№ 121

Донесение русского посланника в Японии А. П. Извольского В. Н. Ламздорфу об усилении японского влияния в Сиаме

№ 45

7 (20) июля 1902 г.
Токио

Осенью текущего года, вероятно в октябре, ожидается прибытие в Токио из Европы наследного сиамского принца, окончившего образование в Англии и ныне возвращающегося в Сиам 288. По имеющимся у меня сведениям, со стороны здешнего двора и японского правительства сиамскому принцу готовится особенно блестящий прием. В.с-ву, конечно, известно, что с некоторого времени японцы обращают большое внимание на Сиам. Еще в прошлом году, как мне положительно известно, возбуждался вопрос о приезде в Японию самого сиамского короля; визит этот не состоялся, по-видимому, вследствие сопряженных с ним затруднений этикета. Несомненно, что японское правительство всячески поощряет расселение внутри Сиама японских выходцев. Каждый пароход из Гонконга, по словам очевидцев, привозит в Сиам японских парикмахеров, фотографов, шелководов и тому подобных, которые, как то происходило и происходит в Китае, служат в то же время японскими эмиссарами и соглядатаями. Есть также указания на то, что в сиамских войсках служит некоторое число японских офицеров в качестве инструкторов и что офицеры эти начальствовали над сиамскими силами, проникшими недавно в нейтральную зону между сиамскими и французскими владениями. Это отрицается и японским и сиамским правительствами, но здешний французский посланник имеет об этом положительные сведения.

Вышеописанное стремление Японии распространить сферу своего влияния на Сиам, по-видимому, особенно усилилось после заключения англояпонского союза. Я уже имел честь отметить громко высказываемое здесь убеждение, что союз этот призван играть первенствующую роль на всем Дальнем Востоке и подчинить своей гегемонии не только Китай, но и второстепенные государства вроде Кореи и Сиама. Кроме того, весьма правдоподобно, что Англия, связанная специальными соглашениями с Франциею по отношению к Сиаму, находит выгодным поощрять активную японскую политику в этой стране, дабы косвенно парализовать там французское влияние.

Еще до приезда сиамского наследного принца сюда должен прибыть новый сиамский посланник, личность, как уверяют, известная своею преданностью английским интересам. Назначение это, по-видимому, указывает на некоторый успех вышеописанных англо-японских происков при сиамском дворе.

С глубоким почтением и проч.

Р. S. Французский посланник только что рассказал мне, что он вызвал на днях японского министра иностранных дел на объяснения по вопросу о японских офицерах, замеченных в рядах сиамских войск, и что барон Комура категорически заявил ему, что из Японии не послано в Сиам ни одного офицера. Г-н Дюбайль полагает, что заявление это верно лишь с формальной стороны, т. е. что японское правительство действительно никогда не посылало официальным образом инструкторов в Сиам, но что тем не менее в Сиаме, как и в Китае, служит негласным образом некоторое число японских запасных офицеров, которым японское правительство всячески облегчает поступление в тамошние войска.

АВПР, ф. Японский стол, д. 1779, лл. 178-179, Копия.


Комментарии

288. Имеется в виду принц Вичиравут, наследовавший Раме V.