№ 177

Донесение К. И. Вебера И. А. Зиновьеву о французской блокаде аннамских и тонкинских берегов

№ 49

16 (28) сентября 1883 г.
Пекин

Милостивый государь Иван Алексеевич!

Телеграммою от 27 августа с. г. (См. док. № 175) я имел честь сообщить в. пр-ву о том, что французский посланник г-н Трику, находясь в Шанхае, объявил китайскому правительству о блокаде аннамских и тонкинских портов 369. Прилагая при сем в переводе сообщение его князю Гуну, в котором он мотивирует принятие подобной меры дошедшими до него известиями об отправлении в Аннам китайских судов с оружием и военною аммуницией, что будто бы несогласно с аннамско-французским договором 1874 г., я считаю долгом препроводить при сем еще перевод с появившегося в частных корреспонденциях хонконских и шанхайских газет объявления контр-адмирала Курбе, начальника французской эскадры в Тонкине.

Как относительно причин блокады, так и местностей, которые оной подвергаются, эти 2 документа значительно расходятся. В объявлении адмирала, обнародованном в городе Хайфане (Haiphong, в Тонкине) лишь 28 августа (нов. стиля) , хотя блокада, по-видимому, вступила в силу 18-го числа, говорится об одних тонкинских берегах и о войне между Францией и Аннаном. По сообщению же г-на Трику, блокадное положение [344] распространяется и на аннамские порта, и причиною распоряжений французского правительства приводится не война, а 2-ая статья мирного договора с Аннаном. В этой статье постановлено: «les armes et les munitions de guerre ne pourront еtre ni importеes ni exportеes par la commerce» и далее: «toutes les interdictions, а l’exception de celle qui concerne les armes et les munitions, qui ne peuvent еtre transportеes sans une autorisation spеciale du Gouvernement annamite, ne s’appliquent...» (Торговля оружием и военным снаряжением запрещена как импортная, так и экспортная, и далее: все запреты не применяются, за исключением запретов на оружие и снаряжение, которые нельзя перевозить без специального разрешения аннамского правительства.... (франц.) ) . Разрешение привозить в Аннам оружие зависит поэтому вполне от усмотрения правительства оного, но не Франции, которая может препятствовать тому не иначе, как если она в войне с Аннамом. Но о войне г-н Трику не говорит в своем сообщении князю Гуну, ни о том, что ему известно, что отправившиеся в Аннам с оружием суда не имеют на то разрешения от аннамского правительства. Он, следовательно, не доказал, на каком основании Франция вмешивается в это дело и что дает ей право задерживать и даже конфисковать суда других наций.

Несколько дней тому назад г-н Трику приехал в Тяньцзинь и возобновил свои переговоры с канцлером Ли Хун-чжаном. Правительство богдохана не выходит из выжидательного положения, хорошо понимая, что в интересах Франции искать скорого окончания аннамского вопроса. Оно знает, что война с Китаем была бы весьма непопулярна во Франции, и поэтому надеется, что последняя согласится со временем на некоторые уступки.

Прошу принять, м. г., уверение в отличном моем почтении и совершенной преданности.

К. Вебер

АВПР, ф. Гл. архив, I-9, 1882-1887 гг., д. 38, лл. 56-58. Подлинник.


Комментарии

369. 10 августа 1883 г. министр иностранных дел Франции Шальмель-Лакур направил циркуляр морским державам, в котором указывались в качестве причины объявляемой блокады побережья Тонкинского залива поступившие сигналы о направляющихся во Вьетнам кораблях с боеприпасами. Этого Франция не могла допустить ввиду борьбы ее с повстанцами на оккупированной аннамской территории («L’affaire du Tonkin. Histoire diplomatique», Paris, [S. a.], pp. 76-77). В ответ на требование Китая разъяснить мотивировки блокады французский посланник в Китае Трику направил Цзунлиямыню ответ, сформулированный следующим образом: «По полученным из разных портов Китая сведениям, китайские суда с оружием и военной амуницией отправлены были в Аннам. Торговля эта противоречит 2-й статье заключенного в 1874 г. с аннамским правительством договора... Вследствие этого отдано приказание блокировать все порты Тонкинских и аннамских берегов и принять с этой целью самые строгие меры; подозрительным купеческим судам, приближающимся к этим берегам, будет произведен осмотр» (АВПР, ф. Гл. архив I-9, 1882-1887 гг., д. 38, л. 60). В то же время в имеющемся в АВПР тексте объявления о блокаде контр-адмирала Курбе говорится: «Ввиду существующей между Францией и Аннамским государством войны и на основании данной нам власти мы даем знать, что после 17 августа 1883 г. все порты и входы, реки, бары, речки, гавани и проч., находящиеся по Тонкинскому берегу между островом Хонни (Хонгай) и Паклуном будут действительно блокируемы морскими силами, вверенными нашему управлению, и что приятельские или нейтральные суда будут задерживаемы... для обыска груза и очистки их от блокады. Меры эти будут приняты против судов, покушающихся нарушить блокаду, согласно международному праву и существующим между нейтральными державами трактатам» (АВПР, ф. Гл. архив 1-9, 1882-1887 гг., д. 38, л. 59). Этот эпизод показывает, что правительство Ферри, опасаясь противодействия или недовольства европейских держав, ведущих с Китаем торговлю, прибегало к грубым нарушениям международного права, чтобы развязать себе руки в борьбе с менее сильным противником — Вьетнамом — и изолировать Китай как его официального союзника.