18. ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА РОССИИ В СИНГАПУРЕ А. М. ВЫВОДЦЕВА ДИРЕКТОРУ АЗИАТСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД РОССИИ Д. А. КАПНИСТУ

2/14 февраля 1893 г.

№ 17

Милостивый государь граф Дмитрий Алексеевич,

Согласно предписанию министерства, выраженному в отношении от 30-го октября за № 5020 1, я тотчас же по получении посылки с орденами, всемилостивейше пожалованными наследнику сиамского престола и двум сановникам 2, отправился в Банкок, куда я прибыл 14/26 января. Я в тот же день был принят министром [44] иностранных дел 3, который заявил мне, что король чрезвычайно рад этому новому знаку высочайшего к нему благорасположения и примет меня в аудиенции на следующий день. 15/27-го я в 5 часов отправился во дворец, где был мне сделан весьма торжественный прием, все принцы и сановники, коим были пожалованы раньше русские ордена, были при оных, и король носил ленту св. Андрея Первозванного. Вручив королю орденские знаки св. Александра Невского для его сына, я сказал е. в-ву, что эго есть новый знак высочайшего благорасположения е.и.в-ва к королевскому дому в воспоминание того блестящего приема, какой оказан был в Банкоке наследнику российского престола.

Король ответил пространной речью, в которой просил довести до высочайшего государя императора сведения, что он дорожит особенно русскими орденами, пожалованными его семье, потому что он имел счастье лично принимать своего высокого гостя, государя наследника цесаревича, что он видит в этом новом пожаловании и в словах, кои заключаются в высочайшей грамоте, новый залог дружбы между Российской империей и Королевством Сиамским и что он желал бы искренно, чтобы в числе представителей иностранных государств в Банкоке находился бы со временем и представитель государя императора всероссийского. Затем е.в-во изволил лично возложить на меня знаки ордена Белого Слона 2-й степени со звездой, милость, очень редко даруемая европейцам в Сиаме.

Молодой принц тоже просил высказать его глубочайшую благодарность е.и.в-ву и передать его сердечный поклон государю наследнику цесаревичу.

Во время моего 8-дневного пребывания в Банкоке меня очень радушно принимали принцы и сановники и все высказывали, что король необычайно доволен и что наследник принц очень гордится этим знаком монаршего благоволения к нему государя императора. Особенно принц Дамронг, имевший счастье быть принятым в Ливадии, вынес оттуда самое приятное воспоминание и говорит, что счастливейшие дни в его жизни были те, когда ему довелось быть гостем российской царственной семьи, которая изволила выказать ему такое радушие, какого он нигде и никогда не встречал и не ожидал, и что в его глазах идеал царя и семьянина воплощается в высочайшей особе государя императора.

Покорнейше прошу....

АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1510, л. 49-50 об., подлинник, рус. яз.


Комментарии

1. См. Предписание МИД России А. М. Выводцеву от 30 октября/ 11 ноября 1892 г. (АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1510, л. 47-47об.)

2. 25 августа/6 сентября 1892 г. российскими орденами были награждены: наследный принц сиамского престола Маха Вачирунит — орденом св. апостола Александра Невского, принц Кром Луанг Нарст (начальник полиции) — орденом св. Станислава 1-й степени и Пья Пипат Коса (главный церемониймейстер и товарищ министра иностранных дел Сиама) — орденом св. Станислава 2-й степени (см. АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1510, л. 39, 40).

3. Кром Кланг Девавонгом.