17. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ЧУЛАЛОНГКОРНУ О ПРИЕМЕ НАСЛЕДНИКА РОССИЙСКОГО ПРЕСТОЛА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА В БАНГКОКЕ 1

1891 г. 2

В начале сентября 1891 года министр иностранных дел Девавонг Варопракан известил, что король выразил желание принять в Бангкоке великого князя России 3, который собирается совершить поездку в Индию и Японию, и в этой связи король поручил ему [36] направить телеграмму сиамскому послу в Берлине Сурия Нувату, чтобы тот передал приглашение великому князю приехать с визитом в Бангкок, и в этих целях связался с датским королем и попросил того оказать содействие в этом вопросе.

В ответной депеше посол Сурия Нуват сообщил, что на его письмо российское правительство ответило, что великий князь принял приглашение короля и может прибыть в Бангкок в начале марта. В сообщении посла Сурия Нувата от 27 октября 1891 г. говорилось, что великий князь предполагает выйти из Триеста на своем корабле в сопровождении трех военных судов примерно через три недели. Далее в письме посла от 5 ноября сообщалось, что великий князь намеревается прибыть в Бангкок 4 марта 1891 г. В этой связи королем было дано указание принцу Дамрошу вместе с королевским секретарем выехать на канонерской лодке «Монгкут рачакуман» в Сингапур навстречу великому князю.

Но в последующем сообщении посла Сурия Нувата вдруг прошла информация о том, что великий князь, к сожалению, не сможет приехать с визитом. Причиной этому служат сообщения о холере в Бангкоке. В ответ на это министр иностранных дел Девавонг направил послу телеграмму, в которой говорилось, что, по мнению медиков, холера в Бангкоке, в отличие, например, от Калькутты, не представляет опасности визитеру. В ней также говорилось, что принц Дамронг уже отплыл из Бангкока на канонерке «Монгкут рачакуман» и должен прибыть в Сингапур 23 сентября 1891 г.

Принц Дамронг, в свою очередь, информировал, что великий князь, прежде чем ехать в Сиам, сначала заедет в Батавию и рассчитывает быть в Бангкоке 16 марта 1891 г.

14 марта 1891 г. по указанию короля министр иностранных дел Девавонг Варопракан, министр двора Пратьяк Силапакхом, принц Прачонлают и чиновники министерства двора Луангамнаг и Суварапхан на королевской яхте «Суриямонтхон» в сопровождении двух канонерских лодок вышли в устье реки Чаопрая.

19 числа они покинули устье реки и вышли в открытое море за пределами песчаного бара. При приближении корабля с великим князем на борту на канонерках «Монгкут рачакуман» и «Мураттхавасит» были подняты флаги и был дан орудийный салют наций. После полной остановки корабля принц Девавонг и остальные встречающие поднялись на борт корабля великого князя.

Ранним утром 20 числа великому князю было предложено пройти на королевскую яхту «Суриямонтхон». При переходе великого князя на яхту на канонерских лодках вновь был дан орудийный салют. При прохождении яхты мимо фортов Пхисыасамут и Кхыанкхан оттуда салютовали 21 залпом. Яхта «Суриямонтхон» ошвартовалась у пристани Сунантхалай. [37]

По указанию короля его адъютант Самтьяй, поднявшись на яхту с великим князем, пригласил того перейти на королевскую яхту «Бутсабок» и на ней проследовать до причала Рачаворадит, где его ждут король и другие лица.

Ожидавший гостя король 4 был в полной форме династии Чакри. Рядом с ним находился наследный принц (Сиама. — Сост.). Среди встречающих у причала также находились двое младших братьев короля — принцы Саппхасат и Сапсит, адъютант короля Ваттанувонг, глава Пажеского корпуса Нарарат.

Когда яхта с великим князем причалила к мосткам, король вместе с младшими братьями опустились па плот для встречи князя.

Когда великий князь поднимался с яхты на плот, над ним был развернут королевский зонт, а орудия канонерской лодки «Саям монгкут» сделали 21 залп в честь гостя. Остававшиеся на берегу члены королевской фамилии располагались под навесом с южной стороны королевского шатра, чиновный люд — под навесом с северной стороны, причем отдельно гражданские и военные чины. Пажи в ожидании указаний находились под навесом с торцовой стороны королевского шатра. Поднявшись на берег, король представил великому князю членов королевской фамилии и министров. После этого король вместе с великим князем, членами королевской фамилии и государственными чиновниками, всего в количестве 24 человек, по специальной королевской тропе направились к большому королевскому дворцу Дусит. В число 24 встречающих входили: Пхрая Махамонтри, Пхрая Махатхеп, Пхра Пхрамборирак, Пхра Сурияпхакди, Пхра Висут, офицеры Рачамат, Чайяпхуса, Рачанубан, Самуханхиман, Пратханмонтиан, Чайячок, Апхайясена, сержанты Чамни, Хауюттхакан, Кхаменг, Пхра Интхратхибан, Пхра Пхрамсурин, офицер Интхасенамат. При подходе к воротам, ведущим во дворец, были развернуты четыре зонта: над королем, над наследным принцем, над великим князем и над принцем Георгием. Когда процессия поднималась по западной лестнице во дворец, на площади Санамчай был дан артиллерийский салют из 21 залпа. Во время пребывания короля и великого князя во дворце государственные чиновники, входившие в свиту короля, располагались у дверей Вачираян. Представители других ведомств и служб, а также иностранные гости находились в восточной части главного зала Большого королевского дворца.

Во дворце король представил великого князя королеве, а затем вручил орден Чакри великому князю и орден Белого Слона принцу Греческому Георгию 5. После этого король с великим князем спустились по восточной лестнице дворца во двор, где они сели в карету и направились во дворец Саранром. В карете вместе с королем и великим князем находились их адъютанты. Во второй карете [38] ехали наследный принц (Наследный принц Сиама), принц Георгий, адъютант короля принц Саппхасат и один русский. В других экипажах находились трое иностранных гостей, министр двора. Кавалькаду эскортировал кавалерийский эскадрон. У дворца Саранром короля и гостей ожидали принц Дамронг, квартирмейстер дворца Саранром принц Саппхапхет и ответственные чиновники департамента двора. При прохождении короля и великого князя от кареты к дворцу над ними были развернуты зонты. Попрощавшись с гостем во дворце, король возвратился в свою резиденцию.

Во второй половине дня великий князь совершил прогулку по дворцовому парку, в котором играл духовой оркестр Пажеского корпуса. После прогулки великий князь поднялся на крышу орхидейной галереи, откуда наблюдал шествие слонов. После этого великому князю было предложено посмотреть театрализованные национальные игры краби-крабонг 6 и такро 7.

Вечером великий князь вместе с принцем (Георгием Греческим) и сопровождающими его лицами в карете отправились на обед в Большой королевский дворец. У входа во дворец их встречал король и члены королевской фамилии. По восточной лестнице король провел гостей во дворец. Затем король ввел великого князя в Большой зал дворца, где был накрыт стол. На обеде кроме названных лиц присутствовали: младший брат короля Пхрапханувонг, принцы Наресуан, Адитсараудомдет, Пратьяк Силапха, Саппхасит, Девавонг, Сомматомарапхан, Наритхиппрапхан, Нарисарануват, Дамронг, Ваттананувонг, Саватдисопхон, титулованные сановники Пхатсаконвонг, Монтри Суриявонг, Нарарат, Сурасак, Махамонтри, Пхипхиттакоса, Сихарат, Саппхапхет, принцы Рачавонг Сувапхан, Чонлаюттхай, послы Англии, Германии и Америки. С российской стороны на приеме присутствовали князья Ухтомский, Барятинский, Оболенский, Кочубей, адмиралы Басаргин и Назимов, капитаны Дубасов... (Далее в тексте на тайском языке две фамилии даны неразборчиво), Федотов, лейтенанты Кроун и Кладо, господа Гриценко и Выводцев. Место короля находилось в центре стола. Справа от него сидел великий князь, а слева — принц Греческий Георгий. Далее в левую сторону сидели принцы Наресуан и Саппхасит, а за ними остальные чины по рангу, чередуясь с иностранными гостями. Замыкал этот ряд российский лейтенант Кладо. Вправо от великого князя располагались младший брат короля Прапханупхан и другие чины в соответствии с рангом, чередуясь с иностранными гостями. Последним в этом ряду было место российского лейтенанта Кроуна. С торцовой стороны стола сидели [39] остальные участники приема. Всего на обеде присутствовало 43 человека, включая короля, великого князя и принца Георгия. Во время обеда на лужайке дворца играл духовой оркестр. После обеда король провел гостя в Голубую гостиную, где к нему вышла королева. По завершении приема великий князь и сопровождающие его лица, попрощавшись, отбыли в экипажах в свою резиденцию во дворце Саранром. До экипажей их провожал король.

21 марта король на яхте «Убон» выехал в свою летнюю резиденцию в Бангпаине. Там он остановился в дворцовом павильоне Вехат. По прибытии в Бангпаин король отдал распоряжение своему младшему брату принцу Сонабандиту привести в порядок весь дворцовый комплекс и выставить на обозрение все аксессуары и достопримечательности.

Одновременно в Пханиате шла подготовка к церемонии отлова слонов. По указанию принца Кхатьарота и руководства департамента элефантерии весь путь от причала до арены в Пханиате был украшен флагами элефантерии и живыми цветами.

Тем временем в Бангкоке великий князь в сопровождении принца Дамронга осмотрел комплекс Большого королевского дворца, в том числе храм Сираттана, дворец Чакри и другие дворцовые постройки.

Днем того же дня в резиденции великого князя дворце Саранром побывали с визитом члены королевской фамилии, высшие государственные чиновники, высшие военные чины, в том числе младшие братья короля принцы Наресуан и Пратьяк Силапакхом, а также принцы Девавонг, Наратхип, Нарит, Саватдисопхон, Раттанабодин, Пхатсаконвонг, Монтрисуриявонг, Сурасак. Во время визита все они были одеты по полной форме в соответствии с занимаемым положением.

Во второй половине дня великий князь в сопровождении принца Дамронга осмотрел музей и совершил восхождение на Золотую гору. Вечером великий князь выезжал на лодке на представление домашнего театра принца Махинсакди.

22 марта, утром, великий князь на королевском катере проехал до причала Сунантхалай, где перешел на королевскую яхту «Суриямонтхон», и затем в сопровождении трех российских военных катеров отплыл в направлении Бангпаина. Там суда ошвартовались

У причала Хуакокет. На ожидавшей их там канонерской лодке «Монгкут рачакуман» были подняты приветственные флаги и был Дан салют 21 орудийным залпом. В храме Нивет пробили в колокола в честь высокого гостя.

Великий князь, принц Георгий и другие россияне пересели на поданную им ладью «Сопхон» и проследовали до дворцового комплекса Бангпаин. На пристани их встречали члены королевской [40] фамилии, государственные чиновники, одетые в фиолетовые нанунги и белые френчи. Принц Чайявичит и губернатор прежней столицы Аютии, одетые по полной форме, ожидали гостей под навесом у дворцового павильона Варопхат. У мостика великого князя и принца Георгия встречал брат короля принц Пхрапхануп-хан. Он провел гостей до павильона Варопхат. Вдоль дороги был построен Пажеский корпус. Гости вместе с встречающими, пройдя по мосту Сауварот, вышли на площадку дворцового павильона Утхайян. Одновременно туда вышел король, остановившийся в дворцовом павильоне Вехат. Король и гости вместе направились в павильон Утхайян.

На крыльце павильона короля и гостей встречали брат короля принц Сонабандит и другие лица, ответственные за подготовку павильона к приему гостей. Побыв некоторое время с гостями, король вернулся в свою резиденцию. В павильоне с гостями остались принцы Сонабандит, Саппхапхет, Сувапхан, Пхипхат и Дамронг.

Во второй половине дня в беседке был устроен чай. После этого состоялась встреча великого князя с местными жителями, преподнесшими великому князю подарки. Затем великий князь смотрел лодочные гонки. Поздно вечером в дворцовом павильоне Вехат состоялся неофициальный обед. На обеде присутствовали представители знати и чиновничества, а также русские, приехавшие вместе с великим князем. На площадке перед павильоном играл духовой оркестр Пажеского корпуса, а на нижнем этаже павильона стояли построенные в шеренги пажи. После обеда король преподнес великому князю и принцу Георгию подарки, в том числе: свой портрет, портрет королевы, меч в золотых ножнах, слоновый клык и множество других предметов. Затем король и гости совершили прогулку по озеру, где их сопровождали певцы, исполнявшие песни на языках разных народностей. Среди них были певцы из Сарабури и Чиангмая, оркестры народных инструментов из Пхатхумтхани и Кхыанкхана. Их доставку в Бангпаин обеспечивали министерства внутренних дел и обороны, а непосредственным организатором этого концерта на воде был принц Кхатьарот Махамонтри.

23 марта в 6 часов утра король вместе с наследным принцем, великим князем и принцем Георгием отбыли на королевской яхте «Сопхон» в Пханиат. На носовой части судна впереди балдахина короля находились принцы Девавонг, Пратьяк Силипакхом, Сомматомаропхон, Дамронг и двое русских. На кормовой части располагались принцы Адит, Саппхасит, Ваттанувонг, Чайямонгкхон, Нарарат, Саметьайрат, Вайяваранарот и четверо русских. На адъютантской яхте ехали остальные русские, а также принцы Дамронг, Пхонлакхан, Сувапхан, Амнат, Вичитсарасат, Саппхапхет. При [41] проходе королевской яхты мимо королевского дворца Тьянкасем там был поднят приветственный флаг, а артиллерия салютовала 21 залпом. На берегу был построен воинский почетный караул.

В Пханиате вдоль дороги от причала до лестницы, ведущей к арене, стояли шеренги солдат. Выше располагался Пажеский корпус. На крепостном валу был сооружен большой павильон с верандой посредине, где находились царские особы. По обе стороны от временного павильона были устроены трибуны. Русские гости и иностранные послы располагались на трибунах по правую сторону, высокопоставленные чиновники — на трибунах по левую сторону. Чиновники более низкого ранга и пажи занимали места на нижних рядах трибуны по левую сторону, а рядовые дипломаты — на нижних рядах по правую сторону. Всякие прочие иностранцы занимали места под тентами справа.

Вначале на арене появились слонята. Король с гостями наблюдали церемонию отлова слонов из маленького временного павильона. Затем был перерыв на обед. После обеда состоялась церемония отлова крупных взрослых слонов. Церемония продолжалась до трех часов дня. На обратном пути при прохождении королевской яхты мимо дворца Тьянкасем оттуда вновь был дан салют. По возвращении в Бангпаин король с гостями поднялись на мостки у дворцового павильона Варопхат, прошли через мост Сауварот и вышли к павильону Утхайян. Там король и гости, попрощавшись, разошлись по своим резиденциям.

В беседках для отдыха при дворцовом павильоне Утхайян были установлены четыре прилавка, на которых были выставлены для демонстрации и раздачи различные мелкие предметы. Так, принц Наратхип предложил вниманию гостей цветы различных сортов, а также цветочные горшки. На стенде королевы лежали табаки и бетелевые жвачки. Принцесса Варавонг представила различные спиртные и прохладительные напитки. Принц Дамронг выставил различные сладости, а принц Саконвонг предлагал чай, кофе, а также чайные и кофейные принадлежности. На прилавке у принца Наресуана был широкий выбор мороженого и приправ к нему. Наконец, принц Адит предлагал гостям запастись различными факелами для предстоящего факельного шествия. С наступлением сумерек в парке были зажжены огни. Король, великий князь и остальные гости и приглашенные гуляли по парку, в котором играли два духовых оркестра. В 8 часов король вместе с великим князем и другими участниками торжества прошли в манговую рощу, откуда наблюдали факельное шествие. Гулянье в парке продолжалось до часа ночи.

На следующий день в 8.30 утра король, великий князь и принц Георгий со свитой вновь отбыли в Пханиат на продолжение [42] церемонии отлова слонов. При прохождении мимо королевского дворца Тьянкасем на берегу были построены войска. Но салюта не было.

Вечером в дворцовом павильоне Варопхат состоялся обед. Хозяева и гости были в белом при всех орденах и регалиях. В 8 часов король и великий князь заняли свои места за банкетным столом. После обеда король, великий князь и все гости присутствовали на выступлении классического оркестра махори. Концерт продолжался до 11 часов.

25 марта в 7.30 король, одетый в генеральскую форму, и королева вышли проводить великого князя, принца Георгия и остальных русских гостей, которые были одеты по полной форме с орденами, которыми они были награждены королем. Король, великий князь, принц Георгий и сопровождающие их лица сфотографировались все вместе на фоне восточной стороны дворцового павильона Вехат. После этого король с великим князем сели на яхту «Сопхон». При переходе на яхту над ними были раскрыты два зонта. Король проводил великого князя до причала Кокет, где его ждала королевская яхта «Суриямонтхон». Там король и гости простились. Далее великого князя провожали принц Девавонг, принц Пратьяк Синлапакхом и другие.

Когда яхта «Суриямонтхон» проходила мимо причала Рачава-родит в Бангкоке, с канонерской лодки «Саям монгкут» был дан артиллерийский салют. Это же повторилось при прохождении мимо форта Кхыанкхан. Когда яхта поравнялась с фортом Сыасонлеп, оттуда был дан прощальный салют из 12 артиллерийских залпов. С наступлением сумерек яхта подошла к кораблю великого князя. Когда великий князь и провожающие его лица поднимались на борт корабля, с канонерок «Монгкут рачакуман» и «Муратхавасит» прогремел салют отбывающему гостю. В 8 часов вечера провожающие попрощались с гостями и отбыли домой.

* * *

В связи с приездом высокого гостя все здания и постройки на территории Большого королевского дворца были приведены в порядок. Здания были расцвечены флагами и украшены живыми цветами. Ответственным за эти мероприятия был младший брат короля принц Пханупхан.

Ответственным за поддержание порядка во дворце и парке Саранром был принц Дамронг. Все мероприятия в Бангпаине проходили под руководством принца Сонабандита, а в Пханиате — принца Кхатьарота. [43]

В первый день пребывания великого князя в Бангкоке все знатные особы были в традиционной форме в соответствии с их рангом и при орденах. Военнослужащие были одеты по полной форме со всеми наградами. Гражданские служащие были в форменной гражданской одежде, в синих панунгах и во френчах, при орденах.

Национальный архив Таиланда, подлинник, тайск. яз.


Комментарии

1. Автор докладной записки не установлен.

2. Между российскими и сиамскими датировками документов возможны расхождения. В датировке документов тайского происхождения определенную трудность представляет наличие нескольких систем летосчисления, принятых в Сиаме в XIX веке: Пхуттасакарат — с 543 года до н.э.; Махасакхарат — с 78 года н.э.; Чула — с 638 года н.э.; Раттанакосин — с 1781 года (введена королем Чулалонгкорном с начала царствования династии Чакри и провозглашения Бангкока столицей Сиама); а также по периодам царствования каждого из монархов династии Чакри. Отсчет года начинался с декабря, а по лунному календарю новый год наступал 13-14 апреля. В российских документах даты даются по старому и новому стилю.

3. Наследник престола, великий князь Николай Александрович (см. док. 8, прим. 1, и док. 9).

4. Чулалонгкорн.

5. Имеется в виду принц Георг Греческий, второй сын короля Греции Георга I.

6. Сражение на мечах и палках.

7. Игра в мяч из ротанга (растительного материала, используемого для плетения).