№ 118

Секретное донесение А. Е. Оларовского министру иностранных дел В. Н. Ламздорфу об усилении германского проникновения в Сиам

№ 10

24 мая (6 июня) 1901 г.
Бангкок

Ввиду успеха германских торговых предприятий в Сиаме нельзя не пожалеть, что французское правительство не воспользовалось удачно начатым сближением между Думером и сиамским правительством. Думер был [234] вполне согласен со мною, что старые распри должны выбыть забыты и новые начала, основанные на широких торговых основаниях, должны были стать основою обновленных сношений между Францией и Сиамом. Он вполне согласился с моею мыслью захватить в свои руки пароходные сообщения между Сингапуром — Банкоком и Банкоком — Сайгоном для того, чтобы установить прочно свое торговое значение здесь, а раз установивши таковое, остальное само собою бы пришло ему навстречу, так как Сиам, не составляя особенного исключения среди восточных народов, склоняется всегда на сторону торгового преобладания. Франция же, благодаря вражде политических деятелей, зависти и упрямству де-Франса, бывшего здесь представителем Франции, не желавшего сознать, что старая политика времен Пави уже более не может быть применима в Сиаме, рушила все то, что было создано Думером, и результатом оказалось, что немцы воспользовались всем тем, чем желал воспользоваться Думер, и идя, как они всегда всюду это делают, с чисто немецкими методичностью и настойчивостью на пути коммерческого преобладания, конечно, добьются и политического влияния. Не думаю, чтобы подобный оборот дел в Сиаме был бы выгоден Франции и даже нам, так как я желал бы, конечно, видеть параллельно с развитием франкосиамских торговых сношений и развитие русско-сиамских торговых предприятий. Последнее при настоящем положении, занятом уже Германиею, пожалуй, легче выполнимо, в особенности, если мы, не теряя времени и пока еще не поздно, займемся развитием наших торговых сношений, если и не единолично, то хотя с помощью Франции и даже Дании. Последняя очень умело воспользовалась нашим положением здесь, передав нам свое представительство, чтобы твердо утвердить свое торгово-промышленное значение, являющееся самым успешным конкурентом Германии, так как Англия в торговом значении ежегодно теряет свое место. Ввиду всего вышеизложенного, я считаю своим непременным долгом представить на соображение в. с-ва мои опасения, что если Германия добьется политического преобладания здесь, то ей не трудно будет осуществить то, что она пробовала сделать прошлым летом, а именно, скрываясь за фирмой Рикменс и К°, завладеть к северу от Пенанга участком земли для угольного склада. Но только вернее, что на следующий раз, чувствуя свое преобладание, она постарается воспользоваться не только клочком земли, облюбованным ею в прошлом году, но и одним из островов в Сиамском заливе. Пока мы не потеряли нашего влияния здесь, вряд ли это случится, но если франко-сиамские дела не будут улажены, я не удивлюсь, что Германии удастся пошатнуть наше, пока еще преобладающее, влияние 283.

АВПР, ф. Японский стол, д. 1782, лл. 87-88 об. Копия.


Комментарии

283. Основываясь на этом донесении Оларовского, Ламздорф обратился с отношением к министру финансов С. Ю. Витте, имевшему тогда сильное влияние на дальневосточную политику России, с просьбой рассмотреть предложения Оларовского, отмечая, что усиление активности Германии в Сиаме может привести к «нежелательным и опасным последствиям». Ламздорф со своей стороны считал целесообразным «приступить к возможному развитию наших торговых сношений с Сиамом, хотя бы с помощью Франции или Дании» (ЦГИА СССР, ф. 95, оп. 18, д. 254, л. 1).