№ 212

Донесение С. И. Попова Н. К. Гирсу о позиции Германии и Англии в связи с франко-китайским конфликтом

№ 15

27 октября (9 ноября) 1884 г.
Пекин

Милостивый государь Николай Карлович!

Я имел честь в телеграмме от 17 октября и в сегодняшней (См. док. № 211 и АВПР, ф. Гл. архив, 1-9, 1882-1887 гг., д. 38, л. 299) , служащей ее продолжением, представить в. впр-ву общий обзор настоящего положения по делу о французско-китайской распре. Я старался составить эти телеграммы, особенно первую, так, чтобы они в своей тесной раме, при всей обязательной сжатости слога, заключали и все общие, главные факты и мое личное воззрение. [408]

Пока это донесение дойдет до Петербурга, т. е. в течение 50-ти дней или двух месяцев, положение может измениться во многом и даже во всем. Быть может будет заключен мир, которого в настоящую минуту желают, по-видимому, обе стороны. Но что, без сомнения, останется неизменным, это характер германской политики; эту политику можно, по моему скромному мнению, считать одною из главных причин возникновения и продолжения распри. Германский посланник, говорю я в телеграмме от 17-го числа, внушениями, что «Французское правительство находится в затруднительном положении, что Франция боится Германии и т. п., в этом роде, побуждал китайцев к сопротивлению»; присовокуплю, что, с другой стороны, он и бывший здесь перед ним поверенный в делах, говоря в европейскому кругу о действиях Франции, постоянно выражали свое мнение в смысле необходимости для этой державы энергично поступать с китайцами, увеличить здесь свои силы и быстро атаковать Китай на севере.

Положение, принятое с самого начала и до сих пор сохраняемое моим английским товарищем, по намерению немного рознится от положения германского, но он, как известный личный враг китайцев (Sir Harry Parkes— есть тот самый Паркс, который во время войны 1860 г., попавшись в плен, претерпел от китайцев страшные оскорбления и телесные муки) , не пользуется и не может пользоваться доверением китайского правительства, а потому одни его внушения, без содействия внушений германского посланника, остались бы безуспешными.

С глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть, м.г., в. впр-ва покорнейшим слугою.

С. Попов

Помета на л. 77: Неужели от него больше ничего не получили? Очень слабо!

АВПР, ф. Гл. архив, I-9, 1884 г., д. 21, лл. 77-78 об. Подлинник.