№ 80

Донесение А. Е. Оларовского М. Н. Муравьеву о возможности урегулировать франко-сиамские противоречия и о политике Англии по отношению к Сиаму

№ 5

4 (16) марта 1899 г.
Бангкок

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Одним из элементов раздора между Францией и Сиамом служат католические миссионеры.

Из прилагаемой при сем копии с дознания, произведенного смешанной франко-сиамской комиссией по делу в Накончайси (См. АВПР, ф. Японский стол, д. 1781, л. 34-56) в. с-во, усмотрите об узурпации миссионерами судебной власти. Дело возбуждено было французской миссией по жалобе миссионеров за якобы осквернение полицейской властью церкви. Возбуждение подобных дел и др. разных пограничных подобных этому дел вредно отзывается на сношениях Сиама с Францией. Последняя своими действиями заставляет Сиам искать поддержки у Англии, и если это будет продолжаться, то нельзя будет и удивляться, если Сиам отдастся официально под протекторат Англии. По моему крайнему разумению, у Англии в делах Сиама нет лучших союзников, как сами французы. Агенты республики, служащие здесь с времен Пави, проникнуты антисиамскими идеями, от которых, несмотря на их неприменимость в настоящее время, они отказаться не хотят, положительно вредны для интересов Французской Республики, колониальная пресса вторит с их слов, и совместно, сами не подозревая, работают с успехом на пользу Англии, и если это будет продолжаться, то Франция рискует создать себе здесь второй Мадагаскар и даже Фашоду 225. Ферран, французский поверенный в делах, прибывший сюда из Мадагаскара, человек совершенно непричастный к традиционному враждебному отношению к Сиаму, во многих случаях недоволен действиями французских агентов, и понимая, что течение дел нужно изменить, к сожалению, не может ничего сделать, так как находится во главе миссии временно и в доверии к себе состязаться с Дефрансом не может. Последний же за последнее время скорее враждебно был настроен и придерживался традиционной политики 93-го года, хотя я убежден, что если б он был в настоящее время здесь, то он воочию убедился бы в плачевных результатах этой политики и в том огромном преимуществе, которое Англия благодаря этой политике приобрела в Сиаме в ущерб Франции. Стороною я знал, что Думер сильно беспокоился течением дел в Сиаме и желал бы ознакомиться с положением дел лично, рассчитывая многое изменить в пограничных сношениях, и я очень рад, что мне удалось устроить обмен визитов, который даст возможность Думеру быть в Банкоке и лично убедиться в необходимости изменения политики Франции. Я не теряю надежды на то, что он обратит внимание и на вопиющий вопрос о французских протеже.

Сиамское правительство вообще, и король в особенности, сильно рассчитывают на нашу помощь в их делах с Францией. Они убеждены, что дружественное объяснение наше Франции об истинном и невозможном положении дел, созданном агрессивными действиями французских мелких агентов изменит дело и даст, при их готовности к уступчивости ради полного [181] окончания всех дел с Францией, возможность окончить эти дела без ущерба для обоих и без унижения Сиама.

С истинным почтением имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

А. Е. Оларовский

АВПР, ф. Японский стол, д. 1781, лл. 30-33. Подлинник.


Комментарии

225. Имеется в виду Фашодский кризис 1898 г. — конфликт между Англией и Францией, вызванный борьбой за господство в Восточном Судане. Получил название по населенному пункту Фашода (Кодок) на Белом Ниле, где в сентябре 1898 г. столкнулись колониальные войска Англии, двигавшиеся к верховьям Нила, с французским отрядом. Фашодский конфликт вызвал острый кризис в международных отношениях. Англия открыто угрожала Франции военными действиями. Военные приготовления проводились и Францией. Но последняя отступила, опасаясь нападения Германии в случае войны с Англией.