50. ПИСЬМО МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ М. Н. МУРАВЬЕВА ПОСЛУ РОССИИ ВО ФРАНЦИИ Л. П. УРУСОВУ

2/14 июля 1898 г.
С. -Петербург

Согласно сообщениям нашего поверенного в делах в Банкоке, сиамское правительство крайне озабочено продолжающимися между Францией и Сиамом недоразумениями как по делу о границах, отделяющих пределы королевства от колониальных владений Французской республики, так и по стоящему в тесной связи с оным вопросу о подданстве племен, населяющих правый берег Меконга.

Еще в минувшем году, в бытность короля Чулалонгкорна в С.-Петербурге, е. в-во обращался к императорскому правительству с просьбой об оказании с нашей стороны возможного содействия к улажению этих недоразумений к обоюдным выгодам соседних государств. Но так как пребывавший в то время в Париже сиамский посланник вступил с бывшим французским министром иностранных дел г. Ганото в непосредственные переговоры, которые он надеялся привести к благополучной развязке, то мы не считали удобным принимать какое-либо участие в этом деле.

Между тем, как замечено выше, последние известия из Банкока указывают, что взаимные между Францией и Сиамом препирательства продолжаются; королевское правительство главным образом жалуется на то, что французские колониальные власти, исходя будто бы из ложного толкования некоторых статей заключенного в 1893 г. между обоими государствами договора, стремятся подорвать авторитет и значение короля среди обитателей Меконгских прибрежий, причем консульские агенты республики снабжают последних, без всяких к тому оснований, французскими национальными [121] видами, открывая таким образом исконным подданным Сиама возможность уклоняться от воинской повинности либо укрываться от законных судебных преследований и т.п.

Все обстоятельства эти побудили сиамского министра иностранных дел вновь обратиться к нам, через посредство г. Оларовского, с ходатайством о нашем заступничестве.

Принимая во внимание, что задача России, не имеющей непосредственных интересов в Сиаме, заключается, между прочим, в оказании полного содействия к охранению добрых соседственных отношений между Сиамом и Францией, дабы соперничающая с последней в Индокитае Англия не могла воспользоваться какими-либо осложнениями в этой части Азии для своекорыстных видов, мы не видим препятствий к тому, чтобы в. с-во, воспользовавшись удобным случаем, в самой дружеской форме обратили внимание министра иностранных дел Французской республики на сетования сиамского правительства по поводу продолжающихся между местными властями и французскими консульскими агентами недоразумений, устранение коих было бы желательно в интересах обоих государств.

АВПРИ, ф. Китайский стол, д. 103, л. 26-27, подлинник, рус. яз.

Опубл.: Исторический архив. 1957.№ 6.С. 123.