№ 29

Справка Министерства иностранных дел о поездке путешественника Н. Ненюкова в Бирму

Не позднее 24 января (5 февраля) 1876 г.
(Датируется на основании пометы на л. 12: Поступило в отделение 24 января 1876)
С.-Петербург

Русский путешественник г-н Ненюков, путешествуя весьма долго по свету, посетил в начале прошлого года (На полях помета: Нач. 1875) все главные города Британской [74] Индии и после того проехал в Бирманию. Прибыв в Мандалэ (Mandalay) , главный город независимого Бирманского королевства, и имея рекомендательное письмо к английскому агенту капитану Строверу (Strover) 117, г-н Ненюков был приглашен жить в доме сего агента, который и представил его королю.

Король, чрез Стровера, служившего переводчиком, сделал г-ну Ненюкову несколько вопросов; он спросил его: сколько ему лет, находится ли на государственной службе и с какою целью путешествует. Затем переговорив с самим Стровером об его делах, король вновь обратился к г-ну Ненюкову и просил его по возвращении из Баамо 118, куда предполагал ехать наш путешественник, опять явиться к нему, но не с английским агентом, а с французом Давера (d’Avera) 119, находящимся на службе короля.

4 февраля н. ст. (На полях помета: 23 января — 4 февраля 1875) г-н Ненюков прибыл в Баамо, где встретил полковника Брауна и членов его экспедиции (См. прим. 5) , в том числе и несчастного Маргэрэ, который один, в сопровождении лишь двоих китайских солдат, назначавшихся ему от одной станции до другой по дороге к бирманской границе, прибыл из Ханькоу в Баамо.

При Ненюкове экспедиция вышла из Баамо.

По возвращении в Мандалэ Ненюков имел две аудиенции у короля, причем король о политике не говорил, а сказал только, чтобы Ненюков переговорил с его министрами.

Министры спрашивали Ненюкова, почему русский посланник в Тегеране не допустил бирманское посольство ехать в Россию. Ненюков отозвался, что он об этом ничего не слыхал, не думает, чтобы русский посланник в Тегеране мог запретить кому-либо выезд в Россию, но полагает, что если посланник посоветовал бирманскому посольству не ехать в Россию, то это, вероятно потому, что высшее русское правительство в С.-Петербурге не желало вступить в сношения с бирманским послом низшего чина против того, который был послан к английской королеве 120, и что государь император, самый могущественный государь в мире, не согласился бы, конечно, ни в каком случае допустить ведение переговоров иначе, как с посланником самого высшего чина.

Министры спрашивали г-на Ненюкова, не согласится ли он отвезти письмо от министра иностранных дел к нашему государственному канцлеру. На это Ненюков отвечал, что в благодарность за милостивый прием короля он возьмется доставить письмо, но что не может поручиться, что письмо будет принято, и что он доставит его не так скоро, потому что предполагал продолжить свое путешествие по Востоку еще несколько месяцев. Министры предлагали г-ну Ненюкову представить его вновь королю, и если король выразит желание, чтобы письмо было доставлено по назначению немедленно, то выдадут ему деньги на проезд в Петербург и обратно. Но так как в следующий за тем день начинался буддийский пост (На полях помета: Нач. будд[ийского] поста 121) , в продолжении которого король не занимается обыкновенно никакими делами, то г-н Ненюков объяснил министрам, что ему нет расчету оставаться долее и пропустить отход парохода; да притом король ни при одной аудиенции не говорил с ним ничего об политических делах, потому и отклонил сделанное ему предложение и, кроме того, г-н Ненюков, как частное лицо, старался, по возможности, быть осторожным в этом деле. Тем не менее Ненюков обещал пред своим отъездом из Индии уведомить вышеупомянутого г-на Давера о времени возвращения своего в Россию, что он и исполнил. [75]

Вследствие сего, уже по приезде в Петербург г-н Ненкжов получил от г-на Давера письмо от 1 мая (Помета на полях: 1 мая 1875) , в котором он уведомлял, что со следующею почтою вышлет к нему письмо от бирманского министра иностранных дел на имя светлейшего князя Горчакова. Прождав несколько времени и не получая обещанного письма, г-н Неню ков написал об этом Даверу и высказал мнение, что, вероятно, письмо бирманского министра было где-либо задержано английским почтовым ведомством. Спустя несколько времени г-н Ненюков получил письмо от Давера от 3 мая 1875 г. (Помета на полях: 3 мая 1875) и при нем вложенное в особом конверте письмо к государственному канцлеру от бирманского министра на бирманском языке с переводом на французский. Между тем Давера, получив письмо от г-на Ненюкова, в котором сей последний писал ему о неполучении им письма к канцлеру 122, доложил об этом королю, приказавшему изготовить и послать второй экземпляр письма к г-ну государственному канцлеру, который и был получен г-ном Ненюковым при письме Давера от 15 (Помета на полях: 15 октября 1875) октября 1875.

Письма бирманского министра иностранных дел к г-ну государственному канцлеру и письмо Давера к Ненюкову при сем прилагаются (См. док. № 28 и АВПР, ф. Гл. архив, I-9, 1875 г., д. 14, л. 7 и об.— бирманский текст и лл. 8-9 — французский текст письма министра иностранных дел Бирмы А. М. Горчакову, тождественный тексту док. № 28. Письма Давейра отсутствуют) . Г-н Ненюков надеется, что он может сообщить полезные сведения о многих странах Востока, и в особенности об Индии и Бирмании, и этим принести посильную услугу правительству.

АВПР, ф. Гл. архив, I-9, 1875 г., д. 14, лл. 12-16. Подлинник.


Комментарии

117. Капитан Строувер — английский агент в Бирме в 1868-1878 гг. В связи с обострением англо-бирманских отношений после смерти Миндона (1878 г.) был выслан из Бамо.

118. Так в документе назван г. Бамо.

119. Речь идет о переводчике при бирманском дворе, который в своем письме П. И. Пашино от 19 (31) марта 1876 г. (док. № 33) называет себя французом д’Авера. Однако П. И. Пашино в статье «Бирманский император Тибо» называет его португальцем Давейра. Возможно, что это был французский подданный, португалец по происхождению.

120. Н. Ненюков имел в виду, что миссия 1872-1873 гг. в Европу возглавлялась Кинвуном Минджи, тогда как во главе посольства в Тегеран был отправлен чиновник невысокого ранга (см. прим. 101).

121. Буддийский пост начинается в бирманский месяц вазо (июль-август) и продолжается около трех месяцев.

122. Речь идет об А. И. Горчакове.