1. ИЗ РАПОРТА КОМАНДИРА РУССКОГО КЛИПЕРА «ГАЙДАМАК» КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТА A. A. ПЕЩУРОВА УПРАВЛЯЮЩЕМУ МОРСКИМ МИНИСТЕРСТВОМ РОССИИ Н. К. КРАББЕ

2/14 апреля 1863 г.

Нагрузившись углем и взяв корвет «Новик» на буксир, 29 января в 7 часов вечера я оставил Манилу для следования в Банкок. Переход занял десять дней, из них 6 под парусами, 1 1/2 на буксире у корвета «Новик» и остальное время под парами, буксируя корвет.

Корвет «Новик» брал нас на буксир для испытания своей силы в этом отношении, и оказалось, что при совершенном штиле может буксировать клипер от 5 до 6 узлов.

Муссон был очень тихий, преимущественно от ONO, течение тоже ничтожное, пока мы не подошли к о-ву Pulo Condor, при завороте в Сиамский залив, где нас подало в сутки на 34 1/2 мили к W. Вестовое же течение мы продолжали чувствовать и все время подъема по заливу к Банкоку, где отдали якорь в 5 часов вечера 7 февраля.

Банкок лежит на реке того же имени в 30 милях от устья и бара всего с 3 футами глубины в малую воду. При больших приливах возвышение воды бывает 9 фут., и тогда суда с 12-футовым углублением могут проходить в реку, где по миновании бара уже не представляется препятствий к дальнейшему переходу к городу. Это неудобство реки вынуждает большие суда грузиться в городе только частично и доканчивать нагрузку на рейде, что весьма неудобно из-за зыби, хотя и небольшой, но беспокойной для судов, когда их ставит течением поперек волнения.

Сообщения рейда с городом очень плохи; при скоплении судов еще ходят взад и вперед буксирные пароходы с баржами, но когда судов мало, как было при нас, то средства попасть в Банкок заключаются в одной почтовой шлюпке. Под палящим солнцем при [10] штиле или противном (Встречном) течении эти поездки, далеко не легкие, занимают до Банкока не менее 8 или 10 часов с переменою шлюпки в местечке Paknahm, где устроена брандвахта для коммерческих судов, осматривающая их и заставляющая тех, которые идут к городу, складывать тут свое оружие.

Затруднение переезда и краткость срока для возвращения нашего на север не дозволили нам провести в Банкоке дольше одного дня. Такого времени, конечно, далеко не достаточно для ознакомления с местом, оригинальным во многих отношениях. Из расспросов резидентов-купцов можно было заключить, что сиамское правительство весьма склонно к дружественным коммерческим сношениям со всеми нациями и что таковые лица его, начиная даже с самого короля, имеют значительную долю участия в различных коммерческих предприятиях. Дружественное расположение к иностранцам и желание политических связей подтвердили нам сам первый король, брат его — самый влиятельный из князей и первый министр. Главное внимание этих лиц обращено на судостроение и берега реки у Банкока [которые] заставлены значительным числом судов местной постройки всех величин и даже пароходами. Машины последних, конечно, привозные из Англии и Америки. Обилие тика делает постройку судов дешевой, содержание экипажа из сиамцев или малайцев тоже стоит немного, а потому нисколько не удивительно видеть суда под сиамским флагом во всех главных портах Китая. Торговля преимущественно вывозная, и между небольшим числом сырых продуктов рис, сахар и сандальное (Сандаловое (санталовое)) дерево играют первую роль; в 1861 году рису было вывезено 2 158 040 пикулей (1 пикуль — 60 кг (старинная тайская мера веса)), т.е. около 7,5 миллиона пудов.

Действия иностранцев в Банкоке совершенно свободны и даже, по словам американского консула, слишком свободны, так что некоторые из резидентов позволяют себе даже идти наперекор распоряжениям правительства, старающаго (Старающегося) быть беспристрастным к различным национальностям.

Природные сиамцы, составляющие нечто среднее между малайскими, индийскими и китайскими племенами, народ трудолюбивый, сильный и вместе с тем очень доброго нрава. Насколько позволяет водный путь и другие первобытные способы сообщений, иностранцы свободно могут проникать вовнутрь страны с коммерческими целями или для исследования. Климат Банкока, несмотря на совершенную плоскость его окрестностей и большое число [11] речек и каналов, считается резидентами одним из лучших в пределах тропиков.

10 числа в 11 часов дня мы оставили банкокский рейд и, не прекращая паров, 14-го в полдень были у мыса св. Якова, где обыкновенно принимают лоцманов для следования рекой Дангной к Сайгону...

РГАВМФ, ф. 283, оп. 3, д. 1776, л. 102-104, подлинник, рус. яз.

Публ. в сокращении.