№ 214

Донесение Е. Е. Стааля Н. К. Тирсу об английском посредничестве во франко-китайских переговорах

№ 99

5 (17) декабря 1884 г.
Лондон [410]

Перевод

Господин министр!

Настойчивые усилия лорда Гренвила достичь согласия между Францией и Китаем 425 ни к чему не привели. Посол Республики считает переговоры окончательно прерванными. Он заверил меня в том, что был полностью согласен с первым статс-секретарем по иностранным делам относительно условий, которые могли бы послужить приемлемой основой для обеих стран. Они должны были, по его мнению, не отклоняться от условий Тяньцзиньского договора, предоставляя, однако, некоторую свободу для обсуждения вопроса о возмещении убытков.

Маркиз Цзэн не счел возможным принять эти условия. Условия, предложенные им, были столь неблагоприятны для Франции, что лорд Гренвил не счел возможным официально передать их другой стороне.

В настоящий момент вопрос, следовательно, возвратился к стадии исключительно военных действий. Конечно, эта война очень мало популярна во Франции. Это с избытком продемонстрировали бурные дебаты в комиссии по Тонкинскому делу. Неуместность этих дебатов поощрила сопротивление Китая. Но в то же время запрошенные у страны кредиты были утверждены обеими палатами, и даже наиболее убежденные противники кабинета Ферри не допускают возможности отступления французской политики, какого осуждения она не заслуживала бы, по их мнению, за легкомыслие, с которым нынешние руководители ввязались с самого начала в эту злополучную авантюру.

Г-н Ваддингтон, который пространно рассказывал мне о заботах, доставленных ему этим конфликтом, очень строго осуждает позицию маркиза Цзэна в течение всего хода переговоров, вызванных тонкинским конфликтом. Несмотря на столь хваленую тонкость его ума, китайский дипломат, по мнению моего коллеги, не сумел защитить настоящие интересы своей страны. В сентябре месяце этого года посол сказал мне, что ему поручили вести с ним переговоры на ограниченной основе об уступке дельты. Несогласие маркиза провалило эти переговоры. Сейчас снова тот же дипломат воспротивился английскому посредничеству, и в результате Китай должен будет дорого заплатить за столь же необдуманное, сколь и малообоснованное противодействие.

Как бы то ни было, мне остается только с локальной точки зрения констатировать крайнее недовольство британского кабинета перспективой продолжительных военных действий на Дальнем Востоке и расстройством, которое это положение неизбежно внесет в торговые интересы Англии в этих отдаленных краях.

Соблаговолите принять, г-н министр, уверения в моем глубоком уважении.

Стааль

АВПР, ф. Канц., 1884 г., д. 62, лл. 30-32 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

425. В октябре 1884 г. Англия предложила свое посредничество, надеясь совместно с США и Германией оказать давление на китайское правительство и заставить его принять французские условия от 11 октября 1884 г. После отклонения Китаем этих предложений и выдвижения им своих контрпредложений, предусматривавших раздел Бак-ки между Китаем и Францией, отказ Франции от Чунг-ки и отказ от Тяньцзиньского соглашения, британский секретарь по иностранным делам лорд Гренвил отказался официально передать эти китайские условия Франции. В декабре 1884 г. в беседах с китайским посланником Цзэн Цзицзе он не раз пытался оказать на него давление и заставить принять французские предложения, запугивая перспективой разорения Китая в результате войны, распада государства. Видя бесполезность усилий Гренвила, французское правительство отказалось от «добрых услуг» Англии: Ферри полагал, что генерал Бриер де л’Иль является единственным посредником, который может иметь влияние на Китай. «Добрые услуги» Англии помимо беспокойства об охране ее торговых интересов в Китае были вызваны также желанием некоторого сближения с Францией, что позволило бы расколоть наметившееся единство позиций Франции и Германии по вопросу о Египте и Конго, противоречившее английским завоевательным устремлениям.