№ 204

Донесение А. П. Моренгейма А. Г. Влангали о создании Англией коалиции нейтральных держав для защиты их интересов в случае войны Франции с Китаем

№ 81

30 ноября (12 декабря) 1883 г.
Лондон [401]

Перевод

Господин управляющий!

В своем донесении от 7 ноября (26 октября) № 75 (См. док. № 201) я позволил себе предсказать, что английское правительство не останется в одиночестве при проведении мер, к которым оно сочтет в нужный момент прибегнуть, для того чтобы в случае войны между Францией и Китаем дополнить нейтралитет гарантиями защиты ее интересов, поставленных под угрозу.

В недавно произнесенной лордом Хартингтоном речи говорится о достигнутом уже соглашении по этому поводу с Германией, к которому сегодня следует присоединить Соединенные Штаты и Италию. [402]

Лорд Гренвил изложил мне причины, побудившие британский кабинет быть инициатором в организации своего рода солидарности нейтральных стран, не имеющей характера вмешательства, которое может быть неблагоприятно истолковано той или иной воюющей стороной. Такая солидарность будет признана способной предохранить, насколько это возможно, общие интересы, находящиеся под серьезной угрозой последствий конфликта, к которому, как они считают, эти державы не имеют отношения.

С одной стороны, говорил он мне, факты показывают, насколько нельзя полагаться на китайское правительство в деле защиты жизни и собственности иностранцев какой бы то ни было национальности, проживающих на его территории. А с другой — Франция может быть вынуждена и может счесть себя вправе так расширить свои морские операции, что это нанесет значительный ущерб торговле нейтральных стран. Может случиться даже так, что этот ущерб, вызванный войной, ляжет более тяжелым бременем на эти страны, чем на сами воюющие державы. В этом столь исключительном случае нейтралитет, не огражденный защитительными мерами, подвергнет нейтральные невооруженные державы ударам, на которые они не смогут ни ответить и даже отразить их. Если воюющие державы хотят, чтобы Европа осталась в стороне от конфликта между ними, они должны в первую очередь взять на себя обязанность не ущемлять их интересы. Очевидно также, например, что никакая держава не может признать значимость блокады на бумаге и что эффективная блокада сама натолкнется на серьезные трудности. Франция должна будет, таким образом, тщательно избегать войны в большом масштабе и стараться локализовать свои военные операции границами дельты, которая является ее прямой целью. По мнению лорда Гренвила, разрешение проблемы заключается именно в этом, но он не скрывает и того, что оно находится в тесной зависимости от успехов французского оружия, так как новые неудачи в этой местности могут неизбежно повлечь за собой диверсии в других пунктах, что немедленно вызовет новые опасности.

Будет ли солидарность нейтральных государств, задуманная британским правительством, выгодна им в одинаковой степени? В отношении защиты всех иностранцев без различия национальностей, проживающих в Китае, доверенной командующим морскими силами, трудно что-либо возразить, и договоренность о распространении их заступничества не только на своих соотечественников будет достигнута. Что же касается торговых интересов, то кажется, что эта солидарность, приняв слишком общие формы, принесет явную, если не совершенно исключительную, то по крайней мере преобладающую выгоду той или иной великой морской державе, которая сможет ловко обеспечить покровительство своей торговле и бескорыстную помощь со стороны других наличных иностранных сил. Поэтому в подобной ситуации европейскую солидарность следует понимать в более узком смысле.

Впрочем, из слов лорда Гренвила следует, что подобные предложения были сделаны всем державам. Они, следовательно, должны будут, каждая за себя, высказать свое мнение.

Соблаговолите принять, г-н управляющий, уверения в моем глубоком уважении.

Моренгейм

АВПР, ф. Канц., 1883 г., д. 96, лл. 288-291 об, Подлинник на франц. яз.