№ 172

Донесение русского посланника в Китае Е. К. Бюцова Н. К. Гирсу о захвате французами Ханоя

№ 19

26 мая (7 июня) 1882 г.
Пекин

Коллежский советник Кояндер имел честь довести до сведения в. впр-ва в донесении от 14 (26) февраля 1880 г. № 11 (См. АВПР, ф. Гл. архив, I-1, 1880-1882 гг., д. 486, лл. 22-23) о распространившихся в то время слухах, будто бы французское правительство приняло решение занять всю территорию Аннамского королевства. Слухи эти, однако, ничем не были оправданы тогда 334, и лишь в недавнее время французы предприняли действия, которые могут служить подтверждением основательности приписываемых им намерений.

В минувшем апреле в Сайгоне был снаряжен отряд из нескольких рот пехоты и отправлен морем к устью реки Сонкой (Красная река) в Тонкине (северная часть Аннама) . Поднявшись по реке до города Ханой, французы потребовали сдачи его, и, получив в этом отказ, взяли его приступом после непродолжительной бомбардировки. О дальнейших их действиях известно пока только то, что они подчинили непосредственному управлению своему таможенную часть и что они имеют в виду, как утверждают сайгонские газеты, постепенно подняться по Сонкою и утвердиться в нескольких пунктах вплоть до китайской границы, очистив край от разбойничьих шаек беглых китайцев, грабежи которых препятствуют развитию торговли по Сонкою между Тонкином и богатыми соседними областями Южного Китая. По мнению французских путешественников, посетивших эти области, обширный рынок, который они представляют для сбыта европейских произведений, и изобилие в них естественных богатств, преимущественно минеральных, не позволяют сомневаться в возможности развития значительного торгового движения по Сонкою, если только водяной путь этот будет сделан безопасным. В этих расчетах, независимо от тех выгод, какие может представлять обладание самого Тонкина, следует, вероятно, видеть главные причины, побуждающие французов утвердить свою власть в северной части Аннама. Транзит по Сонкою они выговорили себе уже по договору с Аннаном 1874 года, но пользование этим правом оказалось невозможным вследствие того, что торговое движение по этой реке находилось в полной зависимости от [324] разбойничьих шаек 335. Устранение этого препятствия торговле 336 было предметом постоянных требований французов. Бессилие аннамского правительства или намеренное уклонение его от исполнения этих требований, по-видимому, и послужили французскому правительству предлогом прибегнуть к силе.

Китайские министры были, как и можно было ожидать, крайне встревожены известием о французских действиях в Тонкине. Они обратились к здешнему посланнику республики за объяснениями, которых, однако, не получили от него; г-н Буре ответил им, что ничего не знает о происшествиях, составляющих предмет запроса министров.

Германский посланник поверил мне, что он коснулся в разговоре с членами Цзун-ли-ямыня 337 действий французов в Тонкине с тем, чтобы обратить внимание министров на ущерб, который может быть нанесен интересам Китая в случае, если французам удастся отвлечь к Тонкину торговлю иностранцев с южными областями Китая, в чем они легко могут успеть, если правительство богдохана будет следовать нынешней торговой политике своей и не устранит тех стеснений и злоупотреблений, которыми, вопреки договорам, обставлена иностранная торговля. Но, несмотря на обнаруженное министрами беспокойство относительно утверждения власти французов в Тонкине, предостережения г-на фон-Брандта не побудили их, как он на то рассчитывал, прийти с ним к соглашению по торговым вопросам, о которых он давно ведет переговоры с ними от лица всех иностранных представителей.

Китайское правительство, как передают шанхайские газеты, отправило недавно с поручением к аннамскому двору адмирала, командующего морскими силами на Ян-це-киане.

С глубоким почтением и проч.

Помета на л. 2: Сообщено управляющему Морским министерством 31 июля 1882 г. № 2984. Министру финансов 31 июля 1882 г. № 2985

(Отпуски препроводительных писем на имя министра финансов Н, X. Бунге и управляющего Морским министерством И. А. Шестакова см. АВПР, ф. Гл. архив, I-9, 1882-1887 гг., д. 38, лл. 4, 5) .

АВПР, ф. Гл., архив, 1-9, 1882-1887 гг., д. 38, лл. 2-3 об. Копия.


Комментарии

334. Это положение опровергается как высказываниями самого Жорегибери в 1879-1880 гг., опубликованными позже в «Желтых книгах», относительно разработанных им планов захвата дельты Красной реки и подготовки французских вооруженных сил для этой экспедиции, так и донесением поверенного в делах России в Китае Кояндера от 15(27) сентября 1880 г., сообщавшего, что «французская эскадра находится в полной готовности для этого, хотя экспедиция еще не разрешена центральным правительством» («Affaires du Tonkin», pt. I, pp. 117, 128; АВПР, ф. Гл. архив, I-1, 1880-1882 гг., д. 486, л. 88).

335. См. прим. 347.

336. Усиленные сетования французских официальных кругов и прессы по поводу препятствий французской торговле по Красной реке были лишь предлогом для вмешательства в дела вьетнамского государства. Как свидетельствуют современники, в эти годы французская торговля в Северном Вьетнаме была незначительной. Так, англичанин Норман писал, что полтора года спустя после подписания договора 1874 г. ни одно французское судно не вошло в Красную реку, тогда как по этому же водному пути в южные китайские провинции за это же время прошло 11 английских кораблей, 6 немецких и 116 китайских джонок (С. В. Norman, Le Tonkin ou la France dans l'Extrеme-Orient, Paris, 1884, p. 144). Французский консул в Хайфоне Кергарадек подсчитал, что в 1880 г. из всех посетивших этот порт судов 35% (по тоннажу) было английскими, 20 — американскими, 23,5 (не считая джонок) — китайскими, 11 — немецкими, 5,5 — голландскими и лишь 5% французскими («Annales de l’Extrеme-Orient», t. 4. Paris, 1881/1882, p. 137).

337. Цзунлиямынь — государственный орган, ведавший отношениями Китая с иностранными государствами и игравший роль Министерства иностранных дел. Был создан в 1861 г.