№ 137

Донесение Г. А. Плансона-Росткова С. Д. Сазонову о германской пропаганде в Сиаме

№ 4

26 января (8 февраля) 1915 г.
Бангкок

Милостивый государь Сергей Дмитриевич!

Главное, что поражает на Дальнем Востоке со времени начала войны, это та необыкновенная настойчивость и уменье, с которыми Германия распространяет повсюду благоприятные для себя сведения. На каждом шагу [268] видны признаки грандиозной организации, умело поставленной и систематически проводимой с затратой громадных средств. Каждый германский торговый дом, клуб, банк, редакция, почти каждый немец на Дальнем Востоке является агентом этой организации, получает из Германии через миссии и консульства готовые известия и распространяет их всеми доступными способами в переводе на местные языки среди туземного населения самых отдаленных уголков. Одновременно повсюду, где возможно, выставлены портреты германского императора, снимки в большом формате германских броненосцев и т. п. Атак как с противоположной стороны ничего не делается в противовес этой пропаганде, кроме скромных официальных известий, притом же систематически опровергаемых германскими телеграммами, то у массы населения невольно слагается впечатление о силе Германии, о том, что она в конце концов победит и что опасно становиться открыто на сторону ее врагов.

Из откровенных заявлений здешних датчан и некоторых голландцев я вынес впечатление, что они просто-напросто не знают истинного положения дел. Они так много слышат и читают о германских победах, что невольно находятся под этим влиянием. Достаточно сказать, что, несмотря на явную преувеличенность германских известий, они все же изо дня в день печатаются во всех английских газетах параллельно с известиями союзников, без всякой критики, ввиду чего у нейтральных читателей слагается впечатление, что истина находится посредине. Прилагаю несколько обращиков текущих германских телеграмм в том виде, как они появляются в здешних газетах (См. АВПР, ф. Японский стол, д. 1792, лл. 52-53) .

Меньше всего сюда проникают русские известия, например, о деятельности немцев в Калише, Ченстохове и вообще в Польше. Ничего не известно также о начальной эпопее обращения немцев с русскими представителями и путешественниками, застигнутыми войной в Германии, ибо сюда не дошло даже официальное сообщение об этом Министерства иностранных дел, и я был бы очень благодарен за присылку мне нескольких экземпляров на французском или английском языке, хотя бы только для раздачи сиамскому правительству и коллегам в ответ на различные их сообщения, коими они постоянно с нами делятся. Недавно, при посещении брата короля принца Борипата, он сам упомянул, что до него доходили слухи о германских зверствах в Польше и дурном обращении с русскими путешественниками, но что он не придает значения этим слухам, считая их преувеличенными. Я ответил, что они, к сожалению, подтверждаются показаниями свидетелей, заслуживающих полного доверия. Но у меня не было под рукой документа, который я мог бы вручить принцу.

Когда в Банкоке собрались из окрестностей многочисленные австрийские и германские подданные, то они первым делом основали здесь немецкую газету «Умшау» под эгидою и на средства, отпускаемые германской миссией. Она выходит приблизительно 2 раза в неделю. Передовые статьи посвящены разъяснению, со ссылками на Шиллера, Гете и других писателей, мирной культурной работы Германии, внезапно нарушенной варварским нападением соседей; восхвалению германских полководцев; разъяснению по-своему смысла нейтралитета, обвинениям французов и бельгийцев в нарушении святости соборов, которые немцам пришлось потом волей-неволей разрушать, разъяснению смысла тех великих побед, которые возвещаются в телеграммах и т. д. Газету эту читают, кроме немцев, также и подданные нейтральных государств, на которых она, несомненно, оказывает известное влияние.

Не удалась германская агитация только среди сиамцев; они сумели сразу ее прекратить, не прибегая, однако, ни к каким крутым мерам. [269]

Когда германские фирмы стали бесплатно раздавать свои листки, а издатели газеты «Умшау» начали переговоры с редакциями касательно издания этой газеты на сиамском языке, появилась в одной из сиамских газет небольшая заметка, в которой в полушутливом тоне, без упоминания каких-либо национальностей, разъяснилось, что торговые фирмы существуют для того, чтобы зарабатывать деньги, а если они раздают что-либо бесплатно, то, несомненно, имеют какую-либо скрытую цель, ввиду чего надо к ним относиться осторожно, и вообще надо жить своим умом, а не подчиняться чужим влияниям, дабы не уподобиться Турции. Заметка была без подписи, но по ее стилю и добродушному юмору читатели поняли, с какой высоты им преподается добрый совет,— и этого было достаточно, чтобы ни одна сиамская редакция не приняла газету к напечатанию и чтобы сиамцы вообще стали относиться отрицательно к германской пропаганде.

С глубочайшим почтением и преданностью имею честь быть в. впр-ва покорнейшим слугою.

Е. Плансон

Помета на л. 49: Надо послать в Банкок инструкцию о нынешних зверствах. Она у В. М. Горлова.

АВПР, ф. Японский стол, д. 1792, лл. 49-51. Подлинник.