№ 45

Донесение А. М. Выводцева Д. А. Капнисту о положении в Сиаме

№ 19

2 (14) февраля 1893 г.
Сингапур

Милостивый государь граф Дмитрий Алексеевич!

Со времени моего посещения столицы Сиамского королевства в прошедшем году немного перемен произошло в нем. Тем не менее положение дел, находившееся в состоянии довольно критическом, обострилось и представляется в настоящее время не очень привлекательным и угрожающим, быть может, самостоятельности Сиама. К постоянным затруднениям со стороны Франции, соседки в Камбод[ж]ии, прибавились затруднения с Англией в бирманских и особенно лаосских провинциях Сиама, граничащих с малайскими странами, состоящими под протекторатом Англии.

Претензии Франции на все прибрежье реки Мей-Конга все продолжаются. Посланная в Луанг-Фрабанг комиссия сиамского короля, под предводительством его брата Прачакса 162, строго охраняет границу, а французские подданные-камбоджане, переступая ее, ежедневно дают поводы к многочисленным пререканиям и даже пограничным стычкам. Г-н Пави, министр-резидент республики в Банкоке, постоянно занят разбором этих пограничных инцидентов, встречая со стороны местного правительства сильное сопротивление и явное нежелание признавать французскою территориею спорные места. На предложения же о разграничении Сиам не соглашается, понимая, что тогда придется уступить Франции [107] слишком много — целую провинцию. Посему продолжается на счет казны постройка Каратской железной дороги с тем, чтобы всю торговлю перевести в Банкок, и тогда Франции действительно остается лишь одно вечное беспокойство в провинции, которая ее интересам совершенно чужда и ничуть не нужна, разве только для удовлетворения своего тщеславия и прославления современной администрации в Тонкине и Кохинхине. Сиамское правительство тоже не столько сопротивляется из желания сохранить эту провинцию, сколько из принципиального опасения, что раз открыта будет дверь уступкам, то придется идти по наклонной плоскости вниз — к гибели. Если Франция решится на серьезные военные действия, то, очевидно, она встретит небольшое лишь сопротивление, но именно этого желают в Сиаме; если уступать, то уступить грубой силе, чтоб не показать своей слабости и в случае надобности сохранить право виндикации 163. Англия смотрит на это сквозь призму собственных интересов; ей важно знать, как Сиам поступит с этой соседкой, чтоб из этого вынести для себя дешевый опыт для своих будущих действий.

Между тем ясно, что английская политика в Сиаме тоже сделала серьезный поворот. Поставив во все части управления англичан и располагая нитями во всех отраслях управления, она ведет дело, очевидно, к протекторату Сиама. Печатаемые на английском языке газеты постоянно насмехаются над порядками в Сиаме, порицают все слабости правительства, приносящие вред эксплуатации богатств страны европейцами и, следовательно, умаляющие благосостояние королевства. Они ставят в пример те страны, находящиеся под протекторатом Англии, где и король и сановники не теряют своего престижа, а страна под мудрым управлением резидента-бритта процветает.

Факт этот не подлежит сомнению, и есть между сиамскими сановниками и даже принцами такие, которые не прочь видеть английский протекторат, который обещает и им лично больше выгод, ибо все они владеют лесами, рудниками и полями, которые приносят мало при недостатке путей сообщения и при тяжелых условиях эксплуатации. Недавно случилось следующее: в лаосских провинциях прежде существовала английская полиция для охранения имущества английских подданных (китайцев и малайцев) , занимающихся добыванием золота и рубинов. Сиамское правительство установило там свою полицию и потребовало удаления европейской, как излишней. Английская миссия протестовала, но не могла добиться удовлетворительного результата. Тогда, чрез несколько дней, сгорела большая часть английской фактории, в одну ночь, как доказательство слабости полиции, и в Сиаме все утверждают, что это поджог, совершенный по наущению протестовавших. Relata refero (Рассказываю то, что мне сообщили (лат.) ) , трудно ручаться за достоверность, но пока Англия требует уплаты громадных убытков. Чтоб показать Европе, что стремления к просвещению и к улучшениям серьезны, сиамское правительство пригласило себе советником с титулом министра европейца, известного в ученом и политическом мире г-на Ролена Жакемена (Rollin Jacquemyns) 164. Это бывший бельгийский министр, затем служивший в Египте, в международном суде, и принявший за 3000 фунтов стерлингов в год пост General Adviser to the Siamese Government (Главный советник при сиамском правительстве (англ.) ) . Я лично беседовал с этим сановником, и он, по-видимому, сам очень расположен к английскому протекторату, признавая положение дел весьма критическим. Я полагаю, что не пройдет трех лет, и сиамский король будет явно или открыто вассалом Англии. Жаль этого прекрасного королевства, которое делает все, что может, для следования по пути к просвещению, но не исполинскими [108] шагами, не присущими его натуре, а медленно, но охотно. Но грозный сосед с всепоглощающим аппетитом не знает предела для расширения сферы своих интересов, и некому сказать ему — «Hands off» (Руки прочь (англ.) ) .

Я нашел министров очень беспокойными и с трепетом ожидающими разрешения этих животрепещущих вопросов.

Примите, в. с-во, уверение в отличном моем почтении и преданности (Подпись отсутствует)

АВПР, ф. Японский стол, д. 1795, лл. 67-69 об. Подлинник.


Комментарии

162. В 1888 г. Франция под предлогом защиты Луанг-Прабанга от отрядов повстанцев проникших с территории Китая, оккупировала восточные районы княжества Сипсонг Чутай (в Луанг-Прабанге). К началу 90-х годов притязания Франции на весь Луанг-Прабанг стали более настойчивыми: она уже открыто претендовала на левобережье Меконга до 23° с. ш. Эти устремления Франции вызвали протесты Англии и опасения сиамского правительства. Последнее направило в Луанг-Прабанг в качестве специального уполномоченного брата короля принца Прачакса для контроля над действиями французов (Н. Norman, The peoples and politics..., pp. 441-505).

163. Право виндикации — право собственника истребовать свою вещь из чужого незаконного владения.

164. В 1892 г. Чулалонгкорн провел в стране важные административные преобразования. Место старинных крамов (приказов) заняли министерства, созданные по европейскому образцу. На службу в государственный аппарат были приглашены европейцы. Пост генерального советника занял Ролен-Жакмен (1835-1902)— бельгийский политический деятель и юрист. В 1878-1884 гг. он занимал ряд правительственных постов в бельгийском правительстве. С 1886 г. находился на службе в Египте в системе международных судов. В Сиам прибыл в 1892 г., заняв пост советника в Министерстве иностранных дел. Ролен-Жакмен оказывал огромное влияние на направление внешней политики Сиама. Французская пресса обвиняла его в потворстве Англии и противодействии французским интересам в Сиаме. Юрист международного класса, Ролен-Жакмен был одним из основателей Института международного права и журнала «Revue de droit international». Опубликовал большое число работ по вопросам права. В частности, в 1893 г., когда началась экспансия Франции против Сиама, он выступил в защиту суверенитета последнего, выдвинув теорию соблюдения «национальных прав» (H. Norman, The peoples and politics..., p. 488).