19. ТЕЛЕГРАММА ЧУЛАЛОНГКОРНА АЛЕКСАНДРУ III

16/28 июля 1893 г.
Бангкок

Его величеству императору всероссийскому.

В. в-во, очевидно, знает о существующих между Сиамом и Францией разногласиях. Если наш ответ 1 на французские условия расценивается как отказ, то эго происходит потому, что мы не точно поняли, что Франция требует. Я могу заверить в.в-во, что эти условия приняты мной, и я прошу в. в-во соблаговолить оказать посредничество в целях предотвращения новых кровопролитий и восстановления мира в нашей стране.

С. Ф. Чулалонгкорн

Король

АВПРИ, ф. Канцелярия, оп. 470, 1893, д. 56, л. 3, подлинник, фр. яз.

Опубл.: Политика капиталистических держав и национально-освободительное движение в Юго-Восточной Азии.Ч. II. М., 1967. — С. 116 (далее: Политика капиталистических держав...).


Комментарии

1. Французы, введя 13 июля 1893 г. свои канонерки в устье р. Чаопрайя, спровоцировали конфликт с Сиамом и выдвинули 19 июля ультиматум из шести пунктов, пять из которых были приняты сиамской стороной, за исключением пункта 1, требовавшего крупных территориальных уступок от Сиама на левом берегу р. Меконг.

Требования французов включали: 1) признание Сиамом прав Камбоджи и Аннама на территорию по левому берегу р. Меконг; 2) эвакуацию сиамских вооруженных сил с этих территорий; 3) удовлетворение за «агрессию» против французских кораблей и убийство моряков во время Прорыва французских канонерок через форт Пакнам; 4) денежное вознаграждение семьям погибших и наказание виновных; 5) компенсацию в сумме 2 млн. фр. за различный ущерб, причиненный французским подданным; 6) депонирование в банк 3 млн. фр. в качестве гарантии выполнения требований, изложенных в пунктах 4 и 5; в случае отсутствия указанной суммы — передачу французам откупа на сбор налогов с провинций Сиемреап и Баттамбанг.

Русский посол в Лондоне Е. Е. Стааль писал, что газета «Таймс» характеризовала ультиматум Франции как басню о волке и ягненке (АВПРИ, ф. Канцелярия, оп. 470, 1893, д. 59, л. 361-386).