№ 208

Донесение Е. Е. Стааля Н. К. Гирсу о беседе с Цзэном по поводу позиции России во франко-китайском конфликте

№ 74

17 (29) августа 1884 г.
Лондон [405]

Перевод

Конфиденциально

Господин министр!

Сегодня утром у меня был маркиз Цзэн.

Он выразил мне от имени своего правительства надежду на то, что императорское правительство примет во внимание критическое положение Китая 421 и будет действовать с осторожностью при урегулировании нерешенных дел между обеими странами. Китайский посол просил меня сообщить об этом желании в. с-ву, прося вас соблаговолить дать указания в этом духе нашему представителю в Пекине. Он рассчитывает, что Россия как дружественная соседняя держава постарается не оказывать при этом давления, которое могло бы еще больше увеличить нынешние затруднения китайского правительства. Затем он добавил, что эти затруднения обостряются еще тем, что в состав Цзунлиямыня частично введены новые государственные чиновники.

На мой вопрос, ходатайствует ли он о каком-нибудь специальном деле, которое он хотел бы отложить, маркиз мне ответил, что нет, что он имеет в виду лишь наше общее отношение к вопросам, находящимся в процессе обсуждения или могущим возникнуть. В отношении этих вопросов он просит терпения и доброжелательности императорского правительства. Поскольку он также аккредитован при дворе в Санкт-Петербурге, он предполагал, что мое посредничество представляет собой естественный путь для того, чтобы конфиденциально довести; до сведения правительства пожелания его правительства.

Маркиз Цзэн остановился затем на событиях в Фучжоу и на актах жестокости, сопровождавших, по его словам, атаку на китайский флот. Корабли, объявившие о намерении сдаться, были потоплены; французы стреляли в беззащитных моряков, которые, пытаясь спастись, бросились в воду. Это было убийство, а не бой.

На мой вопрос, не думает ли он, что Китай ответит на атаку французской эскадры объявлением войны, посол Китая ответил уклончиво. Он мне сказал, что, по мнению его правительства, арбитраж одной или нескольких держав был бы лучшим средством достичь справедливого соглашения, но что Франция возражает против такого способа разрешения вопроса.

Соблаговолите принять, г-н министр, уверение в моем глубоком уважении.

Стааль

АВПР, ф. Канц., 1884 г., д. 60, лл. 353-354 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

421. Имеется в виду решение России об оказании покровительства французам, проживающим в Китае. Телеграммой от 12 августа 1884 г. Гире разрешил Попову согласиться принять эту просьбу от Франции. В феврале 1885 г. юрисдикция была вновь передана французскому консулу (АВПР, ф. Гл. архив 1-9, 1882-1887 гг., д. 38, лл. 149, 389). О стремлении России не обострять отношения с Китаем свидетельствует ряд документов, в частности отказ русского МИД в ходатайстве подпоручику русской армии Эйнзиделю, просившему разрешения завербоваться волонтером во французский экспедиционный корпус во Вьетнаме (АВПР, ф. Гл. архив II-8, 1884 г., д. 3, лл. 1-2), а также секретная телеграмма от 18(30) августа 1884 г., в которой Гире просил Попова «разъяснить китайским министрам, что, не имея возможности на основании международных обычаев отказать в ходатайстве французскому правительству, мы нисколько не солидарны с преследуемыми им целями. Что касается французского духовенства, то покровительство наше должно распространяться, лишь на лиц, а не на католические интересы» (АВПР, ф. Гл. архив I-9, 1882-1887 гг., д. 38, л. 167).