129. ДОНЕСЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОСЛАННИКА И ПОЛНОМОЧНОГО МИНИСТРА РОССИИ В СИАМЕ Г. А. ПЛАНСОНА-РОСТКОВА МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ С. Д. САЗОНОВУ

26 января/8 февраля 1915 г.
Бангкок

Милостивый государь Сергей Дмитриевич,

Молодой сиамский король Мага Ваджиравуд 1 является настолько талантливым писателем и оратором, что я не могу не упомянуть об этом в своих донесениях, тем более что за последнее время главнейшей темой выступлений е. в-ва служит европейская война. Статьи короля появляются обыкновенно в одной из здешних газет [242] «The Siam Observer» под псевдонимом «Асвабау», одновременно как на сиамском языке, так и на английском, коим король владеет в совершенстве, обладая при этом легким и изящным слогом.

Впервые Мага Ваджиравуд выступил на литературном поприще еще в бытность наследником по окончании курса исторических наук в Оксфордском университете в 1902 году. Он издал тогда свою диссертацию под заглавием «Война за польское наследство» (”The War of the Polish Succession”). В этой небольшой книге в сжатом виде собран обширный материал. Во вступительной главе обрисовано политическое положение в Европе в 30-х годах 18-го столетия, когда в России царствовала императрица Анна Иоанновна, в Австрии — Мария Терезия, во Франции — Людовик XV. Далее излагаются события, всколыхнувшие всю Европу со смертью в 1733 году польского короля Августа II. В ярких сжатых очерках описывается взаимная группировка держав; интриги иностранных дипломатов при русском дворе, пользуясь разногласием между вице-канцлером Остерманом и маршалом Минихом; осада русскими войсками и флотом города Данцига, где скрывался Станислав Лещинский; взятие этой крепости и доставка в Петроград военнопленных, которых императрица заставила присутствовать на празднестве, данном в честь этой победы; общее торжество России в польском вопросе и возведение на польский престол кандидата России Августа III; внутреннее состояние Польши в то время; деятельность графа Потоцкого; далее — военные действия Австрии в Италии; полная ее неудача и изгнание из Италии, причем ей вообще удалось сохранить свое положение только благодаря могущественной поддержке России, и т.д. В заключительной главе автор говорит, что Россия в этих событиях впервые заставила Европу почувствовать свое значение; что в польском вопросе она действовала в союзе с Австрией, но на ее долю выпала самая главная роль и она сыграла ее хорошо (had the more important role to play and played it well). «Появление русской армии, впервые в европейской истории, на берегах Рейна ускорило заключение мира, и Европа поняла, что Россия действительно вышла из того полуварварского состояния, в котором предполагали, что она находилась до того времени» (In fact, Europe now realized that Russia had indeed emerged from the state of semi-barbarism in which she had hitherto been supposed to dwell). «Что касается несчастной Польши, — заканчивает автор свое исследование, — то она была на пути к упадку и ее крушение сделалось вопросом времени.... Ее солнце закатилось, она была обречена оставаться помехой и соблазном для соседей, и война за польское наследство оказалась первым шагом к договорам о разделе». [243]

Вскоре по вступлении Мага Ваджиравуда на сиамский престол он выступил под псевдонимом «Асвабау» с целым рядом статей о разных сторонах сиамской жизни. Статьи эти сразу обратили всеобщее внимание на неизвестного талантливого автора, выказавшего в них много наблюдательности и остроумия. Затем, по мере развития китайской революции, появлялись меткие и весьма поучительные наблюдения того же автора, с изложением всех китайских событий и теми выводами, которые надлежит из них сделать для блага Сиама.

Как только началась в Европе война, король выступил с прочувствованной статьей под заглавием «Опасность войны», в которой доказывает, что так как никакими миролюбивыми заверениями нельзя предупредить войны и что невозможно предвидеть, раз война началась, когда и где она окончится, то каждый народ, который дорожит своею независимостью, должен быть всегда готов ее встретить. Готовность к войне заключается для каждого сиамца не только в физической тренировке в войсках е. в-ва или в почетном отряде добровольцев, но и во внутреннем самовоспитании и решимости принести все свои личные интересы и помыслы в жертву общему делу отстаивания независимости и достоинства возлюбленного Сиама. Статья эта настолько характерна и коротка, что я позволяю себе приложить ее целиком в газетной вырезке.

Немного времени спустя появилась новая статья державного автора под заглавием «Проснись, Сиам!», в которой он развивает те же мысли, стараясь воодушевить своих соотечественников к энергичной деятельности, ибо настоящая война обнаружила величайшую иллюзию, заключающуюся в доверии к нейтралитетам, союзникам и вообще к другим державам. Надо надеяться только на себя и быть сильными и единодушными — вот единственное средство сохранить свою независимость.

Ораторский талант короля проявился в особенности со времени сформирования в 1911 году почетного отряда добровольцев — the Honorable Wild Tiger Corps. Идея этой организации, как я в свое время докладывал, принадлежит лично королю. Он хотел, с одной стороны, одушевить и воспитать в воинском духе многочисленный класс принцев, сановников и молодых людей знатных фамилий, которые до тех пор вели малоподвижный образ жизни, а с другой — усилить военную оборону страны. Лично занявшись вербовкой, обучением и воспитанием главного кадра из принцев и наиболее приближенных сановников, король несколько раз в неделю читает им талантливые лекции о воинском долге, о правилах рыцарской чести и истинного патриотизма, а также сам участвует в их учениях, маневрах, походах. Успех этого дела громадный. [244]

В настоящее время сеть «Диких Тигров» широко раскинулась по всей стране. Будучи очень недурно обучены и натренированы постоянными маневрами, а главное — беспредельно преданы королю, они составляют серьезное подспорье регулярным войскам.

Первое свое обращение к «Тиграм» после начала нашей войны король посвятил разъяснению понятия нейтралитета, о чем я докладываю подробнее в специальном по этому вопросу донесении.

С глубочайшим почтением и преданностью имею честь быть...

Г. Плансон

АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1792, л. 45-47 об., подлинник, рус. яз.


Комментарии

 

1. Маха Вачиравуд (см. док. 20).