№ 100

Донесение А. Е. Оларовского В. Н, Ламздорфу о восстании в Сиаме и помощи Франции в его подавлении

№ 5

7 (20) апреля 1902 г.
Бангкок

Милостивый государь граф Владимир Николаевич!

В дополнение к моей телеграмме от 4 (17) апреля 254 имею честь донести в. с-ву, что восстание в провинции Убон согласно официальному объяснению сиамского правительства произошло на почве религиозной 255. Началось движение в округе Исарн, где зараз появилось несколько пророков (местное название коих — Пу Виссант) 256, которые стали проповедовать, что им свыше ниспослана сила пророчества и сверхъестественная сила творчества; так как провинция Убон населена по преимуществу невежественными лаосцами, то Пу-Виссантам не составило большого труда собрать около себя значительное количество последователей и, как всегда бывает в этих случаях, самые отдаленные, населенные некультурными жителями округа Ройэт, Конг Цям и Кукан сделались главными рассадниками последователей Пу Виссантов.

Пу Виссанты в своих проповедях дошли до полного абсурда. Они уверили народ, что к концу весны все свиньи обратятся в людоедов и пожрут хозяев; поверившие немедленно кто распродал свиней, а кто просто угнал их в лесные дебри. Затем они объявили, что все должны оставить свои дома и последовать за ними, так как речные гальки и прибрежные к рекам мелкие камни обратятся в золото, и что золото это дастся только тем, кто за ними последует; конечно, полудикие и фанатично настроенные лаосцы бросили свои дома и поля и массами присоединились к Пу Виссантам. Сиамские власти первоначально, видя во всем этом только религиозное движение, рассчитывали успокоить край мерами кротости и увещаниями, пока до генерал-губернатора Убона не дошло сведение, что Пу Виссанты имеют склады оружия и что они начинают вооружать своих последователей, и что последние уже начали сопротивляться местным властям и полицейским командам. Генерал-губернатор немедленно отрядил отряды из войск, бывших в его распоряжении, для успокоения края. В округе Кукон правительственные войска были встречены выстрелами; отряду войск в 200 человек удалось, однако, рассеять банду, убив ее предводителя Пу Виссанта Ай-Бун-Гона, и отчасти успокоить волнение в округе. По непонятной оплошности военного начальства в округ Кемарат послана была команда недостаточно сильная, которая и потерпела полное поражение от инсургентов. Последние же, разбив королевские войска, двинулись на столицу провинции — Убон, но, не доходя до города, в местечке Бан Крансу были разбиты и рассеялись; несмотря, однако, на последнее поражение, восстание быстро разрослось и в настоящее время охватило всю провинцию Убон. Правительство нашло положение дел настолько серьезным, что е. в-во приказал главнокомандующему армией принцу Накончайси (Шира) 257 отправиться в Убон для [208] подавления восстания. Принц Накончайси в настоящее время находится, в Корате, откуда направляет войска на места, охваченные восстанием. Последнее еще не подавлено, хотя и получены известия, что несколько округов усмирены и положили оружие.

Такова официальная версия всего дела, неофициальная же и имеющая за собой много данных, чтобы быть правдивой, состоит в следующем: в провинции Убон последние два урожая риса были очень плохи, настолько плохи, что население быстро обеднело, а сиамские чиновники, несмотря на это, усиленно и без льгот собирали подати, продавая имущество за неуплату их. Это создало массу недовольных, которые ждали только случая, чтобы восстать. Случай этот представился в лице агитаторов Пу Виссантов, которые, зная народ, были уверены, что взяв на себя роль людей, свыше посланных и наделенных сверхестественной силой, увлекут массу населения за собой. В рядах представителей Виссантов в большинстве случаев оказались люди, занимавшие в селах официальное положение и отставленные генерал- губернатором за разные проступки. А так как на сельские должности назначались люди из местных жителей, только более интеллигентных, то и понятно, что они, зная людей, которыми управляли, без особого труда подняли восстание, тем более, что лаосцы никогда дружелюбно не относились к сиамцам. Факт, что в числе предводителей восстания были вышеозначенные люди, дает право предполагать правдоподобной неофициальную версию причины восстания.

Французский министр здесь Клобыковский на этих днях сообщил мне, что он просил колониальные власти Индо-Китая сделать распоряжение, чтобы пограничные французские команды оказали бы полное содействие к подавлению восстания недопущением инсургентов укрываться на левом, французском берегу Меконга.

С глубоким почтением и таковою же преданностью имею честь быть, м. г., в. с-ва покорнейшим слугою.

А. Е. Оларовский

АВПР, ф. Японский стол, д. 1783, лл. 46-50 об. Подлинник.


Комментарии

254. В телеграмме Оларовского от 4(17) апреля 1902 г. сообщалось: «В провинции Убой вспыхнуло восстание. Губернатор местными силами не мог справиться, посланы добавочные войска. Французы помогают сиамскому правительству» (АВПР, ф. Японский стол, д. 1783, л. 45).

255. Провинция Убон была одним из отсталых районов северо-востока Сиама, в конце XIX в. включенным в сферу товарно-денежных отношений. Денег в этих районах было в обращении мало, что усиливало власть ростовщиков-скупщиков. Выступления крестьянских масс против ростовщического гнета переплетались с сепаратистскими выступлениями местных феодалов против центральной власти. Непосредственными причинами крестьянского восстания 1902 г. в провинции Убон послужили стихийные бедствия — неурожай, эпидемия, падеж скота. В северо-восточных провинциях с 90-х годов XIX в. действовала секта «Чаотаммикорат». Восстание было окрашено религиозно-мистическими идеями. Повстанцы воспользовались тем, что по договору 1893 г. сиамское правительство было лишено права держать войска в зоне 25 км вдоль Меконга. Французские колониальные власти в Индокитае настаивали на посылке в эту зону своих войск, что было отклонено Сиамом, так как могло привести к оккупации правого берега Меконга Францией.

256. Пу виссант («наставники») — члены секты «Чаотаммикорат», готовившие восстание в провинции Убон.

257. Принц Накончайси — сын Рамы V, главнокомандующий сиамской армией, реорганизации и укреплению которой он посвятил всю жизнь.