№ 72

Донесение А. Е. Оларовского М. Н. Муравьеву об интересах Англии, Франции и России в Сиаме

№ 51

1 (13) августа 1898 г.
Бангкок

Милостивый государь граф Михаил Николаевич!

Чем более приходится знакомиться с положением франко-сиамского вопроса, тем более приходится убеждаться, что действия Франции вынуждаются постоянным опасением английского влияния и могущих быть английских захватов. Франция, конечно, не может допустить, чтобы Англия стала смежной ее соседкой ни прямо, ни косвенно, хотя последнее может легко случиться, если она будет продолжать действовать относительно Сиама так, как она действовала до настоящего времени. Сиам в таком случае, чтобы отстоять свою независимость, вынужден будет искать более тесного сближения с Англией. Мне казалось бы, что если бы независимость Сиама была гарантирована Россией и Францией, последняя была бы более уступчива, и решение всех спорных вопросов сделалось бы значительно легче.

Каждой из упомянутых мною держав самостоятельность Сиама представляет значительные и несомненные выгоды. Для нас усиление Англии в Индо-Китае, конечно, невыгодно ввиду смежности границ Индо-Китая с Южным Китаем, в особенности с Юннанем, куда мы рано или поздно должны будем вести железную дорогу от нашей сибирской границы чрез Гань-Су и Сычуань, и не только на Юннань, но и на Тибет.

Наши задачи в Азии с постройкой Сибирско-Манчжурской железной дороги, по-моему, далеко еще не будут окончены, так как, мне кажется, южно-центральную часть Китая ввиду ее смежности с нашими центрально-азиатскими владениями, другими владениями, находящимися от нас в зависимости или подлежащие (Так в тексте, следует: подлежащими) сфере нашего влияния, нельзя отдавать ни под влияние Англии, ни даже других, менее нам враждебных наций. Нельзя забывать, что Юннань и Сычуань на основании китайских данных — одни из самых богатейших провинций Китая. Минеральные богатства Юннаня почти нетронуты, и нельзя не пожалеть, что у нас нет в настоящее время другого Пржевальского для исследования этих двух провинций. В его время об этой части Китая у нас мало кто думал, но в настоящее время, когда мы ведем самостоятельную русскую политику в Китае, забывать о существовании Юннаня, Тибета и Сычуаня нельзя. Сиам почти что смежен с Юннанем и во всяком случае настолько близок, что сообщение между ними может быть устроено с небольшими затруднениями. С установлением нашего влияния в Южно-Центральном Китае и Тибете и с открытием их рынков для наших товаров и их естественных богатств для нашей эксплуатации Англии нанесен будет сильный удар, так как помешает ей водвориться в означенных местах:, к чему стремились и теперь стремятся английские предприниматели, но не решаются за неполучением должной поддержки от английского правительства.

Для Франции независимость Сиама несомненно будет выгодна, если независимость эта будет гарантирована Россией и ею, так как в таком случае она только может быть спокойна, что Англия не воспользуется слабостью Сиамского королевства и не поступит с ним так же, как с Бирмой, т. е. при малейшем предлоге присоединит Сиам к своим колониям. Кроме того, для Франции выгоднее иметь соседом у южно-китайской границы слабый Сиам, [168] чем сильную Англию; интересы Франции в Южном Китае возрастают, а с постройкой железной дороги от Китайского моря в Юннань несомненно сделаются важнее всех ее интересов в Сиаме, и я убежден, что ввиду этого она будет сговорчивее с Сиамом в ее вопросах с последним.

Нет сомнения, что Франция вполне сознает, что враг ее в Индо-Китае не Сиам, а как всегда и везде Англия, и раз она будет уверена в неприкосновенности Сиама под гарантией нашей и ее, ей не будет основания добиваться уничтожения Сиама, могущего с пользой для нее служить страной-буфером между ее владениями и великобританскими. К тому же при этой комбинации Франция может рассчитывать на осуществление ее излюбленного проекта — прорытие канала Кра. В настоящее время благодаря англофранцузской конвенции, определяющей зоны влияния Англии и Франции, последняя лишена возможности возобновлять вопрос о канале Кра, даже если бы Сиам согласился дать ей это право за окончание спорных с нею вопросов в пользу Сиама. Прорытием канала Кра Сингапуру будет нанесен удар, который уничтожит его значение в торговом отношении.

За содействие Франции к получению ею права на прорытие канала Кра, мы, конечно, должны выговорить себе право устроить угольный склад и морскую станцию на одном из островов поблизости острова Ко-Конга, имеющего, по изысканиям инженера Леонарди, бывшего у нас на службе, залежи каменного угля и составляющего с берегом Сиама нечто вроде бухты, могущей укрыть большую эскадру.

Что Англия сознает важность подчинить своему влиянию Юннань и опередить на этом поле другие нации, доказывается появляющимися статьями по вопросам проведения железных дорог из Бирмы на Юннань не только в прессе метрополии, но и во всех почти индийских и других колониальных газетах. В последнем полученном здесь номере «Asiatic Quarterly» помещена статья г-на А. Р. Кольгуна, разбирающая подробно вышеуказанный вопрос.

Упоминаемое мною выше проведение дороги из Семиреченской области на Ганьсу, Сычуань и Юннань настолько колоссальное предприятие, что об осуществлении его в скором будущем трудно помышлять, я упомянул о нем как о вопросе, на который нам серьезно нужно обратить наше внимание; но в настоящее время, полагая, что на полученную бельгийцами концессию проведения железной дороги от Пекина на Хань-Коу, мы имеем кое-какие права, нам необходимо немедленно же, мне кажется, приступить к получению концессий на продолжение этой линии далее до пределов Юннаня на соединение с французской Тонкинско-Юннанской дорогой.

С утверждением только нашего влияния на прочных политических, торговых и минерально-эксплуатационных началах в Юннане, мы можем считать, что сделаемся фактически властителями Дальнего Востока и нанесем Англии удар, от которого ей трудно будет оправиться, и занятие ею Вей-Хай-Вея сведется не только в торговом, но и в политическом отношении к нулю.

Независимый Сиам нам может сослужить на крайнем Юге немалую службу, если мы сумеем воспользоваться его желанием завязать с нами тесные связи не только политические, но и торгово-промышленные.

Осуществление последних может быть желательно только тогда, когда, как я уже сказал выше, мы и Франция гарантируем его независимость и тем самым уничтожим преобладающее влияние Англии на торгово-промышленное и экономическое положение Сиама. По улажении дел Сиама с Францией и по упрочению его независимости нам придется занять в Сиаме роль Англии, заменив как инструкторов, так и советников из англичан русскими.

Полное и неограниченное влияние в Сиаме мы несомненно можем [169] приобрести ценою улажения его недоразумений с Франциею; в настоящее время Сиам смотрит на нас как на единственную нацию, могущую устроить на прочных началах его независимость и безопасность от захватов его могущественных соседей. Насколько мы в настоящее время имеем здесь преобладающее влияние, благодаря ожидаемой от нас помощи, настолько же настроение Сиама, кроме короля, может повернуть против нас, если мы не уладим его дел с Францией.

Осмеливаюсь опять повторить, что, по моему крайнему разумению, ввиду наших интересов на Дальнем Востоке Сиамом пренебрегать не следует.

С истинным почтением имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

А. Е. Оларовский

АВПР, ф. Японский стол, д. 1780, лл. 85-90 об. Подлинник.