137. ПИСЬМО ПРИНЦА ЧАКРАБОНГА ЧРЕЗВЫЙЧАЙНОМУ ПОСЛАННИКУ И ПОЛНОМОЧНОМУ МИНИСТРУ РОССИИ В СИАМЕ И. Г. ЛОРИС-МЕЛИКОВУ

8/21 апреля 1917 г.
Бангкок

Многоуважаемый Иосиф Григорьевич,

Письма Ваши от 19-го 1 и 20-го числа сего месяца я получил с благодарностью. Относительно признания нами Временного правительства в России я должен Вам сказать следующее:

Наше правительство отнюдь не отказывается от признания, оно фактически и признает нынешний порядок вещей в России, и, что бы Вы ни говорили как представитель России, Вы никогда не услышите от нас, что, мол, не желаем разговаривать, мы Вас не признаем. Наоборот, Вы встретите только готовность обсуждать с Вами о чем бы то ни было.

Мне кажется, что Ваше положение здесь несколько ненормальное сейчас вовсе не от того, что мы формально не признали Временного правительства в России, а только от того, что Вы не успели вручить верительные грамоты до переворота. Если бы Вы успели уже это сделать, никакой перемены в Вашем положении не произошло бы из-за переворота.

Повторяю, что наше правительство в лице министра иностранных дел готово сноситься с Вами и через Вас с Временным правительством, как будто ничего не произошло. Относительно формального признания мы знаем отлично, что это только вопрос времени, но мы хотели бы подождать, пока не установится настоящая форма правления в России, какая бы она ни была.

Ведь сейчас надо считать, что положение вещей в России вовсе не прочно установилось, нынешнее правительство может быть свалено когда угодно. Допустим, что мы объявили формальное признание, потом его свалят, будет другое правительство, мы должны опять торжественно признать, затем еще будет третье, кто знает.

Мне вспоминается пример с Китаем, ведь все державы, в том числе Россия, долго не признавали Юаншикая 2 как президента, но это отнюдь не мешало иностранным посланникам в Пекине иметь постоянные сношения с китайским правительством.

Относительно Вашего визита к принцу Девавонгс, о чем я должен был зондировать почву, мне казалось, что Вы хотели только официально узнать мнение нашего министра иностранных дел, чтобы с Вашей стороны возбудить этот вопрос перед Вашим правительством, а не для того, чтобы начать официальные переговоры. Для такого официозного зондирования почвы, мне казалось бы, что нет необходимости ставить вопрос ребром относительно [257] признания Временного правительства. Но если Вам угодно так поставить дело, что без признания Вы ничего не будете делать, тогда я, к великому сожалению, должен также сказать, что я ничего не могу больше сделать, т.к. я лично нахожу, что нам нечего торопиться с признанием Временного правительства в России.

По справедливости должен Вам сообщить, что принц Девавонгс отнюдь не занимает непреклонную позицию относительно этого вопроса о признании. Он мне говорит, что если б, например, Вы получили грамоту от Временного правительства, надлежащим образом оформленного (Оформленную), и желали бы представить, нашему правительству, несомненно, придется принять и таким образом формально признать Временное правительство. Я отнюдь не желаю, чтобы у Вас было такое впечатление, как будто принц Девавонгс является помехой в Вашем желании или что он загоняет Вас в тупик, это было бы несправедливо. Я лично не вижу никакого тупика, т.к. наше правительство готово сноситься с Вами по всяким делам наравне как с другими посланниками. Нам только не хотелось бы торопиться с формальным признанием Временного правительства, больше ничего. Если же Вам угодно ставить этот вопрос как первое условие Ваших отношений с нашим правительством, тогда мне, к величайшему своему огорчению, приходится сказать, что я отказываюсь от всякой ответственности. Я не правительство и не состою членом сиамского правительства, по этому вопросу Вам надо говорить с ответственным лицом, членом правительства.

Во всяком случае, я должен отметить с душевной благодарностью, что, несмотря на очень краткий срок Вашего пребывания у нас в Банкоке, Вы уже успели сделать добро для нашей страны, т.к. благодаря Вашему почину мне удалось выяснить отношение нашего министра иностранных дел к вопросу о вступлении Сиама на сторону союзных держав. Было бы весьма жалко, если Вы не считаете возможным продолжать Вашу полезную для нас деятельность в этом направлении из-за причин чисто формального свойства.

Искренне уважающий Вас

Чакрабон

С подлинным верно:
Н. Ф. Берг

АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1793, л. 5-6, заверенная копия, рус. яз.

Опубл.: Политика капиталистических держав... — Ч. II. — С. 281-282


Комментарии

1. См. док. 136.

2. Юань Шикай (1859-1916) — президент Китая с 1912 года (после свержения династии Цин). Установил режим военной диктатуры.