Раздел VIII

ПОЗИЦИЯ ДЕРЖАВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ФРАНЦУЗСКИМ ЗАХВАТАМ ВО ВЬЕТНАМЕ

(1883-1884)

Документы данного раздела освещают позицию Англии, Германии, России и Японии во время захвата Францией Вьетнама и франко-китайской войны.

В западноевропейских публикациях официальных документов, посвященных этой теме, не дается, как правило, всестороннего обзора противоречий между капиталистическими странами в борьбе за захват колоний в Азии. Документы данного раздела ценны в том отношении, что в них освещается ряд моментов, слабо или совершенно не затронутых в западноевропейских публикациях. Кроме того, в этих документах уделено большое внимание противоречиям между капиталистическими державами в Китае и Индокитае на почве колониальных захватов в эпоху перехода к империализму. Нейтральная позиция России по отношению к Китаю и Франции помогла русским дипломатам в большинстве случаев критически отнестись к позициям европейских держав в связи с колониальными захватами и франко-китайским конфликтом и дать им относительно реалистическую оценку.

В полном виде все документы данного раздела публикуются впервые. Часть их, относящаяся к России, Японии и Германии, была использована в книге А. Л. Нарочницкого «Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке», наиболее фундаментальной советской монографии по этой теме.

На позиции Англии во время захвата Францией Вьетнама и франко-китайской войны оказывали влияние англо-французское соперничество в захвате колоний в Южной Азии и Африке и конкуренция между обеими державами в проникновении на рынки Южного Китая. Конкуренция эта, однако, не мешала им занимать одинаковую позицию по отношению к китайскому правительству — методами политического и экономического давления вынуждать его на все большие уступки иностранному капиталу.

Во французских публикациях документы, относящиеся к английскому посредничеству 1883 г., немногочисленны. Шире представлены там материалы за 1884-1885 гг., когда, в связи с тем что военные действия стали вестись на территории Китая, были затронуты торговые интересы Англии в Китае и увеличилась активность английской дипломатии. Однако в этих материалах не содержится каких-либо критических высказываний английских политических деятелей о французской политике, не отражены там и мотивы действий английского правительства. [378]

Публикуемые документы о позиции Англии состоят главным образом из донесений русских дипломатов в Лондоне. Они интересны тем, что затрагивают такие стороны политики; Англии в 1883 г., которым в западноевропейских публикациях почти не уделено внимания. Они дают представление о позиции Англии, занятой ею во франко-китайском конфликте в связи с захватами во Вьетнаме.

Намерение Франции расширить в 1883 г. свои захваты во Вьетнаме привело к обострению франко-китайских отношений. Боясь за подступы к своим южным границам, китайское правительство предприняло переговоры с Францией. Китайский посол Цзэн Цзи-цзе, стоявший за сопротивление французскому вторжению во Вьетнам, пытался склонить Францию к уступкам через посредничество какой-либо европейской державы, в первую очередь Англии. Китайские правительственные круги, основываясь на нередко высказываемых в английской печати критических замечаниях по поводу французских захватов во Вьетнаме, питали иллюзии относительно возможной поддержки Англией китайской позиции в переговорах с французским правительством (док. № 196).

Документы раздела позволяют проследить фактическое пособничество Англии французской агрессии во Вьетнаме (док. № 200), хотя английские чиновники, опасаясь проникновения Франции в английские владения в Юго-Восточной Азии, неоднократно подвергали критике французскую колониальную политику и ее вдохновителей (док. № 197).

Излагая содержание бесед со статс-секретарем по иностранным делам Гренвилом и другими чиновниками английского МИД, русские дипломаты подчеркивают заинтересованность Англии не столько в урегулировании конфликта, сколько в получении новых привилегий.

Интересны документы о создании в 1883 г. Англией коалиции нейтральных государств для защиты своих интересов в Китае в связи с расширением военных действий во Вьетнаме и возможным открытым выступлением Китая против Франции. Донесение Моренгейма от 30 ноября (12 декабря) 1883 г. содержит весьма трезвую оценку закулисной стороны этой английской инициативы — защита силами других государств своих торговых интересов в Китае (док. № 204).

Два сообщения С. И. Попова из Пекина (док. № 211, 212 и док. № 172 из VII раздела) характеризуют позицию Германии во время французских захватов в Северном Вьетнаме и во время франко-китайской войны.

После франко-прусской войны 1870-1871 гг. усилия Бисмарка были направлены на подталкивание Франции на путь колониальных захватов с целью ослабить ее позиции в Европе и помешать развитию реваншистских настроений в связи с потерей Эльзаса-Лотарингии. В то же время Германия в 80-х годах XIX в. сама стала на путь активных колониальных захватов в Африке и Океании.

С начала французской агрессии в Северном Вьетнаме германское правительство предупреждало, что не будет мешать Франции; в то же время, заключив договоры с китайским правительством о поставках оружия и посылке военных инструкторов в китайскую армию, оно поощряло китайское правительство к сопротивлению, беспокоясь, разумеется, при этом лишь о собственной наживе на торговле оружием благодаря затягиванию конфликта.

Донесения русских дипломатов дополняют наши представления об общей линии германской политики в этом вопросе, а также содержат ряд интересных сведений о фактической общности политики европейских капиталистических держав в вопросах колониального грабежа. Так, интересно донесение посла в Китае Бюцова от 26 мая (7 июня) 1882 г. (док. № 172) о стремлении германского посла в Китае воспользоваться агрессией в [379] Северном Вьетнаме (захват Ривьером Ханоя), чтобы оказать от имени европейских держав нажим на китайское правительство и вынудить его к дальнейшим уступкам иностранному торговому капиталу.

Документы об отношении Японии к франко-вьетнамской и франко-китайской войнам хотя и немногочисленны, но представляют несомненный интерес. Официальных документов по этому вопросу в европейских публикациях почти не встречается. Кроме того, хотя и на ограниченном материале, они позволяют проследить некоторые особенности японской внешней политики.

После буржуазной революции 1868 г. Япония стала на путь быстрого капиталистического развития, сопровождавшегося ростом ее военных сил и агрессивных устремлений. Движение за пересмотр ранее заключенных неравноправных договоров с европейскими капиталистическими государствами и США сочеталось с экспансией в слабо защищенные соседние азиатские страны.

Материалы о позиции Японии во время захвата Францией Вьетнама касаются попыток привлечения Францией Японии на свою сторону. Как сообщал Р. Р. Розен в 1883 г., французский посланник в Японии Трику, будучи назначен в Китай, предложил японскому правительству совместные действия против Китая с целью добиться его отказа от вмешательства во франко-вьетнамскую войну. Японское правительство отвергло домогательства Трику (док. № 193).

В донесении русского посланника А. П. Давыдова указана официальная причина японского невмешательства: отсутствие у Японии интересов во Вьетнаме (док. № 202). Однако донесение Розена от 16 (28) мая 1883 г. (док. № 193) глубже раскрывает истинные причины политики Японии: японское правительство надеялось на отвлечение сил и внимания китайского правительства во Вьетнам от корейских дел и вопроса об о-вах Рюкю, захваченных Японией. Донесение Давыдова от 23 декабря 1883 г. (4 января 1884 г.) говорит о причинах сдержанности Японии в вопросе выступления ее на стороне европейских держав (док. № 206).

Документы о позиции России в отношении франко-вьетнамской и франко-китайской войн представлены несколькими письмами министра иностранных дел России Гирса и донесениями русских дипломатов из Лондона, Пекина и Парижа. В них затрагиваются два сюжета: обоснование мотивов невмешательства России в конфликт между Францией и Китаем в связи с французской агрессией во Вьетнаме и отказ от посредничества в урегулировании этого конфликта в 1883 и в 1884 г.

В 80-х годах колониалистские устремления России были направлены на среднеазиатские районы, где завязывался узел русско-английских противоречий, приведших в конце 1884 — начале 1885 г. к острому конфликту. Преобладающее влияние Англии в Китае и в других странах Дальнего Востока также не могло не беспокоить царское правительство, стремившееся упрочить свое положение на берегах Тихого океана и добиться заключения с Кореей договора о сухопутной торговле. С Францией же у России не было противоречий на Дальнем Востоке.

Существенное значение для России имели и отношения с Китаем. В 1881 г. между Россией и Китаем был урегулирован конфликт из-за Кульджи, в результате чего Россия вынуждена была отказаться от приобретений в долине Текес и надежд на расширение торговых прав во Внутреннем Китае. В 80-х годах царское правительство избегало осложнений с Китаем и в течение франко-вьетнамской и франко-китайской войн придерживалось позиции нейтралитета, хотя в донесениях царских дипломатов нет недостатка в критических замечаниях по адресу французского правительства из-за отсутствия «решительных действий». Практически же царская Россия не [380] стремилась воспользоваться франко-вьетнамской и франко-китайской войнами, что и вызвало неоднократные попытки китайского правительства добиться ее посредничества (док. № 185, 195, 196, 208).

Документы раздела позволяют определить факторы, оказавшие влияние на позицию России. В 1-880 г., когда еще не был окончательно урегулирован с Китаем вопрос о Кульдже, позиция России, не препятствовавшей проникновению Франции во Вьетнам, определялась как отсутствием интересов России в самом Вьетнаме, так и желанием добиться в связи с этим смягчения китайской позиции в отношении России (См. АВПР, ф. Гл. архив, I-1, 1880-1882 гг., д. 486, лл. 22-23). В 1883 г. Россия заняла позицию невмешательства, так как видела в захвате Вьетнама Францией противовес влияния Англии на Дальнем Востоке (док. № 174). Эти соображения, а также нежелание портить отношения как с Францией, так и с Китаем определили причины отказа в просьбе китайского посла Цзэн Цзи-цзе о посредничестве. Советы Цзэну обратиться за посредничеством к Англии как наиболее заинтересованной державе (см. прим. 413), недовольство в России намерением Китая оказывать сопротивление французскому вторжению толкали китайское правительство на путь уступок европейским державам. В то же время русское правительство, поскольку оно не предпринимало никаких явно враждебных действий, рассчитывало на улучшение русско-китайских отношений. Позиция невмешательства по отношению к каждой из воюющих сторон послужила причиной попыток как Франции, так и Китая в ноябре 1884 г. привлечь Россию к урегулированию отношений между ними (док. № 213). Однако официальных обращений за посредничеством не последовало ни с той, ни с другой стороны. По мнению Попова (донесение от 31 октября/12 ноября 1884 г.) (См. АВПР, ф. Канц., 1884 г., д. 83, лл. 112-113) ,французское правительство отказалось от этого под влиянием Германии. [381]