№ 142

Донесение Г. А. Плансона-Росткова С. Д. Сазонову о взглядах сиамского короля на войну

№ 6

26 марта (8 апреля) 1916 г.
Бангкок

Милостивый государь Сергей Дмитриевич!

Так как в рядах наших войск имеется немало буддистов из Забайкалья и Астраханских степей и так как буддизм по существу есть учение о непротивлении, воспрещающее всякое насилие, то небезынтересно нашим властям знать, как смотрит на участие буддистов в военных действиях король сиамский, признаваемый всеми буддистами за духовного покровителя их веры.

Я уже имел случай докладывать в. впр-ву содержание речи, произнесенной е. в-вом при начале войны о том, насколько вообще допустима война с точки зрения буддизма (См. док. № 136) . Король разъяснил тогда, что Будда никогда не воспрещал войны и что если война ведется с целью охраны национальной независимости, в защиту от нападения внешнего врага, то такая война дозволена. Король добавил, что сам Будда, по своему царственному происхождению, принадлежал к военной касте Кшатриев и понимал необходимость национальной обороны.

На днях в Банкоке произошел случай, подтвердивший такой взгляд короля. Настоятель одного из буддийских храмов достопочтенный Пра-Деб-Мори, человек пожилой, пользующийся всеобщим уважением как проповедник и благотворитель, издал и роздал гостям на торжественной кремации брошюру, в которой доказывал, что военное занятие есть зло и что те, которые занимаются изготовлением военных припасов, совершают грех. Когда об этом дошло до сведения короля, е. в-во приказал немедленно отставить Пра-Деб-Мори от должности и заключить его в монастырь под стражу. По этому поводу товарищ министра исповеданий и народного просвещения вновь разъяснил, что поступок названного духовного лица прямо противоречит взгляду Будды и привел в доказательство следующую историческую справку. Когда во время жизни Будды в страну вторглись неприятели, то некоторые военные, желая уклониться от участия в военных действиях, стали поступать в монашество. Узнав об этом, Будда приказал всех подобных людей исключать и отсылать к исполнению их воинского долга, состоящего в защите родины от вражеского нашествия. Этим объясняется обычай, существующий до настоящего времени, что поступающего в монашество прежде всего спрашивают, свободен ли он от гражданских обязанностей.

Так как король в высокой степени интересуется и лично руководит обучением и увеличением численности своих как регулярных войск, так и добровольческих дружин и бой-скоутов 314, обширною сетью раскинувшихся по всей стране, то он решил воспользоваться поступком Пра-Деб-Мори, чтобы, наказав его с беспримерною для духовного лица строгостью, раз навсегда внушить своим подданным, что исполнение воинских обязанностей отнюдь не противоречит учению Будды.

С глубочайшим почтением и искреннею преданностью имею честь быть в. впр-ва покорнейшим слугою.

Е. Плансон-Ростков

АВПР, ф. Японский стол, д. 1792, лл. 88-89. Подлинник.


Комментарии

314. Имеются в виду военизированные организации молодежи «Дикие тигры», созданные королем Вачиравутом в канун первой мировой войны.