№ 249
Докладная записка генерал-губернатора Сибири И. Б. Пестеля 261 Александру I о проекте П. Добелла относительно торговли России с Филиппинами
3(15) мая 1814 г. С.-Петербург
Всемилостивейший государь!
Озабочиваясь беспрерывно изысканием надежнейших способов к учреждению и расширению торговых связей России из Сибири с Японским и Китайским государствами и вообще ориентальными соседями оной и имея в предмете будущие в том успехи, о коих в свое время не премину поставить в виду по принадлежности, представился мне прибывший в С.-Петербург из Бостона чрез Камчатку гражданин Соединенных Северо-Американских Статов Добелло. Он предпринял сие путешествие в благонамеренных расположениях и с целию весьма полезною для России, именно же для предложения средств к устроению выгоднейших сношений с Кантоном, Филиппинскими островами и с Япониею. Не вверяя никому своих сведений по сему предмету и основанного на оных плана к установлению из Сибири новых торговых связей, объяснил он мне их вкратце в подносимой у сего подлинником бумаге на английском языке, которую и мне поручил единственно для того только (как то явствует из письма, при коем ее ко мне доставил), дабы повергнуть бумагу сию к стопам в. и. в-ва.
До сей поры не знал я сего иностранца, но он рекомендован мне настоятельно и с самой наилучшей стороны г-ном Крузенштерном, который сделал с ним знакомство еще в Кантоне; имея великий кредит, способствовал ему в его успехах во время известного его плавания вокруг света. Впоследствии времени, трактуя с г-ном Добеллом об обстоятельствах сибирской торговли, нашел я его человеком и с благородными правилами, и с необыкновенными познаниями о коммерческой части. Сообразив же его рассуждения о торговых связях России с упомянутыми государствами и народами, удостоверился я, что полезно бы было воспользоваться его познаниями и опытностью, заимствуя из оных то, что может выгодно быть употреблено для восстановления торговых с Сибирью связей на прочном основании; на каковой конец весьма удобно бы было учредить особый комитет из лиц, высочайшее в. и. в-ва доверие носящих, с тем чтобы комитет сей, пригласив к себе и г-на Добелла, мог рассмотреть его планы и, учинив из оных положение его, представил сие непосредственно в. и. в-ву. Г-н же Добелло, благоговея к [452] в-ву, объяснял мне часто усердное желание свое жертвовать вам, всемилостивейший государь, и трудами и способностями своими.
Особенно и настоятельно домогался от меня г-н Добелло довести о сем до сведения в. и. в-ва ныне же и неотлагательно, находя, что непременно должно определить меры сей торговли с Англией и Испанией теперь же, и присовокупляя замечание, что по заключении всеобщего мира державы сии в том намерении, чтобы торговлю сию удержать исключительно в своих руках, менее будут податливы удовлетворить все те требования, которые столь необходимы.
По сей причине не отважился я отлагать всеподданнейшее донесение мое о сем в. и. в-ву, тем более что г-н Добелло и сам уже отправился в Веймар, откуда располагал испросить и высочайшее соизволение в. и. в-ва лично повергнуть себя к стопам вашим, но поспешаю представить все сие на высокомонаршее ваше, всемилостивейший государь, благовоззрение.
Всемилостивейший государь, в. и. в-ва верноподданнейший
Ив. Пестель.
ЦГИА СССР, ф. 1409, оп. 1, д. 937, лл. 1—4. Подлинник.
Комментарии
261. И. Б. Пестель — русский государственный деятель, в 1806 —1819 гг. был сибирским генерал-губернатором. С 1803 г. жил постоянно в Петербурге, откуда и управлял вверенным ему краем. Будучи сторонником допуска иностранцев на Дальний Восток и поощряя русскую торговлю на Тихом океане, активно поддерживал П. Добелла и его проект перед русским правительством.