№ 187

Донесение А. П. Моренгейма Н. К. Гирсу об обсуждении французским парламентом Тяньцзиньского договора

№ 24

6 (18) июля 1885 г.
Париж [359]

Перевод

Господин министр!

Договор, заключенный между Францией и Китаем 9 июня с. г. в Тяньцзине 390, ратифицирован обеими французскими палатами; считаю своим долгом приложить к сему для в. пр-ва официальный текст его (См. АВПР, ф. Канц., 1885 г., д. 78, лл. 121-127) .

Это соглашение является, собственно, воспроизведением первого договора, заключенного еще до последних военных инцидентов, которые вызвали опасение, что соглашение станет сомнительным. Дебаты, вызванные этим соглашением, не касались его сути, свободно отклонялись от темы, превращаясь в дискуссии ретроспективного характера, столь же резкие, сколь и бесплодные, о политике предшествующего кабинета. Было ясно, что малоубежденные ораторы через головы еще менее убежденной аудитории обращались к самой стране, т. е. к избирателям, голоса которых надо заполучить, оспаривая их друг у друга. Так, впрочем, обстоит дело и в отношении всех других вопросов повестки дня, включая сюда и бесконечно обсуждающийся вопрос о. бюджете. Все эти вопросы стали не чем иным, как просто ареной избирательной борьбы.

Ст. 2, говорящая об отношениях соответственно Франции и Китая к Аннаму, из-за своей неясной и запутанной редакции стала тем звеном, которое было использовано для того, чтобы заставить г-на Фрейсине решительно заявить, что речь шла лишь об удовлетворении самолюбия китайского правительства, по отношению к которому Аннам отныне поставлен в условия полной независимости, без вассальных отношений и выплаты какой бы то ни было дани.

Западня в Хюэ 391 получилась весьма кстати, чтобы подвергнуть самому решительному испытанию эту версию. Те, которые систематически распространяют тревожные слухи, используют это положение и предсказывают новую и обременительную кампанию в придачу к тонкинской. Доклады генерала де Курси, напротив, стремятся представить настоящее и будущее положение в благоприятном свете, и правительству не составляет труда разделять этот оптимизм. Итак, вопрос решат события.

Французской торговле предоставлены на сухопутных границах весьма реальные преимущества. Китай обязуется обращаться к французской промышленности по вопросу строительства железных дорог, правительство же Республики берет на себя обязательство предоставить необходимый персонал. Франция в силу довольно необычного пункта соглашения обязуется строить железные и другие дороги в Тонкине, т. е. на территории, которую она считает своей собственной.

Напрашивается вопрос: не останутся ли все эти преимущества еще на долгое время иллюзорными вследствие ложащихся на Францию обязанностей восстановить и сохранять порядок в обширных, пустынных и суровых районах, граничащих с Китайской империей? В этих районах в зависимости от более или менее доброй или злой воли Небесной империи будут всегда появляться враги Франции в таком количестве, какое «небесные» сочтут необходимым, даже если для этого им самим придется пополнять ряды «Черных флагов» или флагов любого другого цвета. Одним словом, кладет ли договор более или менее официальный конец военным действиям и может ли Франция рассматривать Тонкинскую войну для себя законченной? На этот счет может быть только очень слабое успокоение.

Примите, г-н министр, уверения в моем глубоком уважении.

Моренгейм

АВПР, ф. Канц., 1885 г., д. 78, лл. 121-123 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

390. 9 июня 1885 г. в Тяньцзине был подписан франко-китайский договор о мире, дружбе и торговле, состоявший из 11 статей. В основу его была положена Тяньцзиньская конвенция от 11 мая 1884 г. По этому договору Китай признавал протекторат Франции над Аннамом; намечались конкретные мероприятия по созданию комиссии для установления границ; разрешалась импортная и экспортная торговля между Китаем и Тонкином, для чего отводились пункты под Лао-Каем и Ланг-Соном, которые подчинялись режиму открытых портов и имели право консульского представительства; предусматривалось заключение дополнительной конвенции о торговле между Тонкином (т. е. Францией) и южными провинциями Китая; Франция получала исключительное право строительства железных дорог в Китае; признавались действующими подписанные ранее договоры и соглашения между Китаем и Францией. 25 апреля 1886 г. был заключен торговый договор, предусмотренный Тяньцзиньским договором и касающийся южных провинций Китая (L. Reinach, Recueil des traitеs..., pp. 229, 236).

391. Начиная с лета 1885 г. освободительная борьба во Вьетнаме принимает новый размах. Сигналом послужило нападение вьетнамских войск на прибывшего в июле 1885 г. в Хюэ французского главнокомандующего генерала де Курси, желавшего расправиться с регентом Тон-Тхат-Тхюйетом и другими королевскими чиновниками, непримиримо настроенными по отношению к захватчикам. Нападение вьетнамских отрядов было отбито, Тон-Тхат-Тхюйет и молодой король Хам-Нги бежали в горы, где ранее был создан укрепленный район Тан-Co (провинция Куанг-Чи). Хам-Нги обратился ко всему населению Вьетнама с призывом начать восстание. Французы возвели на престол нового короля — Донг-Кханя, а Хам-Нги объявили низложенным.