№ 44

Донесение русского консула в Сингапуре А. М. Выводцева директору Азиатского департамента МИД Д. А. Капнисту об англо-французских противоречиях в Сиаме

№ 91

18 (30) сентября 1891 г.
Сингапур

Милостивый государь граф Дмитрий Алексеевич!

Сиамский вопрос продолжает стоять на очереди дня среди животрепещущих интересов Востока. В Банкоке отдают себе отчет в том, что Сиаму в более или менее отдаленном будущем угрожает опасность со стороны его соседей, и вопрос о самостоятельности Сиама становится все более и более неразрешимым. Ввиду этого печать и общественное мнение много занимаются догадками и предположениями, и я считаю своевременным представить в. с-ву свод этих соображений, к каким привели меня беседы с авторитетными и компетентными лицами.

Собственно говоря, положение дел в Сиаме не потерпело особого изменения со времени моего последнего донесения, но положение это обострилось со времени запроса в английском парламенте о целесообразности охранения и даже гарантирования самостоятельности Сиама 159 и ответа лорда Сализбюри, что дело это не может касаться ареопага европейских держав и представляет интерес лишь для Англии и Франции, не посягающих в настоящее время на эту самостоятельность 160. Это заявление не успокоило Сиама, а наоборот, показало ему, что в случае опасности трудно будет искать защиты. Самостоятельность же Сиамского королевства есть, однако, лишь вопрос времени, пока Англии выгодно иметь эту страну буфером между своими индийскими колониями и французскими владениями в Индокитае. Ожидать помощи от Китая нет вероятия, хотя Китаю менее выгодно открыть легкий доступ в страну Англии и Франции на протяжении 1200 миль, где нет таких больших горных хребтов, как на Западе.

Малайские государства на западном берегу Сиамского залива совсем или отчасти уже подпали под владычество Англии и не могут представлять надежного оплота для Сиама, несмотря на то, что симпатии их на стороне родственной им народности. Вот почему, меня уверяют, в Сиаме стараются поддерживать по возможности антагонизм и зависть между интересами французскими и английскими, чтоб не допустить в свое время раздела Сиама между ними, а уступить часть своих владений одной стороне, сохраняя [106] часть государства за Сиамом под покровительством восторжествовавшей соседки. Надо полагать, что если Франция пожелает в самом деле при помощи достаточного войска занять долину Ме-Конга, с Луан Фрабанком, то сиамский король если будет протестовать, то лишь для формы, чтобы оградить себя от подозрения добровольной уступки территории.

Тайна эта кроется в том, что сиамцы понимают, что, попадая под власть и влияние Англии, они будут окончательно поглощены, между тем как считают Францию менее опасною и рассчитывают на несогласия в среде французов, делающие их более слабыми. Кроме того, сильно проявляющееся теперь немецкое влияние (Германия имеет министра-резидента в Банкоке) всячески поддерживает поползновения Франции в Сиаме, думая этим привести их в коллизию со сферой интересов Англии и создать для Франции затруднения 161, в какие она не преминет стать, становясь в Сиаме близкой соседкой Англии. Это довольно умело рассчитано, ибо ничего Англия более не боится, и ничего не прощает менее, как вторжение в свои интересы в Азии. Причина этому кроется в том обстоятельстве, что Англия в Индии держится главным образом отсутствием серьезного конкурента. Всякое сильное влияние извне может потрясть целость этой империи, и это хорошо знают и опасаются в правительственных сферах Великобритании.

Примите, м. г., уверение в отличнейшем моем почтении и преданности.

А. Выводцев

АВПР, ф. Японский стол, д. 1779, лл. 1-2 об. Подлинник.


Комментарии

159. Запрос в английском парламенте был сделан по поводу выступления в палате депутатов французского парламента Рибо. А. Ф. Ж. Рибо — французский буржуазный деятель, в 1890-1892 гг. был министром иностранных дел. Выступая в палате депутатов, Рибо подтвердил притязания Франции на все «страны, лежащие к востоку от р. Меконг, с того места, где река покидает пределы Китая». В то же время французская дипломатия предлагала сохранить Сиам как независимое нейтральное государство. Это создало бы барьер между колониальными владениями Англии и Франции в Индокитае (H. Norman, The peoples and politics of the Far East, New York, 1895, pp. 470-471).

160. Имеется в виду выступление лорда Солсбери в английском парламенте в июле 1891 г. в связи с поступившими из Индокитая сообщениями о занятии французскими войсками района Тунг-Ченг-Кам в северо-восточной части Луанг-Прабанга [I. J. D. Campbelle, Siam, in the twentieth century, London, 1902, p. 295; «Правительственный вестник», 7(19) июля 1891 г.].

161. Образованная в 1871 г. Германская империя стала проводить в международной политике линию на столкновение интересов Англии и Франции. Германская дипломатия дала понять Франции, что не будет препятствовать расширению ее колониальных захватов как в Африке, так и в Азии. Эта особенность германской политики и отмечена А. Выводцевым в данном документе.