111. ЗАПИСКА ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ И ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА 1 РОССИИ В СИАМЕ Г. А. ПЛАНСОНА-РОСТКОВА

12/25 февраля 1910 г.
С. -Петербург

О русском представительстве в Сиаме

Вопрос о ранге, в котором должен состоять наш представитель в Банкоке, обсуждался неоднократно. Но, по-видимому, он до настоящего времени не вполне выяснен. Возбуждение его нашим [208] представителем на месте является для него делом крайне щекотливым. Предпочтительным казалось бы, чтобы вопрос этот был поставлен собственной инициативой министерства иностранных дел и разрешен раз [и] навсегда определенным образом, вне зависимости от каких-либо личных соображений.

Материалом при этом могли бы служить, между прочим, нижеследующие данные, освещающие две стороны вопроса:

1) Положение русского представителя на месте сравнительно с другими.

2) Отношение к вопросу сиамского короля и правительства.

1

Основным правилом до сего времени считалось, что русский представитель в Банкоке должен быть в одинаковом ранге со своими иностранными коллегами. Первоначально, а именно 17 ноября 1897 года, в Банкоке учреждена была должность «поверенного в делах и генерального консула». Весьма скоро, однако, обнаружилось, что некоторые другие представители там состоят в ранге «министров-резидентов» и что, следовательно, русскому представителю пришлось бы стать ниже некоторых других. На этом основании, а равно и вследствие ходатайства сиамского короля весьма скоро после учреждения должности, а именно 21 июля следующего 1898 года, государю императору благоугодно было, по докладу министра иностранных дел, соизволить на присвоение поверенному в делах и генеральному консулу в Сиаме звания: «министра-резидента при е. в-ве короле Сиамском».

Вскоре после того некоторые державы стали переименовывать своих министров-резидентов в Банкоке в ранг посланников. Тогда и для русского представителя признано было неудобным оставаться в прежнем звании, а посему указом 1906 года наш министр-резидент д.с.с. Оларовский был назначен «чрезвычайным посланником и полномочным министром при е. в-ве короле Сиамском».

С тех пор общий уровень иностранного представительства в Банкоке еще повысился. В настоящее время, как видно из прилагаемой таблицы, там нет более министров-резидентов. Весь дипломатический корпус состоит из посланников. Последним министром-резидентом был германский — г. Проллиус. Он в 1907 году жаловался коллегам в Банкоке и доносил своему правительству, что положение его «невыносимо и несовместимо с достоинством Германии». На этом основании он был возведен в ранг посланника.

Сверх того, в Банкоке есть консульский корпус, во главе коего стоит бельгийский генеральный консул г. Шарман, имеющий личное звание «министра-резидента». По объяснению одного бывшего [209] банкокского дипломата, находящегося ныне в Петербурге, г. Шарман рассматривается местным обществом и дипломатическим корпусом как состоящий на консульской службе и получивший лишь для данного случая в данном месте личное звание м-ра (Министра)-резидента.

К сожалению, редакция русского указа 25 января 1910 года о назначении нового представителя в Банкок может быть истолкована так, как будто она рассчитана именно на то, чтобы поставить русского представителя в один разряд с бельгийским генеральным консулом и, следовательно, ниже всех остальных иностранных представителей, аккредитованных в Банкоке.

Едва ли такая непоследовательность входила в виды императорского правительства. Она поставила бы русского представителя в еще более тяжелое положение, чем то, в котором находился до 1907 г. германский министр-резидент.

2

С точки зрения отношения к вопросу сиамского короля дело представляется в следующем виде.

Со времени путешествия государя императора на Дальний Восток король Чулалонкорн относится к России с особенным уважением и симпатией, как к могущественной и бескорыстной покровительнице во всех его затруднениях с другими державами. На этом основании король в 1897 году лично хлопотал в Петергофе об учреждении русского представительства в Банкоке, а затем о повышении ранга русского представителя на должную высоту.

Результатом этих ходатайств (в связи с вышеупомянутыми и некоторыми другими соображениями) и был высочайший указ 1906 года о назначении д.с.с. Оларовского «чрезвыч. посланником и полномочн. министром при е. в-ве короле Сиамском».

За последние годы, однако, императорское правительство стало менее считаться с желанием короля и ранг русских представителей в Банкоке понижается. Так д.с.с. Яковлев был уже назначен не посланником, а «министром-резидентом при е.в-ве короле Сиамском». Преемник же его — «поверенным в делах и генеральным консулом» с предоставлением лично звания министра-резидента, наподобие бельгийского генерального консула.

Такое постепенное понижение ранга русского представительства в Банкоке не может ускользнуть от внимания короля, тем более что параллельно с этим представители России при разных других второстепенных и даже полунезависимых государствах состоят в ранге посланников. Король Чулалонкорн непременно усмотрит в [210] этом ослабление прежнего благожелательного к нему отношения императорского правительства, в особенности в такой момент, когда только что назначен в Петербург специальный сиамский представитель в ранге чрезвычайного посланника и полномочного министра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Представители держав в Банкоке в 1910 году

Англия

посланники

Франция

Австрия

Япония

Америка

Италия

Голландия

и Германия

Бельгия — генеральный консул

с личным званием

м-ров-резидентов.

Россия — повер. в д. и ген. (Поверенный в делах и генеральный) консул

Последовательные назначения русских представителей в Банкоке 2

 

г. Оларовский — чрезв. посланником и полномочн. м-ром при е. в-ве короле Сиамском.

г. Яковлев — м-ром-резидентом при е.в-ве короле Сиамском.

Плансон — поверенным в делах и генер. (Генеральным) консулом с личным званием м-ра-резидента.

ГАРФ, ф. 818, оп. 1, д. 188, л. 1-5 об., копия, рус. яз.


Комментарии

1. С личным званием министра-резидента.

2. О последовательных назначениях русских представителей в Сиаме см. приложение «Дипломатические представители России в Сиаме (XIX — начало XX в.)», с. 275.