№ 123

Донесение А. Е. Оларовского В. Н. Ламздорфу об усилении японского влияния в Сиаме

№ 3

30 мая (12 июня) 1904 г.
Бангкок

Милостивый государь граф Владимир Николаевич!

Не совсем справедливые и часто искаженные телеграммы агентства Рейтера с театра военных действий, а также неточные и постоянно трактующие о победах Японии телеграфные сообщения, публикуемые японской миссией в здешних газетах, до некоторой степени подняли престиж и значение Японии здесь, даже несмотря на недобросовестную поставку ружей для армии и попытку сбыта фальшивых кредитных билетов, о которых я имел честь донести в. с-ву от 20 ноября минувшего и 5 апреля с. г. за № № 7 и 2 (См. АВПР, ф. Японский стол, д. 1785, лл. .22-23 об. и д. 1786, лл. 3-4об.) .

Сродство рас и единоверие, конечно, являются подспорьем к приобретению Японией преобладающего влияния в Сиаме. В настоящее время довольно ясно стало обрисовываться расположение к Японии если не большинства, то по крайней мере половины членов правительства, целиком состоящего из братьев — родных и сводных — и сыновей е. в-ва. Сам король пока еще не совсем склоняется оказывать особое предпочтение японцам, но королева, имея в виду возможность брака наследника с приемной дочерью японского императора, сильно доброжелательствует японцам. Королевский высший женский институт, доныне управлявшийся английским персоналом обоего пола, ныне закрыт, и вновь открыт женский практический институт под управлением японок в качестве начальницы и наставниц. Японский посланник с успехом добился согласия сиамского правительства на приглашение японских офицеров в качестве военных инструкторов, но война помешала их приезду. Министерство земледелия пригласило японских специалистов по разводке и улучшению шелковичного червя и тутовых деревьев, но комиссия эта пока еще занимается исключительно опытами.

Министерство юстиции назначило японского юриста, доктора прав Массао, состоявшего совещательным членом кодификационной комиссии, членом высшего апелляционного суда, и нет сомнения, что японский посланник продолжает добиваться провести японцев в таможенное ведомство, которое пока еще в руках английских инструкторов.

Благодаря приезду нового главного советника сиамского правительства американца Стробеля 294, дела начали было принимать более правильное течение, но болезнь Стробеля, по-видимому, плохо выдерживающего климат Сиама, все опять приостановила.

Принц Ассаданг, брат принца Чакрабуна, которого король одно время предполагал отправить в Россию для поступления, подобно его брату, в Пажеский корпус, по-видимому, в Россию пока не поедет, а первоначально отправится в Англию для усовершенствования в английском языке. Затем уже, но во всяком случае не раньше, нежели как через год, е. в-во решит окончательно, где будет продолжаться воспитание принца Ассаданга.

С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

А. Е. Оларовский

АВПР, ф. Японский стол, д. 1786, лл. 5-6 об. Подлинник.


Комментарии

294. Э. Г. Стробель (1855-1908) — американский дипломат и ученый, профессор Гарвардского университета по кафедре международного права. Занимал пост генерального советника при сиамском правительстве. Начал выполнять свои функции еще в Париже в 1904 г. во время переговоров о заключении франко-сиамского договора.