№ 170

Донесение И. Г. Лорис-Меликова М. И. Терещенко о решении сиамского правительства направить отряд добровольцев в Европу

№ 10

11 (24) сентября 1917 г.
Бангкок

В дополнение к телеграмме моей от 10 (23) сего сентября № 49 (См. АВПР, ф. Японский стол, д. 1793, л. 28) препровождаю при сем английский текст воззвания сиамского военного министра от 21 сентября нов. ст. (См. АВПР, ф. Японский стол, д. 1793, л. 100) , призывающего от имени короля добровольцев к поступлению в специальный сиамский военный отряд, отправляемый на западный театр войны.

Король принял это решение, как говорится в объявлении, желая явить, что Сиам готов оказать действенную поддержку союзным державам в ведении войны за свободу всех народов как великих, так и малых, и для поддержания святости международного права и уничтожения виновников грубого его нарушения. Отряд призван «развернуть (display) сиамский национальный флаг в Европе, как эмблему чести короля и достоинства сиамской нации, давая тем самым осязательное доказательство тому, что мы находимся в союзе с великими нациями». [310]

Посылка отряда преследует также инструктивные цели, так как ожидают, что участники его приобретут на полях сражения ценный опыт как своей собственной деятельностью, так и прохождением школы у союзнических армий, умудренных 3-летней практикой.

Экспедиционный отряд будет снаряжен в виде летучего корпуса, в состав которого войдут авиаторы, моторные механики и врачебно-санитарный персонал, в полном комплекте.

К участию в экспедиции принимаются как военные, активные и запасные, так и лица гражданские; последние в данном случае освобождаются от «татуировки» 333.

Мысль о посылке сиамского отряда на европейский театр войны исходит от французского правительства, которое, как мне доверил министр иностранных дел, сделало об этом формальное предложение сиамскому правительству, «с ведома английского правительства», добавил он на мой вопрос. Отправление его во Францию предполагается будущей весной.

Численность его пока не определена. В первый же день объявления записалось более тысячи желающих. Их всех особенно прельщают, — как заметил принц Девавонг, к слову сказать, всегда относящийся несколько скептически к военному пылу своих сограждан,— двойное жалованье и перспектива проехаться на казенный счет в Европу.

Как бы то ни было, пребывание сиамских волонтеров в Европе во всех отношениях, несомненно, отразится благотворно на страну (Так в тексте) и поможет вывести ее на свет божий. Я поэтому счел своим долгом поздравить министра иностранных дел по поводу принятого сиамским правительством мудрого решения закрепить свою солидарность с союзниками не только моральной поддержкой, но и кровью активного военного выступления.

И. Лорис-Меликов

АВПР, ф. Японский стол, д. 1793, л. 98-99. Подлинник.


Комментарии

333. В Сиаме в XIX в. существовала система учета жителей, обязанных выполнять работы для государства. На запястье им ставилась отметка («татуировка»). В 90-е годы XIX в. учет населения был отменен, но подлежавшие призыву в армию продолжали учитываться (подвергались «татуировке»).