№ 248
Из письма П. Добелла И. Ф. Крузенштерну о прибытии на Камчатку из Манилы
7(19) октября 1812 г. Порт Петропавловский
Я не могу довольно выразить Вам того удовольствия, каковое доставляет мне скорое отбытие отсюда почты, с которою могу уведомить Вас о прибытии моем прямо из Манилы во владения е. и. в-ва на 2 бригах, нагруженных весьма необходимыми вещами и в которых, я могу уверительно сказать, камчатские поселения и их окрестности имели великую нужду. Донесение мое генералу Петровскому, отправившем письмо мое к е. с-ву графу Румянцеву, известит Вас о привезенных мною вещах и пр. и пр. Скорое отбытие почты не дает мне времени самому Вас о сем в подробности уведомить. Я прибыл сюда 25 августа (Нов. ст.), пробыв токмо 45 дней в пути, и радуюсь весьма, что небо дозволило мне приплыть благополучно к поселениям е. в-ва с обоими грузами в такое время, в которое имели здесь в них большую надобность.
Через 5 дней после моего сюда прибытия отправился я в Нижнекамчатск, откуда я незадолго пред сим возвратился, имев там свидание с господином губернатором, который принял меня весьма учтиво и милостиво, предложил мне свое покровительство всегда, когда я буду оного требовать, и снабдил меня паспортом для путешествия моего до Санкт-Петербурга. Вам известны привязанность и благодарность моя к вашему великому и милостивому государю, следовательно, Вы можете себе вообразить, какое удовольствие приносит мне теперь уже мысль, что я буду иметь счастие представить о весьма важном и полезном для интересов России деле не токмо в рассуждении благоденствия ее поселений и ее внутренних произведений, но и политических ее сношений с смежными с ней восточными владениями. Мне весьма нужно зделать некоторые сообщения касательно е. в-ва островов 257, американских его колоний, торговли рухлядью 258 в Камчатке и ее окрестностях, Манилы, Сандвичских островов 259, Японии, Южной Америки и Китая.
Вы можете вспомнить, что со времени Вашего пребывания в Китае я обещал во многих моих письмах стараться усердно и верно о доставлении е. в-ву сведений относительно к политике, торговле и к другим важным предметам, до здешней части света касающимся. Я не исполнил моего обещания по той причине, что письма часто были перехвачиваемы, и я опасался отправлять оные обыкновенным каналом в такие безпокойные времена во ожидании удобнейшего случая. Услышав от моего приятеля из Норфольского залива, что в сем полуострове и в смежных с ним землях существует весьма великий недостаток в разных жизненных потребностях и других для промышленности необходимых вещах, решился я снабдить немедленно оными те места и доставить себе чрез то верный случай посетить Россию и исполнить то, чего я давно и нетерпеливо желал. Из разговоров наших в Кантоне и из писем Ваших усмотрел я, что предлагаемые мною планы приобрели Ваше одобрение 260, и естьли е. и. в-во равномерно удостоит найти их удобными и полезными, то я буду счастливейший человек в свете. Вы, конечно, сами увидите, что предложения мои служат к пользе е. в-ва, к распространению его славы и власти над прекраснейшими и [451] богатейшими землями в восточной стране. Собственно для Вас получите Вы морской журнал моего путешествия. Я уверен, что Вы будете им довольны и что Вы найдете в оном верное описание ветров и погод, бывших не токмо во время моего плавания, но и во время пребывания моего в Маниле, также и описание двух весьма опасных камней, открытых в 132° 49' в. д. и 31° 25' с. ш...
АВПР, ф. Гл. архив, IV—5, 1812 г., оп. 123, д. 4, лл. 2—3 об. Перевод с англ. яз., современный оригиналу.
Комментарии
257. П. Добелл имеет в виду острова Тихого океана (Алеутские, Курильские и т. д.).
258. Рухлядь мяхкая—так назывались в то время в России пушные товары.
259. Сандвические, Сандвичевы о-ва — прежнее название Гавайских о-вов.
260. Во время пребывания И. Ф. Крузенштерна в Кантоне в 1805—1806 гг. П. Добелл посвятил его в свои проекты, которые были одобрены И. Ф. Крузенштерном. Именно через И. Ф. Крузенштерна П. Добелл и пытался установить первые связи с русским правительством. П. Добелл оказал И. Ф. Крузенштерну какую-то значительную услугу, а также и переслал с ним в подарок Александру I китайский чай, за что был награжден от имени императора бриллиантовым перстнем. (В последующие годы, стремясь заинтересовать русское правительство своими торговыми планами, П. Добелл снова снаряжает в Россию несколько партий груза с чаем.) После отъезда И. Ф. Крузенштерна из Кантона П. Добелл деятельно с ним переписывался, информируя при его помощи русское правительство о своих торговых и политических проектах (АВПР, ф. Гл. архив, 1-7, 1802 г., д. 1, папка 42, лл. 1, 8, 9).