№ 59

Донесение Е. Е. Стааля А. Б. Лобанову-Ростовскому о подписании декларации между Англией и Францией по разграничению их владений в Индокитае

№ 3

10 (22) января 1896 г.
Лондон [137]

Перевод

Князь!

Лорд Солсбери и посол Франции подписали в прошлую среду декларацию по поводу Сиама. Этим соглашением определяются границы зон влияния Франции и Англии в районе Меконга. Оно завершает длинные трудные переговоры, место и основы которых неоднократно менялись.

Официальный текст этого документа еще не опубликован, но сущность его уже стала достоянием общественности.

Вот, со слов моего французского коллеги, основные положения соглашения.

Идея создания на Верхнем Меконге между английской Бирмой и Тонкином буферного государства, которое должно изолировать владения двух держав, была оставлена как мало практичная. Поэтому была установлена географическая граница. Она образуется верхним течением самого Меконга. Левый берег отходит к Франции, правый — к Англии. Последняя, таким образом, отказывается от претензий на территорию Муонг-Синг, которую она фактически оккупировала, создав там военный пост.

Далее соглашение от 15 января (Нов. ст.) переходит к вопросам Сиама. Центр страны, созданный бассейном Менама и включающий столицу, образует независимое королевство Сиам, отделяя французский Индокитай от английских поселений в районе Бенгальского залива. Это государство будет объявлено, так сказать, нейтральным, и обеим соседним державам запрещается всякое военное вторжение в него. Зона, расположенная на восток от Сиама, остается зоной французского влияния, а территория на запад от королевства, включая полуостров Малакку, становится зоной английского влияния.

Это урегулирование индокитайского вопроса, хотя и не достаточно еще известное в деталях, вызвало тем не менее оживленную критику в Англии. Лорда Солсбери упрекают в том, что он принес в жертву бесспорные права Англии без всякой компенсации. Но [138] поскольку это же соглашение вызвало во Франции, в особенности в колониальных кругах, высказывания противоположного характера, можно предполагать, что в общем оно отвечает интересам обеих стран. Кто, возможно, имеет право жаловаться, это король Сиама, но я полагаю, что с е. в-вом мало консультировались. Вслед за соглашением от 15 января начнется, говорят, урегулирование нерешенных пограничных вопросов между Англией и Францией в районе Нигера 193.

Эти следующие одно за другим соглашения устранят если не основную, то по меньшей мере одну из важных причин разногласий обеих держав в колониальных вопросах. Нельзя не видеть в этом тенденцию к сближению между кабинетами Лондона и Парижа. Термин «сближение», правда, отвергнут многими органами французской печати. Он также встречает возражения и в Англии. Но, строго говоря, сближение не означает еще согласия в политической линии, оно только указывает на шаг, сделанный в этом направлении. Однако трудно отрицать, что в данном случае этот шаг был бы сделан, даже если бы при этом не предполагалось достичь изменения ситуации.

Примите, князь, уверения в моем глубоком уважении.

Стааль

Р. S. Текст декларации только что опубликован. Мой французский коллега прислал мне экземпляр декларации, который я имею честь при сем представить в. пр-ву (См. АВПР, ф. Канц., 1896 г., д. 128, лл. 14-15 об.) .

Ut inn litteris.

Стааль

АВПР, ф. Канц., 1896 г., д. 128, лл. 11-13 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

193. Имеется в виду установление пограничной линии между французскими и английскими владениями в районе Нигера до оз. Чад. Предварительное соглашение по этому вопросу между Англией и Францией было достигнуто в 1893 г. Подготовка к окончательному соглашению велась в 1896-1897 гг. и закончилась подписанием его в Париже 14 июня 1898 г. («История XIX века» под ред. Лависса и Рамбо, т. 8, стр. 404).