№ 268
Инструкция К. В. Нессельроде П. Добеллу о его деятельности на Филиппинах в качестве неофициального лица
20 февраля (4 марта) 1818 г. Москва
Испанский двор ответил на адресованное ему по приказанию императора предложение об учреждении российского консульства на Филиппинах и вашего назначения на пост консула.
Его католическое в-во не мог удовлетворить выраженное по этому поводу пожелание нашего августейшего монарха.
Испанское министерство разъяснило подробно, с большим доверием и чистосердечностью важные соображения против допущения консула России в Манилу, а следовательно, и против признания вас, м. г., в этом звании.
Эти соображения в большинстве своем проистекают из соблюдавшихся с прежних времен в отношении испанских колоний, обычаев, и от которых правительство Мадрида не сможет отказаться сегодня в пользу России, не вызвав осложнений в отношениях с другими морскими и торговыми державами.
Е. в-во император соизволил оценить эти доводы и ни в коем случае не хочет в данный момент настаивать на выполнении проекта, который, по-видимому, не соответствует важнейшим интересам его августейшего друга и союзника.
Принимая, однако, во внимание, м. г., ваше усердие, ваш опыт и ваши знания страны, император полагает, что вы сможете тем не менее использовать в интересах России установленные вами на месте благоприятные связи, но не в качестве официального государственного служащего, а в качестве обычного частного лица, и окажете важные услуги нашему флагу в окрестностях Филиппин, выполняя порученное вам задание снабжать продовольствием Камчатку, наладить китобойный промысел на восточном побережье Сибири.
Надеясь на это, е. в-во согласился разрешить вам проживание в Маниле и сохраняет за вами жалованье, назначенное вам в предположении проекта, который сложившиеся обстоятельства не позволяют сейчас осуществить.
Однако от вашей проницательности, м. г., не ускользнет, насколько щекотлива задача, поставленная перед вами этим новым решением е. и. в-ва, и какая осторожность, осмотрительность и тщательность требуются в связи с этим от вас.
Повторяем, что вы ни в коем случае не должны действовать в качестве официального или государственного лица. Вы сможете вначале принести пользу нашим морским и торговым интересам только как обычное частное лицо. Все ваши действия, все ваши поступки должны быть строго подчинены этому положению, которое доверяет вам наш августейший монарх, настоятельно рекомендуя вам устранять все, что может скомпрометировать дружеские отношения между правительствами С.-Петербурга и Мадрида или представить законные основания для недовольства государств, которых могут встревожить успехи нашей нарождающейся торговли в Южном море. От осторожности и чувства меры, которые вы вложите в вашу работу, будет зависеть успех вашей деятельности и одобрение ее е. и. в-вом.
Они побудят, может быть, когда-нибудь, при более благоприятных обстоятельствах, правительство Мадрида признать вас в тех функциях, для исполнения которых вы были предназначены ранее.
А пока император приказывает нам уведомить испанское правительство о новом решении, принятом в отношении вас, и надеется, что оно не откажется оказать вам как подданному дружеской и союзнической державы в случае нужды необходимую помощь.
Имею честь и т. д. [514]
На л. 119 резолюция Александра I: Быть по сему. Москва 16 февраля 1818 г.
Помета на л. 119: Подписано 20 февраля 1818 г. Заказное губернатору Сибири для пересылки в Тобольск или Иркутск. Копия направлена г-ну Пестелю 20 апреля 1818.
АВПР, ф. Канц., д. 13378, лл. 119—121. Отпуск на франц. яз.