87. ПИСЬМО ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ СИАМА В РОССИИ СИТХАМАСАСАНА ЧУЛАЛОНГКОРНУ

6 февраля 1902 г. 1

№ 51

Позвольте мне, поверенному в делах Сиама в С.-Петербурге Ситхамасасану, сообщить в.к.в-ву о нижеследующем:

В моей докладной записке Вам № 43 от 28 декабря 1901 г. речь шла о планах нашего наследного принца 2 посетить С.-Петербург. Далее события развивались следующим образом.

Некоторое время спустя ко мне поступила телеграмма от Прасита Санлакана, в которой говорилось, что наследный принц не сможет прибыть в С.-Петербург раньше 8 числа. Я тотчас же поставил об этом в известность российского министра иностранных дел. А сам 8 января выехал из С.-Петербурга, чтобы встретить [172] принца на границе. Одновременно туда выехал полковник князь Оболенский 3. 9 января в 22.30 наследный принц и сопровождающие его Пхрая Рачанан Пханусит и Луанг Сарасит Саяпукан прибыли скорым поездом на пограничную станцию.

На перроне их встречали начальник местной пограничной службы и железнодорожные чиновники, одетые по полной форме, при орденах. Там же были и мы с князем Оболенским.

После остановки поезда я прошел в нагон и пригласил наследного принца пройти в здание вокзала, где нас ждал легкий завтрак. Там я представил наследному принцу начальника пограничной службы и железнодорожных служащих. Князь Оболенский пригласил принца перейти в специальный поезд, приготовленный для него, а также для меня и сопровождающих его лиц. В 22.55 специальный поезд отошел от станции. Помимо князя Оболенского нас сопровождал до С.-Петербурга начальник губернской таможенной службы. Он считался начальником поезда. В поезде также находилась группа офицеров пограничной службы, которые сошли с поезда на полпути.

10 числа в 15.30 поезд прибыл в С.-Петербург. На вокзале наследного принца встречали великий князь Михаил 4, наш принц Пхитсанулок 5, а также большое количество российских официальных лиц и сотрудники нашей миссии. Все встречающие были одеты по полной форме, а у великого князя Михаила был наш орден Чакри.

После остановки поезда великий князь Михаил прошел в вагон и поприветствовал наследного принца, затем пригласил его пройти в карсту, в которой они вместе доехали до резиденции принца в Зимнем дворце.

У входа во дворец наследного принца ожидали министр двора, главный придворный церемониймейстер и два дворецких. Встречающие были одеты по полной форме. Они проводили принца до его покоев и, попрощавшись, удалились.

11 числа в полдень наследный принц, одевшись по полной форме, выехал в царской карсте к месту захоронения императора Александра III и возложил венок на его могилу. После этого он объехал дома великих князей и княгинь, оставив там свои визитные карточки. Во второй половине дня он нанес визит императрице Марии Федоровне 6, а потом заехал с ответным визитом к великому князю Михаилу.

12 января в полдень у него была первая аудиенция у императора с императрицей и затем обед в их резиденции в Царском селе. На это мероприятие были приглашены также принц Пхитсанулок, Пхрая Рачаван Пханусит и Луанг Сарасит Саянукан. Тогда же мне стало известно от придворных чиновников, что 15 января сего [173] месяца е.в-во император России устраивает в Зимнем дворце официальный .-завтрак в честь нашего наследного принца. Предполагалось, что на завтрак будут приглашены также сотрудники нашей миссии. Об этом я уже уведомлял Вас ранее телеграфом.

14-го января, который является в России первым днем нового года, наследный принц по приглашению императора принимал участие в официальных церемониях по случаю Нового года, в том числе присутствовал на богослужении в кафедральном соборе. В тот же день он принимал новогодние поздравления от русских официальных лиц и от сотрудников нашей миссии.

Все официальные мероприятия проходили с участием императора и императрицы 7. Во время церемоний с позволения императора наш наследный принц шел под руку с императрицей вслед за императором. Далее за ними следовали наследник российского престола, великий князь Михаил и остальные великие князья и княгини. Принц Пхитсанулок и Пум, будучи членами Пажеского Корпуса, постоянно находились в свите императрицы. Одним словом, чем дальше, тем большее восхищение вызывает прием, оказанный нашим принцам.

Честь, которой удостоил в этот день император наших принцев, вознесла их на необычайную высоту в глазах дипломатического корпуса. Если также учесть, что в тот день один из сиамских принцев держал императрицу под руку, а другой выступал в качестве пажа при ней, то всем должно быть ясно, сколь глубокие симпатии питают российские император и императрица к нашему королю. По окончании всех церемоний император пригласил наследного Принца на семейный обед.

15 числа состоялся упоминавшийся мною ранее официальный завтрак, на котором присутствовало 25 человек. Их имена перечислены в плане рассадки, который я посылаю с этим письмом.

Почти у всех присутствовавших на этом завтраке были сиамские ордена, а у императора и великою князя Михаила даже ордена Чакри. В отличие от остальных императрица была без всяких Наград. Среди приглашенных на завтрак был и принц Пхитсанулок. Во время завтрака император поднял тост за правителей обеих стран и за нашего наследного принца. Сразу после того, как смолкли звуки царского гимна, наш наследный принц попросил у императрицы позволения поднять тост за их в-ва, но получил отказ. Оказывается, император и императрица уже никому не дают слова. По окончании завтрака императрица провела обоих принцев в свои апартаменты, куда пригласила трех своих дочерей, чтобы познакомить их с принцами. Войдя в комнату, царевны подали руку всем присутствующим, в том числе сотрудникам нашей миссии. [174]

Принцы пробыли в гостях у царской семьи до 2-х часов дня. Поскольку по программе вечером того дня наследный принц должен был оставить Зимний дворец и отправиться в частную поездку по Финляндии, их в-ва не стали задерживать принца и позволили ему отбыть.

Вечером наш принц, облачившись в сюртук, поехал в карете на Финляндский вокзал. Вместе с ним поехали принц Пхитсанулок, я, Рачаван Пхакусит, Сарасит Саянукан, Сурают Йотхахан, Пум и полковник Дегай 8. В 23 часа мы прибыли в Выборг. Там нас встречали уездный начальник генерал-лейтенант Рехенберг, одетый по полной форме и при орденах, и группа местных офицеров.

Генерал показал себя стойким мужчиной. Несмотря на 20-ти градусный мороз он стоял на перроне без шинели. Он любезно предложил принцам воспользоваться его экипажем и проводил их до гостиницы, где мною заблаговременно были заказаны номера. Утром следующего дня генерал, по-прежнему одетый по полной форме, пригласил принцев и их спутников осмотреть Выборгскую крепость. Узнав, что наши принцы хотели бы осмотреть водопад Иматра 9, он предложил свои услуги проводить их туда, мотивируя это, в частности, тем, что в районе водопада трудно найти людей, говорящих на французском языке. Но наследный принц, учитывая, что он уже не имеет официального статуса, и не желая причинять хлопот генералу, отказался от этого предложения и попросил у него лишь дать одного провожатого.

Вечером 16 числа принцы приехали в Иматру и остановились в гостинице «Иглберг», переночевав там, они на санях отправились к водопаду, который произвел на них огромное впечатление.

В 3 часа дня принцы сели на поезд в Иматре и в 22.30 вновь были в С.-Петербурге.

По моему приглашению принцы остановились в нашей миссии и прожили там 10 дней. 26 числа наследный принц с адъютантом на поезде отбыли в Вену, где у него была назначена встреча с Прасит Санлаканом. Далее его путь лежал в Египет.

Во время пребывания наследного принца в России император подарил ему свой портрет в золотой раме с эмалью, а также комплект русских орденов, в том числе ордена св. Александра Невского, Белого орла, св. Анны и св. Станислава. Недостающий до полного комплекта орден св. Андрея Первозванного был пожалован нашему наследному принцу ранее.

Сопровождающие принца также были отмечены наградами. Так, Рачаван Пханусит, у которого уже был орден св. Станислава 1-ой степени, получил малахитовую шкатулку с драгоценным камнем, Сарасит Саянукан получил орден св. Станислава 2-ой [175] степени. Вестовому и двум денщикам наследного принца достались золотые часы с императорскими вензелями.

Что касается сотрудников нашей миссии, то поначалу русские собирались также отметить их орденами, но потом почему-то передумали. Я не напоминал им об этом из опасения, что они смогут истолковать это так, будто я хлопотал о визите нашего наследного принца для того, чтобы заполучить ордена. Такой оборот пошел бы во вред делу. Поэтому я отмолчался и не заговаривал на эту тему.

При этом направляю Вам копии телеграмм, которые я посылал Вам в связи с визитом наследного принца. Всего пять листов.

Ваш Пхра Ситхамасасан

Национальный архив Таиланда, подлинник, тайск. яз.


Комментарии

1. См. док. 17, прим. 2.

2. Принц Вачиравуд.

3. Князь Н. Д. Оболенский сопровождал наследника престола великого князя Николая Александровича в его путешествии на Восток, в том числе и в Сиам; был назначен сопровождать короля Чулалонгкорна во время его визита в Россию в 1896 году.

4. Вероятно, имеется в виду великий князь Михаил Александрович (1878-1918), сын императора Александра III, наследник престола в 1899-1904 годах.

5. Принц Пхитсанулок — Чакрабонг.

6. Императрица Мария Федоровна (1847-1928) — урожденная принцесса Дагмара Глюксбург Датская, супруга Александра III.

7. Император Николай II и императрица Александра Федоровна.

8 .Александр Дмитриевич Дегай — адъютант Пажеского корпуса, подполковник, сменил на посту воспитателя принца Чакрабонга Хрулева.

9. Иматра — водоскат в Финляндии на р. Вуоксе в 50 км к северу от г. Выборга.