№ 122

Донесение А. Е. Оларовского В. Н. Ламздорфу о положении в Сиаме

№ 4

14 (27) мая 1903 г.
Бангкок

Милостивый государь граф Владимир Николаевич!

После почти годового отсутствия из Бангкока я нашел в Сиаме значительные перемены как в общегосударственном отношении по внутренним вопросам, так и по вопросам внешней политики.

Восстания в Лаосе и на Малайском полуострове 289 несколько пошатнули неограниченное доверие, которое король питал к министру внутренних дел князю Дамронгу, который вследствие этого под предлогом болезни удалился из Бангкока на свою дачу, но вскоре же и был оттуда вызван королем, которому, конечно, было трудно справляться с делами Министерства внутренних дел без помощи князя Дамронга. Король, вполне убедившись в том, что ошибки князя были не преднамеренны, и будучи совершенно уверенным в его безграничной преданности, вернул ему свое благоволение, и в настоящее время Дамронг опять пользуется расположением короля. Восстание в Лаосе почти что можно считать оконченным, осталось самое незначительное число рассеянных в разных направлениях мелких, плохо организованных банд, с которыми уже генералу свиты е. в-ва Фия Сурриссаку легко управиться, и известие о полном подавлении лаосского восстания, вероятно, недолго заставит себя ждать.

Министерство юстиции создало совершенно ненужные для себя затруднения, стараясь устройством так называемого смешанного суда уничтожить ст. IX Датского трактата, повторяющуюся во всех трактатах Сиама с иностранными державами и дающую право иностранцам, имеющим претензии на сиамских подданных, чтобы таковые разбирались смешанною комиссиею, состоящею из консула жалобщика и сиамского чиновника, назначаемого для такового разбора сиамским правительством. Сиамский смешанный суд, к которому принуждены обращаться английские подданные и американские граждане вследствие особого с этими державами соглашения, зарекомендовал себя не особенно хорошо, так как решения его, несмотря на очевидность, исков, не соответствуют тому понятию о справедливости, к которому европейцы приучены своими судами. Решение судей, кроме того, не свободно, так как оно подвергается во всяком значительном деле критическому разбору министра юстиции князя Раби 290, сына короля, и может быть изменено им по его усмотрению; последнее, конечно, отвергается сиамцами, но нам достоверно известно, что это делается на практике.

Финансовое положение страны далеко не благоприятно. Для покрытия бюджетного дефицита и на дальнейшую постройку железных дорог Сиам должен наряду со всеми государствами прибегнуть к первому внешнему займу, и советник Министерства финансов Ривет-Карнак отправился с этою целью в Европу. Время, выбранное для перехода на золотую валюту, было самое неудачное, торговый баланс не в пользу Сиама, ввоз и вывоз за последние 2 года уменьшился, а также двухлетний неурожай, все это повело к падению тикала. Фунт стерлинг до перехода на золотую валюту был 16 тикалов и весьма редко 16 1/2, но в настоящее время, несмотря на установленную норму в 17 1/2, фунт стерлинг стоит 19 и 19 1/2 тикалов. Соразмерно с падением тикала цены на жизненные продукты поднялись настолько, что это вредно отозвалось на низшем классе населения и, несмотря на [240] значительное улучшение полиции, воровство и бродяжничество усилилось. Предвидится опять уменьшение ввоза и, вероятно, и вывоз не достигнет прошлогодней цифры вследствие запоздания дождей, что имеет громадное влияние на урожай риса, нашего главного вывозного продукта.

Недоверие и нерасположение короля к министру иностранных дел князю Девавонгсе повело к тому, что князь в течение более трех месяцев не управлял министерством, ссылаясь на болезнь и предоставив ведение дел своему товарищу Фия Пипат Коза, португало-сиамскому креолу, принявшему сиамское подданство. Не имея авторитета князя Девавонгсе, Фия Пипат Коза за время своего управления поневоле утерял авторитетное положение министерства, которое в настоящее время обратилось совершенно в передаточную инстанцию и находится по всем делам в зависимости по преимуществу от князя Дамронга, а иногда и от князя Раджбури (Раби) , министра юстиции. Князь Дамронг в настоящее время — первый министр, хотя и не пользуется этим званием.

Морское министерство с отъездом адмирала Ришелье совершенно упало, и небольшой флот сиамский приходит в полный упадок благодаря неумелому управлению князя Абокорна 291, сына короля, воспитывавшегося в Англии.

Армия, благодаря энергии брата е. в-ва, хотя успехов вперед и не сделала, но по крайней мере осталась в том же положении. Действуя против инсургентов, она даже отличилась, хотя общее обвинение в том, что дисциплина в ней недостаточно строга и что она выказала во многих случаях ненужную жестокость, которую начальникам вследствие плохой дисциплины трудно было устранить.

Министерство народного просвещения сильно подвинулось назад, много школ, устроенных по европейскому образцу с обучением английскому языку, закрыто, высшая школа «King’s College» закрыта на неопределенное время, оставшиеся же в ней ученики доканчивают образование под руководством одного европейского профессора, вакансии же двух других, умерших от холеры, говорят, будут замещены, только если решено будет возобновить «King’s College». Королевский институт для молодых девиц княжеского и дворянского происхождения закрыт, и все иностранные учительницы распущены. Все это очень странно, так как школы эти, несомненно, приносили пользу, вырабатывая очень дельных молодых людей как для правительственной службы, так и для частной, молодых людей, которые оказывались всегда дельнее тех, которые посылались в Англию и Германию для общего образования и большинство коих, за исключением князей, возвращалось из Англии и Германии с наклонностями, не соответствующими ни правительственному строю страны, ни ее климатическим условиям.

Заканчивая свое донесение о найденных мною переменах, я счел бы его неполным без доведения до сведения в. с-ва об отношениях, существующих между сиамским правительством и иностранными представителями здесь. Доверие к Англии сильно пошатнулось благодаря действиям последней на Малайском полуострове 292, полное недоверие и даже отчасти ненависть проглядывает в отношении Франции благодаря не ратификованному последнему Парижскому договору 293. Германии сиамцы не доверяют и относятся к ней безучастно, отношения к нам остаются те же, но зато заметно сближение с Северо-Американскими Соединенными Штатами и с Японией.

С истинным почтением и совершенной преданностью имею честь быть в. с-ва покорнейшим слугою.

А. Е. Оларовский

АВПР, ф. Японский стол, д. 1785, лл. 13-17. Подлинник.


Комментарии

289. Имеется в виду крестьянское движение на плоскогорье Корат в 1902 г., а также крестьянские волнения в южных провинциях Сиама, населенных малайцами.

290. Князь Раби — министр юстиции Сиама в 1897-1910 гг. По его инициативе и под его контролем в Сиаме были начаты работы по составлению современного кодекса законов. Уголовный кодекс вступил в силу в 1908 г. Он заменил действовавшее до той поры в Сиаме феодальное право, введя принцип современного буржуазного права. Таким образом, был создан прецедент для отмены права консульской юрисдикции и передачи ее сиамским судам, где применялся новый кодекс.

291. Абокорн — сын Рамы V, ближайший сотрудник принца Борипата по управлению Министерством военно-морского флота Сиама в 1904-1912 гг .

292. Авторитет Англии стал падать из-за того, что с конца XIX в. она вела в северных малайских султанатах, зависевших от Сиама, подготовку к аннексии этих государств. Английская печать в Сингапуре доказывала неспособность и неправомочность сиамского правительства вмешиваться во внутренние дела малайских султанатов («L’Asie franсaise», 1902, p. 129).

293. Имеется в виду франко-сиамское соглашение 1902 г., не ратифицированное французским парламентом.