлом на дорожном мешке. Зейд горько заплакал, а Абдулла хлестнул его бичом и сказал: «Что с тобой, мямля? Мне Бог дарует мученическую кончину, а ты вернёшься, удобно восседая между лукой и спинкой моего седла».

Затем они пошли и встретили полки румов и арабов при одном из селений аль-Белка, именуемом Машариф. Мусульмане отошли к селению, называемому Му’та 4. Здесь и произошло столкновение.

Правым крылом мусульман командовал узрит Кутба ибн Катада, а левым крылом — ансар Убада ибн Малик. Произошла жестокая сеча. Зейд ибн Хариса сражался со знаменем посланника Божия в руках и был поднят на копья врагов. Затем знамя взял Джафар ибн Абу-Талиб и стал сражаться… В самый разгар битвы он соскочил со своей рыжей лошади, подрезал ей поджилки и дрался, пока не был убит. Его нашли с более чем восемьюдесятью ранами, нанесёнными стрелами, мечами и копьями.

Когда он был убит, знамя взял Абдулла ибн Раваха, поехал вперёд, но стал несколько колебаться… Он сошёл со своей лошади, а один из его двоюродных братьев принёс ему кость с мясом и сказал: «Подкрепись, ибо ты многое вынес».

Он взял кость, прикусил её один раз и услышал шум битвы, долетавший со стороны войска. И сказал сам себе: «Другие сражаются, а ты занят своей плотью?». Он бросил кость, взял свой меч, пошёл вперёд и сражался, пока не был убит. Положение мусульман стало невыносимым, и враг свирепствовал в их рядах, Ещё прежде этого Кутба ибн Катада убил вождя нечистокровных арабов Малика ибн Зафилу…

Когда Ибн Раваха был убит, знамя поднял Сабит ибн Аркам аль-Ансари и сказал: «Мусульмане! Выберите кого-нибудь!». Они сказали: «Мы согласны выбрать тебя!». А он сказал: «Я не сумею». И тогда они выбрали Халида ибн Валида, он взял знамя и отогнал врагов. С тех пор Халид 5 был прозван Мечом Аллаха...

Когда войско вернулось [в Медину], навстречу ему вышли посланник Божий и мусульмане. Пророк взял Абдуллу, сына Джафара, и понёс его на руках. А народ стал бросать землёй в это войско и говорить: «Эй! Беглецы! Беглецы!». И стал говорить посланник Божий: «Не беглецы они — право же, они храбрецы…»

Поход Усамы (632)

В Мухарраме этого года 6 пророк набрал для похода в Сирию войско, во главе которого поставил Усаму, сына Зейда, своего клиента, и приказал ему потоптать конницей пограничные местности округов ал-Белка и ад-Дарума, что в палестинской земле. Лицемеры взроптали против его назначения и сказали: именитых мухаджиров и ансаров 7 он отдал под команду юноши. С Усамой собрались идти первые мухаджиры 8, в том числе Абу-Бекр и Омар.

Во время этих сборов посланник Божий заболел и почил 9 прежде, чем это войско успело отправиться. И обнаружилось лицемерие: арабы отступились от ислама, где целое племя, где часть племени; евреи и христиане подняли головы. Утратив своего пророка, малочисленные мусульмане оказались подобными стаду овец, блуждающему во мраке дождливой ночи.

Абу-Бекр приказал всем тем, кто числился в отряде Усамы, снарядиться в поход и выйти из города. Когда войско пошло в свой лагерь при ал-Джурфе и оказалось в полном составе, Усама послал Омара ибн аль-Хаттаба к Абу-Бекру и [велел передать ему]: «Со мной находятся лучшие из защитников народа; я же боюсь за наместника посланника Божьего, за его семейство и за семейства мусульман, как бы многобожники не похитили их». А те ансары, которые были с Усамой, говорили Омару ибн аль-Хаттабу: «Абу-Бекр — наместник посланника Божьего. Конечно, мы пойдём! Но доложи ему наше требование дать нам вождя постарше Усамы». Абу-Бекр не раз говорил: «Если бы меня схватили собаки и волки, то и тогда я не отменил бы решения, принятого посланником Божьим». Омар же сказал: «Ансары требуют человека постарше Усамы». Тогда Абу-Бекр, который сидел, вскочил, схватил Омара за бороду и сказал: «Да лишится тебя мать твоя, о Ибн аль-Хаттаб! Его назначил посланник Божий, а ты требуешь, чтобы я сменил его?».

Абу-Бекр вышел, пришёл к ним, отправил и проводил их. Он шёл пешком, между тем как Усама ехал верхом. Собираясь возвращаться, он сказал Усаме: «Если тебе угодно оставить мне в помощь Омара, то оставь». И он разрешил ему остаться.

Затем Абу-Бекр дал им следующее наставление: не поступайте нечестно, не будьте вероломными, не уродуйте врагов, не убивайте ни женщины, ни ребёнка, ни глубокого старика, не сжигайте пальм, не срубайте плодовых деревьев и не закалывайте ни коров, ни овец, ни верблюдов. Вы пройдёте мимо людей в кельях, посвятивших себя благочестию: оставьте их в покое и не мешайте их занятиям. Вы встретите людей, которые выбрили макушки голов своих и оставили вокруг макушек волосы наподобие повязок: полосните их мечом. Ступайте во имя Божие!

Усама пошёл, напал на отступившие от ислама роды кудаитов, взял добычу и вернулся. Его отсутствие длилось сорок дней, а другие говорят — семьдесят дней. Поход войска Усамы принёс величайшую пользу мусульманам, ибо арабы рассудили: если бы у них не было силы, то они не отпустили бы этого войска. И [арабы] отказались от многих своих замыслов.

Завоевание Сирии

Говорят, что в 13 году 10, совершив хадж и вернувшись домой, Абу-Бекр отправил войска в Сирию. Он послал [туда] Халида ибн Саида ибн Аса; другие говорят, что он отправил его только тогда, когда отправил Халида ибн аль-Валида в Ирак.

Халид был первым, кому он вручил знамя для похода в Сирию, затем он сместил его ещё до выступления. Причиной смещения было то обстоятельство, что в течение двух месяцев он медлил присягнуть Абу-Бекру, выжидая событий. И Халид встретил Али ибн Абу-Талиба и Османа ибн Аффана и сказал: «О потомки Абд-Менафа! Ужели у вас отняли власть?». И сказал Али: «Считаешь ли ты власть Абу-Бекра захватом или законным заместительством?». Абу-Бекр не сердился на Халида за эти слова, а что касается Омара, то он стал за это питать на него злобу. И когда Абу-Бекр назначил Халида начальником, Омар не отставал от Абу-Бекра, пока Абу-Бекр не сместил его. Он назначил его резервом для мусульман в Тейме, приказал ему не отдаляться от него без приказа, призвать к себе живших около неё арабов и сражаться только против того, кто на него нападёт.

Известие об этом дошло до румов, и они приказали сирийским арабам-кочевникам прислать вспомогательные отряды. Тогда Халид ибн Саид написал об этом Абу-Бекру, а Абу-Бекр написал ему: «Ступай вперёд и не бросайся на врагов необдуманно». Тогда он пошёл на них и, когда он приблизился к ним, они рассеялись. Он остановился там, где они стояли, и написал об этом Абу-Бекру. Тот приказал ему двинуться вперёд так, чтобы они не могли зайти ему в тыл. И он немного отошёл и остановился. К нему приблизился патриций румов по имени Вахан 11, сразился с ним, разбил его и нанёс урон его войску.

Халид написал Абу-Бекру, прося у него подкрепления. Меж тем к Абу-Бекру подоспели первые контингенты из Йемена, во главе их был Зу-л-Кела. И прибыл Икрима ибн абу-Джахль во главе сопровождавших его уроженцев Тихамы, Омана, Бахрейна и Серва. И они прибыли к Халиду ибн Саиду.

В это время Абу-Бекр стал думать о Сирии, дела которой привлекали к себе его внимание. Он возвратил Амру ибн аль-Асу место сборщика садаката, данное ему посланником Божьим до отъезда Амра в Оман, причём пророк обещал снова дать ему это место, когда Амр вернётся из Омана. Когда Абу-Бекр решил двинуться против Сирии, он написал Амру: «Место, данное тебе посланником Божьим, я тебе возвратил, и оно твоё. Но мне хотелось бы посвятить тебя делу, которое принесёт тебе большую пользу и на земле, и за гробом». И написал ему Амр: «Я одна из стрел ислама, ты же — стрелок, пускающий и собирающий их. Так выбери лучшую из них и стреляй ею».

И Абу-Бекр приказал ему и аль-Валиду ибн Укбе собрать арабов, и они сделали это. Абу-Бекр послал Амру некоторую часть собравшихся около него и приказал ему идти в Палестину по указанной дороге. А аль-Валиду Абу-Бекр приказал идти в Урдунн, дав ему в подкрепление часть своих войск. И назначил

начальником громадного войска Язида ибн абу-Суфьяна, проводил его пешком и дал ему и другим эмирам наставления. И сказал Язиду: «Я назначил тебя начальником, чтобы испытать тебя, узнать тебя на деле и вывести тебя в люди».

Затем Абу-Бекр назначил Абу-Убейду ибн аль-Джарраха начальником тех, кто собрался, и приказал ему идти в Химс. Абу-Убейда подошёл к воротам города, что в ал-Белка; его население [сперва] оказало ему сопротивление. Затем они заключили с ним мирный договор — первый договор, заключённый в Сирии.

И собралось к румам войско при ал-Арабе, что в палестинской земле. Язид ибн абу-Суфьян послал против них бахилита Абу-Умаму, который и разбил их — и это была первая битва в Сирии после похода Усамы ибн Зейда. Затем румы пошли к ад-Дасину, и Абу-Умама снова разбил их. Затем они отступили к Мердж ас-Суффару, где мучеником за веру пал один из сыновей Халида ибн Саида. Говорят, что и сам Халид тоже пал там за веру. Другие же говорят, что он остался в живых и бежал следующим образом.

Услышав про отправление эмиров с войсками, он поспешил вступить в бой с румами. Вахан притворно отступил перед ним. Халид пошёл за ним вместе с Зу-л-Кела, Икримой и аль-Валидом, и остановился при Мердж ас-Суффаре. А сторожевые полки Вахана собрались около Халида и заняли дороги. Вахан выступил в поле, увидел сына Халида ибн Саида и убил его и сопровождавших его. Услышав об этом, Халид бежал до Зу-л-Мервы близ Медины, И приказал ему Абу-Бекр там и пребывать. Икрима же остался защитой для мусульман, отгоняя преследующих их.

Между тем к Абу-Бекру прибыл Шурахбиль ибн Хасана послом от Халида ибн аль-Валида. Абу-Бекр приказал ему идти в Сирию, послал с ним войско и сделал его правителем области аль-Валида ибн Укбы. И пошёл Шурахбиль к Халиду ибн Саиду и увёл от него часть его отряда. К Абу-Бекру собрались люди, и он послал их с Муавией ибн абу-Суфьяном, велев ему присоединиться к его брату Язиду. Проходя мимо Халида, Муавия взял у него остаток его отряда. Тогда Абу-Бекр позволил Халиду войти в Медину.

Когда эмиры прибыли в Сирию, то Абу-Убейда расположился в ал-Джабии, Язид — в ал-Белка, Шурахбиль — в Урдунне, другие же говорят — в Бусре, Амр ибн аль-Ас — в ал-Арабе.

Румы узнали про это и написали Ираклию, находившемуся в Иерусалиме. Он им сказал: «Я вам советую помириться с мусульманами. Лучше уступить им половину дохода Сирии, сохранив за собой другую половину вместе со страной румов, чем если они отнимут у вас [всю] Сирию и половину страны румов». Услышав это, румы отшатнулись от него и отказались ему повиноваться. Тогда он собрал их, пошёл с ними в Химс, расположился в нём и приготовил полки и войска 12

Халид прибыл к Орлиному перевалу около Дамаска, развернув своё знамя. Это было чёрное знамя, принадлежавшее посланнику Божьему; оно называлось «орлом», и отсюда получил своё название этот перевал. Затем Халид пришёл в Мердж аль-Рахит, напал на гассанитов в день их Пасхи, иных убил, а иных пленил. И послал отряд против одной церкви в Гуте, мусульмане убили мужчин, увели в плен женщин и пригнали их семейства к Халиду. Затем он продолжал идти, пока не дошёл до Бусры, сразился с теми, кто в ней находился, одержал над ними победу и заключил с ними мирный договор 13. Бусра была первым городом в Сирии, завоёванным Халидом и иракцами. Пятую часть добычи он послал Абу-Бекру. Затем он пошёл и пришёл к мусульманам в [месяце] Раби 14

Рассказ о битве при Аджнадейне (634)

Абу-Джафар 15 рассказывает о ней вслед за битвой при Ярмуке 16 и передаёт о ней со слов Ибн Исхака 17 почти так же, как [говорилось] выше.

Из Мердж-Рахита Халид пошёл к Бусре, под стенами которой стояли Абу-Убейда ибн аль-Джаррах, Шурахбиль ибн Хасана и Язид ибн абу-Суфьян. Её жители сдались им на капитуляцию с условием уплаты поголовной подати, и это был первый город, завоёванный в Сирии в правление Абу-Бекра. Затем все мусульмане пошли в Палестину на помощь Амру ибн аль-Асу, который стоял при ал-Арабате.

Румы собрались при Аджнадейне под предводительством ат-Тезарика, единокровного и единоутробного брата Ираклия. Другие говорят, что румами командовал Кубуклярий. Аджнадейн же находится в земле палестинской между Рамлой и Бейт-Джибрином. Амр ибн аль-Ас, услышав о движении мусульман, пошёл к ним навстречу, а они остановились в Аджнадейне и стали там лагерем. Кубуклярий послал одного араба узнать о мусульманах. Тот пробыл у них один день и одну ночь, затем вернулся к Кубуклярию. И тот спросил его: что узнал? Он сказал: ночью — монахи, днём — витязи. Если бы сын их царя совершил кражу, они изрубили бы его; так строго они соблюдают справедливость. И Кубуклярий сказал: «Если ты сказал правду, то лучше бы мне провалиться сквозь землю, чем встретиться с этими людьми на её поверхности».

И они вступили в бой в субботу 28 Джумады в 13 году 18. Мусульмане победили, многобожники были разбиты, Кубуклярий и Тезарик были убиты. Из мусульман мучениками за веру пали: Салама ибн Хишам ибн аль-Мугыра, Хаббар ибн аль-Асвад, Нуайм ибн Абдулла ан-Наххам, Хишам ибн аль-Ас ибн Ваиль (по другим сведениям, он был убит при Ярмуке) и много других…

И были в числе убитых: сподвижник пророка Дырар ибн аль-Хаттаб аль-Фихри; Амр ибн Саид ибн аль-Ас, один из выселявшихся в Абиссинию (по другим сведениям, он был убит при Ярмуке); аль-Фадл ибн аль-Аббас, а другие говорят, что он был убит при Мердж ас-Суффаре, иные же говорят, что он умер во время амваской чумы. И в этом сражении был убит корейшит Тулайб ибн Умейр ибн Вахд (по другим сведениям, он был убит при Ярмуке), он участвовал в битве при Бедре и был из первых выселившихся. И в этой битве был убит корейшит Абдулла ибн абу-Джахм аль-Адави, принявший ислам в день взятия Мекки. И был убит в этой битве Абдулла ибн аз-Зубейр ибн Абд аль-Мутталиб, на поле боя изрубивший целую толпу румов. В день смерти пророка ему было около тридцати лет. И был убит в этой битве Абдулла ибн ат-Туфайль ад-Дауси, прозванный Зу-н-Нуром, он был одним из лучших сподвижников пророка, рано принял ислам и выселился в Абиссинию.

Правителями Абу-Бекра в Сирии были: Абу-Убейда, Шурахбиль, Язид и Амр; каждый из них командовал своим джундом, а над ними был Халид ибн аль-Валид.

Абу-Джафар говорит: затем Ираклий собрал войска против мусульман, и они сразились при Ярмуке. Известие о смерти Абу-Бекра 19 и о назначении Абу-Убейды мусульмане получили в то время, когда находились в боевом строю. Эта битва произошла в [месяце] Раджебе 20.

Рассказ о битве при Ярмуке (636)

Когда мусульманское войско при Ярмуке 21 оказалось в полном составе, то их было 27 тысяч, да Халид пришёл с девятью тысячами, так что оказалось 36 тысяч, кроме Икримы, ибо он был резервом. Другие же говорят, что их было 27 тысяч, да три тысячи из разбитого войска Халида ибн Саида, да 10 тысяч, бывших у Халида ибн Валида, так что их стало сорок тысяч, не считая шести тысяч Икримы ибн абу-Джахля. Называют и другие цифры; Бог лучше знает, что вернее. В числе мусульман находилась тысяча сподвижников пророка и из них около сотни бывших в сражении при Бедре. У румов было двести сорок тысяч воинов, другие говорят, что их было сто тысяч 22.

Мусульмане сражались отдельными разрозненными отрядами, каждый эмир во главе своего войска. У них не было общего начальника до прибытия Халида ибн аль-Валида из Ирака. И они назначили его своим командиром, думая, что дело идёт об обыкновенной схватке, и что дело этом не кончится.

Румы выступили таким грозным строем, подобного которому никто никогда не видывал. А Халид вышел во главе такого строя, каким арабы до этого ещё не выстраивались. Он имел с собой от тридцати шести до сорока отрядов и сказал: «Враг многочислен; между тем нет лучшего боевого порядка, чем расположить отряды так, чтобы [собственное] войско казалось многочисленнее».

И он расположил центр отдельными отрядами и поместил во главе их Абу-Убейду. Правое крыло он тоже построил отдельными отрядами с Амром ибн аль-Асом и Шурахбилем ибн Хасаной во главе их. Также и левое крыло он построил отдельными отрядами во главе с Язидом ибн абу-Суфьяном. Во главе каждого отряда Халид поставил человека храброго. Одним отрядом командовал аль-Кака ибн Амр. Судьёй был Абу-д-Дарда, хутбу произносил Абу-Суфьян ибн Харб, разведчиками командовал Кабас ибн Ашьям, добычей распоряжался Абдулла ибн Масуд.

И кто-то сказал Халиду: «Как много румов и как мало мусульман!». Халид ответил: «Только те полки многочисленны, на стороне которых Бог, и только те малочисленны, которых Он покидает. Клянусь Богом, я желал бы, чтобы врагов было вдвое больше и чтобы ал-Ашкар вылечился от боли в своих копытах». Он говорил о своём коне, который стёр себе копыта во время перехода из Ирака в Сирию.

И Халид отдал приказ Икриме ибн абу-Джахлю и аль-Кака ибн Амру, они завязали бой и люди сцепились, всадники устремились друг на друга и стали сражаться друг с другом.

В это время из Медины прибыл гонец по имени Мехмия ибн Зунхейм и сказал им, что всё благополучно и что идут подкрепления. На самом же деле он привёз известия о смерти Абу-Бекра и о назначении главнокомандующим Абу-Убейды. Гонца привели к Халиду, и он тайно сообщил ему о смерти Абу-Бекра 23.

И выехал между обеими линиями Джараджа, вызвал Халида, тот выехал к нему и они обменялись обещаниями не нападать друг на друга… И Джараджа опрокинул свой щит, отъехал с Халидом и тот объяснил ему ислам. И Джараджа принял ислам, затем выехал в поле с Халидом и стал сражаться против румов.

Между тем румы бросились вперёд так стремительно, что оттеснили с их позиций мусульман за исключением тех, которые ради остальных пожертвовали собой. Во главе их стояли Икрима и его дядя по отцу аль-Халис ибн Хишам. Аль-Халис ибн Хишам и Дырар ибн аль-Азвар с четырьмя сотнями именитых мусульман и витязей сражались перед палаткой Халида, пока всех не изранили. Некоторые из них остались в живых, другие умерли. Халид и Джараджа сражались изо всех сил, и в конце дня Джараджа 24 был убит. В центре Халид ворвался между конницей и пехотой румов, и конница обратилась в бегство, покинув свою пехоту на произвол судьбы. Мусульмане увидели, что конница румов бросилась бежать, расступились перед ней, и она рассеялась. Их пехоту стали избивать, она ринулась в свои окопы, а мусульмане ринулись за ними. Викарий и многие знатные румы окутали себе головы своими бурнусами, сели и были убиты закутанными.

Халид перешёл через вал и остановился в шатре ат-Тезарика. Утром к нему привели раненого Икриму ибн абу-Джахля, и Халид положил его голову на свою ляжку, и привели Амра, сына Икримы, и он положил его голову на голень свою, и вытер их лица и накапал им воды в горло... В этом сражении участвовали и женщины — и отличились. В битве при Ярмуке Абу-Суфьян ибн Харб потерял глаз.

Когда румы обратились в бегство, Ираклий был в Химсе. Он велел объявить о скором отъезде из него, оставил этот город между собой и мусульманами и назначил сюда эмира — подобно тому как назначил эмира для Дамаска.

Из мусульман пало три тысячи, в том числе Икрима и его сын Амр, Салама ибн Хишам, Амр ибн Саид, Абан ибн Саид, Джундуб ибн Амр, ат-Туфейль ибн Амр, Тулейб ибн Умер, Хишам ибн аль-Ас и, по словам некоторых, Айяш ибн абу-Рабийя. И были убиты в этой битве Саид ибн аль-Харб ибн Кайс ибн Адий ас-Сахми. один из тех, которые когда-то высылались в Абиссинию. И в этом бою был убит Нуайм ибн Абдулла ан-Наххам аль-Адиви, из корейшитского рода Ади, принявший ислам раньше Омара. И в нём был убит ан-Нудайр ибн аль-Харис ибн Алкама, рано принявший ислам и выселившийся, он был братом того ан-Надра, который, будучи неверующим, был убит при Бедре. И был убит Абу-р-Рум ибн Умейр ибн Хашим аль-Абдари, брат Мусаба ибн Умейра, один из выселявшихся в Абиссинию; он был в битве при Оходе. Другие говорят, что эти люди были убиты при Аджнадейне — Бог лучше знает истину…


Комментарии

1. Джумада ас-сани — шестой месяц мусульманского календаря (27 августа — 26 сентября 629 года или 8 года хиджры).

2. Ираклий I (575-641) — византийский император (610-641). Во время описываемого сражения он находился в Антиохии. Ираклий был одним из последних императоров, при котором латынь ещё была государственным языком Византии, а при его преемниках латынь сменил греческий язык.

3. Битва при Му’те была не только первым столкновением арабов с византийцами, а вообще первой вылазкой арабов за пределы Аравийского полуострова. Нынешние историки датируют её 23 сентября 629 года. См.: Кривов М.В. Сражение при Му’те по арабским источникам и по Феофану // Византийский временник, том 40. М,, 1979.

4. Местечко Му’та находится к востоку от Мёртвого моря.

5. Если не считать битвы при Му’те, которая была безусловным поражением мусульман, Халид ибн Валид считается одним из очень немногих великих полководцев, который не проиграл ни одного из 43 своих сражений.

6. Мухаррам — первый месяц мусульманского календаря (29 марта — 27 апреля 632 года или 11 года хиджры).

7. Ансары — коренные жители Медины, принявшие ислам и давшие убежище переселившимся к ним сподвижникам пророка Мухаммеда.

8. Мухаджиры («совершившие хиджру») — мусульмане, переселившиеся из Мекки в Медину вместе с Мухаммедом (622). Мухаджиры и ансары составляли элиту мусульманской общины.

9. Мухаммед скончался 8 июня 632 года.

10. 7 марта 634 года — 24 февраля 635 года.

11. Армянское имя Вахан (Ваган) в арабских источниках пишут как Бахан или Махан.

12. Дальнейший рассказ Ибн аль-Асира хронологически выпадает из окружающего текста, так как он повествует о событиях, происходивших непосредственно перед битвой при Ярмуке (636), то есть двумя годами позже. Потом наш автор вновь возвращается в 634 год. Абу-Бекр приказал Халиду ибн Валиду, который тогда находился в Ираке, двигаться в Сирию с половиной своей армии. Известия о численности этого войска в источниках очень различаются: от 500 до 9 000 человек.

13. Этот договор был заключён 30 мая 634 года. См.: Большаков О.Г. История халифата. Том 2. М., 2002. Стр. 24.

14. Раби ас-сани — четвёртый месяц лунного календаря. Раби 13 года: 4 июня – 2 июля 634 года.

15. Абу Джафар ат-Табари (839-923) — исламский историк и богослов.

16. У самого Ибн аль-Асира последовательность событий такая же, как и у Абу Джафара. На самом деле битва при Аджнадейне состоялась значительно раньше битвы при Ярмуке. Сами арабские историки нередко путают и смешивают два этих сражения, и подробности одного из них приписывают другому.

17. Абу-Бакр Мухаммад Ибн Исхак (704-767) — выдающийся арабский историк, автор самой ранней из дошедших до нас биографий пророка Мухаммеда. Его труд был одним из главных источников Ибн аль-Асира.

18. 30 июля 634 года.

19. Абу-Бакр, первый из праведных халифов, умер 23 августа 634 года.

20. Раджаб — седьмой месяц лунного календаря. Это один из четырёх «запретных месяцев», в течение которых мусульманам воспрещались военные действия.

21. Река Ярмук — левый приток реки Иордан. Шестидневная битва при Ярмуке (15-20 августа 636 года) происходила к востоку от Тивериадского озера.

22. Ныне считается, что при Ярмуке 12 000 мусульман сражались против 30 000 византийцев, что не противоречит соотношению сил, приводимому Ибн аль-Асиром (40:100).

23. Абу-Бакр умер за два года до описываемых событий. Смотри примечание 19.

24. Джараджа (Джайрждан), сын Феодора — византийский полководец. Судя по имени его отца и его собственному имени (которое толкуют как Георгий), он был христианином. Некоторые арабские авторы сообщают, что Джараджа участвовал в битве при Аджнадейне. Он погиб в битве при Ярмуке от руки Дирара ибн аль-Азвара. О принятии Джараджей ислама прямо на поле боя и его переходе на сторону мусульман сообщает едва ли не один лишь Ибн аль-Асир, который, впрочем, не сам это придумал. Нынешние историки считают этот рассказ вымыслом.

Текст переведен по изданиям: Ibh-al-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur. Leiden, 1851-1876 и Медников Н. А. Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов по арабским источникам // Православный палестинский сборник. Том XVII. Выпуск 2. СПб, 1897

© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© перевод с араб., нем., комментарии - Игнатьев А. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001