№ 199

Донесение Г. Л. Кантакузена Н. К. Гирсу о позиции Англии и Китая во франко-китайских переговорах относительно Вьетнама

№ 61

12 (24) сентября 1883 г.
Лондон [394]

Перевод

Господин министр!

Происходящие в Париже переговоры между маркизом Цзэном и г-ном Ферри и переговоры в Вэлмер Кэстл между лордом Гренвилом, г-ном Ваддингтоном и китайским послом продолжают быть в центре внимания общественного мнения.

По-видимому, добрые услуги, предложенные кабинетом Сент-Джеймса, не помогли до сего времени найти ту основу, на которой можно было бы достигнуть соглашения, и позволительно усомниться в том, что британское правительство в этих условиях на самом деле пользуется своим влиянием на китайское правительство, чтобы убедить его пойти на уступки, которые могли бы удовлетворить чаяния парижского кабинета.

Китай же со своей стороны использовал международные отношения, навязанные ему цивилизованным миром. Он использовал их для того, чтобы изучить интересы, объединяющие или разделяющие великие державы, которых он больше всего сейчас опасается. И в настоящее время, когда Китай прекрасно понимает выгоды своей позиции, он, по-видимому, намеревается использовать только для себя опасности для Франции, имеющиеся в Европе, и [395] ревнивое беспокойство, которое возбуждает в Англии колониальная политика парижского кабинета.

Пекинское правительство должно, конечно, знать, что Англия ввиду значительных выгод своей торговли с Китаем сделает все возможное, чтобы избежать разрыва между Китаем и Францией и что она несомненно не откажется в случае необходимости решительно протестовать против подобной войны. Уверенность эта, полностью, между прочим, подтвержденная всем тем, что здесь говорят во всеуслышание как в официальных и деловых кругах, так и в печати, не такого рода, чтобы побуждать китайского представителя советовав своему правительству идти на уступки, которые, вероятно, будут отклонены, что может сильно скомпрометировать его личную безопасность в Пекине. Очевидно, он заинтересован в том, чтобы выиграть время и не брать на себя никаких обязательств, прежде чем не будет известно мнение французского парламента, который скоро должен будет высказаться по этому вопросу. Это и есть та линия поведения, которой, по всей видимости, придерживается маркиз Цзэн.

По словам г-на Карри, являющегося все еще единственным представителем Форин-Оффиса в Лондоне, разногласия, разделяющие участников переговоров, еще больше обострились за последние дни. Был такой момент, когда парижский кабинет попытался даже объединиться с кабинетом Сент-Джеймса, второй раз действовать заодно с целью навязать свои условия Китаю. Но так как эти предложения не встретили должного поощрения, г-н Ваддингтон решил остановиться на мысли о создании нейтральной зоны между французскими владениями и Китаем. Маркиз Цзэн отверг это предложение, как противоречащее интересам Небесной империи.

По мнению г-на Карри, Китай, может быть, уступит Франции владения Аннамом, но никогда не согласится на ее господство в Тонкине. Франция, говорил он, фактически стремится овладеть лишь устьем Красной реки, которое Китай должен и хочет сохранить себе любой ценой. Господство над этим водным путем действительно является необходимым для Китая, эта река открывает доступ в китайскую провинцию Юньнань, и в этом только и состоит ее значение. Таким образом, неуступчивость пекинского правительства рассматривается в Лондоне как вполне законная, тем более что британское правительство уверено, что если Китаю будет гарантировано господство над Красной рекой, то он поспешит открыть ее в интересах торговли для всех наций.

Поэтому возможно, что решение отдать Аннам Франции, обеспечив Китаю господство над Тонкином, будет здесь встречено благоприятно и будет рассматриваться как совершенно справедливое. Подобное соглашение тем более удовлетворит кабинет Сент-Джеймса, что оно сведет к скромным размерам результаты устрашающих предприятий парижского кабинета и, возможно, отвратит его от проведения политики, которая ставит Францию в положение соперничества с Англией, подвергая большой угрозе добрые отношения между ними.

Имею честь быть с глубочайшим почтением, г-н министр, в. пр-ва покорнейшим и преданнейшим слугою.

Кантакузен

АВПР, ф. Канц., 1883 г., д. 96, лл. 208-212. Подлинник на франц. яз.