№ 83

Донесение А. Е. Оларовского М. Н. Муравьеву о политике европейских держав в Сиаме

№ 16

20 июля (1 августа) 1899 г.
Бангкок

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Медленность, с коей французское правительство ведет дело сближения с Сиамом на основании выработанных Думером условий, весьма вредно отзывается на сношениях обеих названных наций, а возвращение Дефранса для окончательных переговоров сделало сиамцев подозрительными относительно успеха сближения. Сиамцы судят о Дефрансе по прежней его деятельности здесь и сомневаются, чтобы он принял базой переговоров условия, выработанные Думером, на других же основаниях соглашение вряд ли возможно. Я убежден, что сиамцы скорее откажутся от дальнейших переговоров, чем согласятся на какие-либо изменения главнейших условий, выработанных Думером, и нельзя не сознаться, что они в этом отношении будут правы, так как сделали с своей стороны наивозможные уступки Франции, требования коей до выработанного соглашения с Думером были чрезмерны и в высшей степени несправедливы.

Англия пользуется настоящим положением и все более и более чрез своих агентов, коих навязала Сиаму в качестве разных юрисконсультов и советников, забирает управление Сиамом в свои руки. О влиянии и говорить нечего, хотя английская миссия такового и не имеет и даже не желает иметь, чтобы не возбуждать подозрительности других европейских миссий, но чрез означенных выше советников и юрисконсультов она с каждым днем приобретает у сиамского правительства, кроме двора, все большее и большее значение.

Я, к сожалению, должен сказать, что король после путешествия по Европе и в особенности после смерти Прапа делается все более и более слабым и непростительно упускает власть из своих рук; министры же его по большей части состоят из людей, хотя и близких к нему по родству, но видящих возможность благосостояния страны и в особенности лично свое в покровительстве только Англии.

Дай Франция Думеру полномочия окончить дело в бытность его в Сиаме, можно было бы поручиться за изменение политики Сиама, но непростительная оплошность французского правительства пользоваться моментом создала громадные препятствия к наверстанию потерянного. Враждебность к нам многих сиамских министров и сановников, принадлежащих к партии англофилов, и всех почти, за исключением Ришелье, Ветке и Макарти, юрисконсультов и советников, делает мое положение очень трудным. Влияние на короля я не потерял и ручался бы за его сохранение, если б имел [185] возможность видеть е. в-во часто, но после смерти Прапа это весьма трудно, тем более что король все более и более отстраняет от себя управление страной и чересчур доверяется своим министрам, которые, как и везде почти на Востоке, обманывают е. в-во и не обо всем доводят до его сведения.

С приездом Дефранса мое положение будет не из легких, я убежден, что как он, так и сиамцы будут рассчитывать на мое посредничество, без которого им не обойтись, тем более что во франко-сиамском деле е. в-во вполне мне доверяет, а с отъездом Ролен Жакмена некому будет оспаривать у меня этого влияния.

Ролен Жакмен, как сторонник Англии, до настоящего времени старался вредить сближению Сиама с Францией и, не скрою от в. с-ва, я очень доволен, что он должен был выехать именно к приезду Дефранса в Сиам, и надеюсь, что он, если только вернется, то сделает это не ранее будущего года.

В телеграмме от 3 июля я ходатайствовал о поддержке меня у короля 231, осмеливаюсь и теперь просить о том же. Я полагаю, что е. в-во вполне доверился бы мне, если б был убежден, что в. с-во одобряете мои действия здесь, и телеграмма подобного содержания даже мне с тем, чтобы я мог показать е. в-ву, облегчила бы мне значительно мое положение при переговорах Дефранса с сиамским правительством.

Дефранс, по сообщению французского поверенного в делах Феррана, выезжает из Марселя 1 (13) августа.

С истинным почтением имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

А. Е. Оларовский

АВПР, ф. Японский стол, д. 1781, лл. 87-89 об. Подлинник.


Комментарии

231. В телеграмме от 3(15) июля 1899 г. Оларовский сообщал, что он просил у сиамского короля помощи, в связи с тем что «задержка франко-сиамского дела в Париже подала повод Ролен-Жакмену, очень враждебно настроенному к нами французам, с помощью англофильской партии стараться дискредитировать меня у короля» (АВПР, ф. Японский стол, д. 1779, л. 93).