10. ДОНЕСЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСУЛА РОССИИ В СИНГАПУРЕ А. М. ВЫВОДЦЕВА ДИРЕКТОРУ АЗИАТСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИД РОССИИ И. А. ЗИНОВЬЕВУ

21 марта/2 апреля 1891 г.
Сингапур

№ 2

Милостивый государь Иван Алексеевич,

В бытность мою в Банкоке сиамский министр иностранных Дел, принц Девавонгзе, сообщил мне, по поручению короля, что, имея торговые трактаты почти со всеми государствами, е.в-во желал бы заключить таковой же с Россией, конечно, на правах наиболее покровительствуемых государств.

Прилагаемый у сего проект трактата 1 составлен по образцу последнего, по времени, трактата, заключенного между Сиамом и Японией. Предполагая подвергнуть через год пересмотру все трактаты, сиамское правительство добивается заключения такого предварительного договора и с Россией.

Я, конечно, ответил принцу Девавонгзе, что я не считаю себя вправе высказать какое-либо, даже частное, мнение по сему поводу, но, с ведома е.и.в-ва, которому сей проект был мною доложен, представлю на усмотрение министерства иностранных дел.

Через месяц сиамский король отправляет в Россию своего брата, принца Дамронга, чтобы преподнести е.и. в-ву сиамский орден «Шаракри» 2. Принцу же будет поручено хлопотать о трактате.

Во всем Сиамском королевстве находятся лишь трое русских, из них двое, г.г. Соломон и Гейст, находятся на государственной [24] службе, а третий, г. Ивис, вместе с другими лицами разрабатывает на севере Сиама руды, в которых находят сафиры (Сапфиры) и рубины. Быть может, успех Ивис привлечет и других наших соотечественников в богатые руды Сиама, где обилие риса и тикового дерева может со временем привлечь и коммерческие пароходы под русским флагом. Я посему в принципе полагал бы в высшей степени целесообразным заключение торгового договора с Сиамом, причем на первое время консул в Сингапуре мог бы быть аккредитован и в Банкоке. Но, с другой стороны, я позволю себе высказать почтительное мое соображение, что такому государству, как Россия, не подобает заключить без выдающейся надобности предварительное соглашение почти накануне пересмотра всех трактатов. Это возбудило бы только общественное мнение и газетных репортеров в Англии и Франции, где отлично знают, что для нас в Сиаме нет пока никаких особых животрепещущих интересов. Польза такого соглашения была бы односторонняя для Сиама, который, хотя бы на бумаге, желал бы иметь лишнего покровителя на случай нужды.

Примите...

А. Выводцев

Помета Александра III: «Об этом представить соображения».

АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1795, л. 50-51 об., подлинник, рус. яз.


Комментарии

1. См. Проект декларации о дружбе и торговле между Россией и Сиамом (АВПРИ, ф. Японский стол, д. 1795, л. 54-55).

2. См. док. 9, прим. 6.