№ 185

Донесение А. П. Моренгейма Н. К. Гирсу об обсуждении французским парламентом тонкинского вопроса

№ 41

22 ноября (4 декабря) 1884 г.
Париж [356]

Перевод

Господин министр!

Председатель Совета министров был прав, рассчитывая на дух субординации у большинства, которым он располагаете палате. По жгучему вопросу о Тонкине он получил большинство в 117 голосов 386. Несмотря на поистине неопровержимые разоблачения, приведенные парламентской комиссией по расследованию 387, призванной осудить действия правительства в этом деле,— разоблачения, которые не преминули с беспощадной суровостью использовать противники правительства в ходе бесконечных дебатов, поднятых по этому случаю в Бурбонском дворце, г-н Жюль Ферри, хотя и сильно задетый морально, одержал тем не менее реальную победу, обеспечивающую ему, по-видимому, власть до критического момента всеобщих выборов, срок которых приближается. Эти выборы призваны сыграть решающую роль в будущей судьбе Франции.

Объемистое досье документов к докладу комиссии, а также протоколы показаний, данных в самой комиссии авторами и наиболее авторитетными проводниками этой политики, представляют собой ряд решающих доказательств неспособности, непоследовательности и неправоспособности тех, кто руководил этой политикой. Из этого само собой составлялось обвинительное заключение. Но правительственное большинство не хотело, чтобы его убедили, и, хотя правительство и не избежало голосования по вопросу о доверии, тем не менее оно добилось утверждения кредита свыше 40 млн. с условием со всей твердостью продолжать начатую операцию.

Итак, китайское правительство получило надлежащее предупреждение. Будут ли последствия этого торжественного проявления решительной воли страны соответствовать тому, что от него, по-видимому, ожидают? Последние притязания Китая, доходящие до отказа от Тяньцзиньского договора идо возобновления требований всех своих старых прав на Тонкин, возвращают, таким образом, тяжбу к ее исходным позициям 388. Было ли это бахвальство, которое даже трудно принимать всерьез, только результатом поощрений, образовавшихся из представления о мнимом бессилии Франции, и уступит ли оно место более здравой оценке действительности в результате последнего голосования палаты, к которой не замедлит не менее энергично присоединиться и сенат? Это как раз то, что несомненно покажет ближайшее будущее.

Не легко распознать истинную правду в том, что рассказывают о попытках добрых услуг или посредничества, к которым, кажется, собирается прибегнуть английское правительство не без согласия Франции. Г-н Ферри делает вид, что он отказывается от этого, но в его словах нет должной ясности. Возможно, что он только предоставляет события их естественному течению. Но отныне всем известно, что в этом отношении нет согласия даже в Правительстве. Два министра — морской и военный, поддерживаемые своими коллегами,— энергично высказались в пользу соглашения, подчеркивая, однако, причины, по которым они примут с недоверием так называемые добрые услуги Англии и Америки: от первой — В связи с ее слишком открыто враждебным отношением к Франции в Египте; от второй — вследствие опасности помочь ей создать себе преобладающее положение и получить слишком большое влияние на Дальнем Востоке. Взоры сторонников соглашения направляются преимущественно в сторону России, но они питаются странными иллюзиями о том, что эта дружественная держава в своем стремлении избавить Францию от якобы унижающего ее демарша — обращения к услугам иностранцев — возьмет на себя инициативу необходимых демаршей. Один чрезвычайно характерный факт — это полное воздержание двух министров, больше всех непосредственно связанных с нынешними осложнениями, роенного министра и министра по морским делам, от какого бы то ни было участия в дебатах, в которых правительство должно было отстаивать свои позиции перед депутатами 389. Они предоставили председателю Совета министров действовать собственными средствами. Более того, их свидетельские показания в комиссии меньше всего определялись доброжелательными намерениями по отношению к нему. [357]

В. с-во соблаговолит вспомнить мои сообщения о высказываниях Ферри, что главной гарантией мирных настроений Китая, по его мнению, является абсолютное отсутствие финансовых средств и явная невозможность для него получить заем. Так как вчера в газетах сообщалось о заключении китайским правительством займа в 35 млн. фр., я спросил председателя Совета министров, что он думает об этом. Он показался мне весьма скептически настроенным и заявил, что он совершенно не верит этому.

Примите, г-н министр, уверения в моем глубоком уважении.

Моренгейм

АВПР, ф. Канц., ]884. г., д. 96, лл. 120-123 об. Подлинник на франц. яз.


Комментарии

386. На заседании парламента 27 ноября 1884 г. за доверие правительству Ферри было подано 295 голосов против 176 («L’affaire du Tonkin. Histoire diplomatique», Paris, s. a., p. 285).

387. Парламентская комиссия была создана осенью 1884 г. в связи с резко возросшим недовольством в стране и парламенте авантюристическим курсом правительства Ферри. Вот что сообщает о деятельности этой комиссии Моренгейм в своем донесении Гирсу от 17 (29) октября 1884 г.: «Для ведения расследования была создана специальная комиссия, напоминающая парламентский следственный комитет. Комиссия обязала министерство отчитаться в малейших своих распоряжениях, письменных и устных, начиная с возникновения дела, которое, как единодушно соглашаются сейчас все, втянуло страну в авантюру без заранее продуманного плана, без твердо установленной линии поведения... Подвергая все более и более серьезной опасности военные силы и ресурсы страны при помощи вызывающих отсрочку недомолвок, министерство рассчитывало на оттяжку времени... Члены комиссии требуют без конца все новые и новые документы самого секретного порядка. Министры и их чиновники ежедневно подвергаются допросам». В этом же донесении характеризуется состояние общественного мнения во Франции: «Хотят покончить с этим. Эти слова произносятся всеми, и покончить любой ценой... Война, как признано сейчас, будет самой тяжкой авантюрой: она потребует бесконечной посылки значительных военных сил, поглотит огромные Суммы денег и, таким образом, создаст напряжение, совершенно несоизмеримое с теми выгодами, которые можно было бы извлечь из нее. Но мир... путем переговоров или арбитража будет в данное время равносилен моральному поражению... Правительство остается в тупике» (АВПР, ф. Канц., 1884 г., д. 96, лл. 92-95).

388. Успехи китайских войск в их сопротивлении французскому вторжению на Тайвань, Патриотический подъем в стране повлияли на позицию китайского правительства, заявившего в этот период о своем нежелании идти на уступки, требуемые Францией.

389. Разногласия между военным министром Кампеноном, морским министром Пейроном— противниками посылки континентальных французских войск во Вьетнам и расширения франко-китайской войны — и Ферри привели к отставке Кампенона. Его пост занял генерал Леваль, поддерживавший линию Ферри. В связи с этим командование войсками во Вьетнаме было передано из ведомства Морского министерства Военному министерству. Командование же войсками на Тайване и морскими силами оставалось в руках Морского министерства. Об этом кризисе внутри высших правительственных сфер и появлении «серьезных симптомов распада в рядах правительственной партии», т. е. среди буржуазных республиканцев, сообщает Моренгейм в донесении от 8(20) января 1885 г. (АВПР, ф. Канц., 1885 г., д. 78, лл. 206-208).