139. СЕКРЕТНАЯ ТЕЛЕГРАМА ЧРЕЗВЫЙЧАНОГО ПОСЛАННИКА И ПОЛНОМОЧНОГО МИНИСТРА РОССИИ В СИАМЕ И. Г. ЛОРИС-МЕЛИКОВА В МИД РОССИИ

15/28 апреля 1917 г.
Бангкок

№ 10

Продолжение моей телеграммы № 9 1.

Поэтому, сговорившись с французским посланником, я изложил Дерингу 2 доводы необходимости единодушного проведения принципов, составляющих задачи нашей общей обороны, и что наш долг приложить все усилия к (созданию) мирового союза народов. Для этой цели не должно быть безразлично, примкнет ли к союзникам даже такая страна, как Сиам. Посланник согласился с моей аргументацией, но прикрылся оговоркой о неимении специальных инструкций. Я ответил, что и у меня тоже нет особых инструкций, но, тем не менее, я считаю своей обязанностью представить своему правительству настоящее положение дела и прошу и его донести об этом в Лондон. Он согласился передать своему правительству содержание памятной записки, которую я ему оставил. На другой день я изложил министру иностранных дел выше- представленные соображения, прибавив, что как представитель государства, не имеющего никаких политических интересов в Сиаме, я могу более откровенно высказать ему, не рискуя быть заподозренным в каких-либо корыстных мотивах. Министр заявил совершенно откровенно, что его правительство безусловно на стороне союзников, но что он до сих пор не имел предлога к выступлению. Теперь же положение изменилось, и вопрос будет подвергнут серьезному обсуждению. С этих пор я узнал, что на стороне разрыва с Германией стоит принц Банурангси 3, (Ходршив) королевской семьи и регент в отсутствие короля, а также Патриар(рам)а (Так в документе), пользующийся всеобщим уважением и влиянием в стране. Видимо, сиамское правительство ждет лишь коллективного приглашения от союзников и, может быть, некоторых обещаний в области торговых отношений: повышения ввозной пошлины, которая трактатами 4 определена в 3% для продуктов, с которыми могло бы конкурировать местное производство. Требования незначительные и справедливые, против возражает один английский посланник. Но если союзники не предоставят Сиаму этого повышения, то это, вероятно, сделают по окончании войны немцы, которые только будут рады этим опередить союзников. Необходимо действовать [260] незамедлительно, дабы не пропустить удобного момента и не дать охладеть настроению сиамских руководящих сфер. Немцы уже начали агитацию с целью дискредитировать выступления Китая 5. Кроме огромного морального значения, которое выступление Сиама, несомненно, будет иметь в буддийском мире, непосредственные реальные выгоды будут состоять в приобретении немецких весьма пригодных пароходов, интернированных в Банкоке, а также нанесет удар германскому влиянию в этом государстве.

(подп.) Лорис-Меликов

АВПРИ, ф. Канцелярия, 1917, д. 69, л. 5-6, копия, рус. яз.

Опубл.: Политика капиталистических держав... — Ч. II. — С. 286-287.


Комментарии

1. См. док. 138.

2. Ответ английского дипломатического представителя Г. Дж. Диринга см. АВПРО, ф. Японский стол, д. 1793, л. 22 (опубл.: Политика капиталистических держав… - Ч. II. – С. 284)

3. Принц Бханурангси, сын короля Монгкута, дядя короля Маха Вачиравуда, стоял во главе вооруженных сил Сиама с 1892 года.

4. Имеются в виду двусторонние договоры Сиама с западными державами, заключенные в 1855-1856 годах, которые вошли в историческую литературу как «неравноправные договоры»

5. Имеются в виду дипломатическая активность Англии в отношении Японии и Китая с целью добиться вступления последнего в войну на стороне Антанты и попытки Германии противодействовать ей в этом вопросе.