№ 253
Прошение Главного правления Российско-Американской компании К. В. Нессельроде об учреждении русского консульства на Филиппинах
14(26) июня 1816 г.
№ 360
Распространяя владения на три части света и будучи по силе своей из первых государств, отечеству нашему остается желать связей торговых для отдаленнейших колоний его. Известно, сколь быстрыми шагами довершаемы были на нем дела, на которые прочие народы употребляли целые веки, и сколь усердно народ исполняет виды своего правительства.
Хотя, сравнивая колонии прочих держав с нашими, признаться должно, что нам остается желать многого, наипаче для отдаленных границ Сибири. Но природа даровала нам средства получить от далее [472] к югу лежащих народов потребное не только для приятности жизни, но и к обогащению, естьли установить связи с такими народами, которые нам вредить не в состоянии, но от торговли с которыми должна произойти обоюдная ощутительная польза.
Народ таковой для колоний наших суть гишпанцы. С ними одними должно бы заключить договор, и за позволение им посещать наши колонии домогаться такого же: приходить в некоторые из принадлежащих им, как-то: в Маниллу и еще в один из портов в Южной Америке.
Не токмо все сведения о Манилле, но и самый груз, доставленный гражданином Северо-Американских Штатов Добелем оттуда в Петропавловскую гавань, доказывают богатство его, а наш дикий край изобилует, между прочим, рыбою, которая для нас может сделаться важною отраслью торговли, не менее того, что теперь в промен или продажу никому не уходит (с гишпанцами одними только можно будет установить таковой торг). Манилла лежит как бы на дороге всем судам российским как из Камчатки (куда регулярное отправление казенных судов предначертано), так и из американских заселений возвращающимся, и наипаче, как приход в Кантон запрещен нашим судам, будет посещена оными. В американских ведомостях из Филадельфии о судне российском, коего имя не выставлено, но под управлением капитана Bowden из Лиссабона, величиною в 900 тонов, что оно, прибыв в Кантон, по неполучению позволения к расторжке отплыло в Маниллу. Удобность порта Маниллы, виды, чтобы сблизиться с жителями и с учрежденною на оной компаниею, чтобы другие нации не употребляли во зло флага российского, прикрывая оным какие ни есть предосудительные поступки, чтобы правительству получить сведения о делопроизводствах в Восточной Индии и южной части Китая, могут легко в каждом из сынов отечества родить желание, чтобы иметь тут аккредитованного консула, чрез которого как военные, так и купеческие суда пользовались бы защитою, а неправильно носящим флаг российский оный возбраняем бы был. О согласии мадритского двора на принятие в том месте российского консула или генерального консула сомневаться нельзя потому, что недавно назначен туда формально консул Американских Соединенных Штатов.
Естьли правительство почтет назначение консула полезным, то находится теперь здесь гражданин Северо-Американских Штатов Добель, коего, хотя на первое время, определить бы можно. Знание места, управляющих оною начальников, способности и, по-видимому, привязанность к России делают его способным занять то место. Он в скором времени намерен отправиться по делам своим в Камчатку, и, естьли правительство одобрит его, нужно бы до отъезда сделать ему предложение.
По сей причине правление Российско-Американской компании, представляя в. с-ву, предает заключение свое вашему благорассмотрению 284.
Первенствующий директор и кавалер
Михаило Булдаков
Директор Венедикт Крамер
Директор Андрей Северин
Правитель канцелярии Зеленский [473]
АВПР, ф. Канц., д. 13378, лл. 84—85 об. Подлинник.
Комментарии
284. 14 января 1818 г. Главное правление в представленном им. К. В. Нессельроде “Историческом календаре Российско-Американской компании” обратилось к правительству еще с одним ходатайством об установлении торговли с Филиппинами и другими странами Восточной Азии (АВПР, ф. Гл. архив, II-8, оп. 34, 1805 г., д. 7, л. 13; “К истории Российско-Американской компании. Сборник документальных материалов”, Красноярск, 1957, стр. 36—37).